Блогер объехал весь Казахстан и рассказал, что не так с туризмом

Известный тревел-блогер и путешественник с опытом Яков Федоров объехал почти весь Казахстан. Он поделился с Digital Business своим мнением о том, какие проблемы есть в сфере туризма в Казахстане.
Отсутствие инфраструктуры
Одна из очевидных и до сих пор не решенных проблем, по мнению Федорова, — отсутствие нормального размещения.
— Гостиниц или хотя бы приличных хостелов в туристических регионах Казахстана не так уж и много. Это создает трудности как для туристов, так и для командировочных. Даже арендовать квартиру — лотерея: можно попасть в откровенно непригодное жилье без элементарных условий, — делится блогер.
Не лучше ситуация с дорогами, санитарными зонами и питанием. О них говорят уже десятилетие, но реальных изменений по-прежнему нет. В Улытау, например, мы в селе не смогли поесть — все было закрыто, кроме магазина с пирожками, — рассказал Федоров.
Высокие цены
Опытный путешественник подчеркивает, что стоимость отдыха в Казахстане действительно отпугивает многих. Но, по его словам, пугают не столько высокие ценники, сколько несоответствие заявленного уровня качества.
—Туризм не обязан быть дешевым. Должны быть разные сегменты — и бюджетный, и премиальный. Проблема в другом: за те деньги, что мы платим, качество часто не соответствует. Есть даже шутка, что дешевле слетать в Турцию, чем в Боровое. И это правда. Люди готовы платить, но хотят получать соответствующий сервис, инфраструктуру. Надо развивать конкуренцию, устанавливать стандарты — и тогда появятся и доступные туры, и люкс-направления.
Нет системного подхода и культуры приема туриста
Казахстан идеально подходит для автотуризма. Однако по словам путешественника с опытом, по-настоящему комфортным такое путешествие остается лишь в отдельных регионах — Алматинской, Туркестанской и Южно-Казахстанской областях, где хоть как-то развит придорожный сервис.
— В остальных регионах люди даже не знают, что такое кемпинг. Был случай, когда туристка разбила палатку и столкнулась с домогательствами. Это говорит о низкой культуре и отсутствии условий. Важно работать с местным населением — обучать, объяснять, как важно быть гостеприимными. Люди начинают по-настоящему принимать туристов тогда, когда понимают простую вещь: турист — не враг, а источник дохода, — уверен Яков Федоров.
Похожая ситуация с этноаулами. По замыслу, они должны стать визитной карточкой Казахстана: живыми пространствами, в которых турист получает аутентичный культурный опыт. Но на деле — часто это декорации без содержания.
Событийный туризм — только для своих
По словам Федорова, Казахстан умеет организовывать масштабные мероприятия — фестивали, концерты, спортивные события. Но эти проекты практически не работают на приток туристов извне.
— У нас на концерты звезд приходят в основном местные — потому что билеты продают без учета туркомпаний и иностранных туристов. А ведь это могло бы приносить миллионы. В Баку, Абу-Даби, Таллине это работает — потому что вся система заточена под приезжих. У нас же пока все делается «для своих». В идеале турист должен приехать на концерт, остаться на несколько дней, поехать в соседний регион и так далее — тогда туризм начинает работать на экономику. Гонорар артиста все равно уйдет за границу, а вот проживание, питание, сувениры — это деньги, которые можно оставить в стране. Главное — выстроить правильную модель, — делится блогер.