Казахстанец пожил в 7 странах на разных континентах и рассказал, куда лучше всего переезжать

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Ищем журналистов в Алматы! Ищем журналистов в Алматы!
Дата публикации: 16.07.2025, 08:59

Сергею Мигину из Экибастуза 31 год. Впервые он уехал из Казахстана 9 лет назад, сразу после окончания университета в Павлодаре. Работал в ИТ-компании в России, а во время пандемии решил провести несколько месяцев на Бали. С этого момента в его жизни началась череда переездов: мужчина успел пожить в Турции, ОАЭ, Малайзии, на Кипре и в Таиланде. Последняя страна понравилась ему больше остальных, однако в 2023 году казахстанец решил вернуться домой.

Специально для Digital Business Сергей рассказал, по каким критериям он выбирает локацию для переезда, чем его поразил Бангкок, а где ему не особо понравилось. Также узнали, чем казахстанцы похожи на индонезийцев, сколько стоит зимовка в странах Юго-Восточной Азии, и почему он решил вернуться в Казахстан.

«Коррупция в Индонезии развита настолько, что иногда взятки дают чуть ли не в открытую»

– После окончания школы в Экибастузе поступил в Инновационный Евразийский Университет в Павлодаре на специальность «Менеджмент». Сильно над выбором вуза не задумывался: подал документы в тот, что был ближе к родному городу. В 2016 году получил диплом и уехал в Новосибирск, где работал International Sales Manager в аутсорсной ИТ-компании: предлагали услуги разработки клиентам из США и Великобритании.

В 2021 году в разгар COVID-19 уехал на остров Бали. Этот переезд вышел для меня самым дорогим и энергозатратным. Чтобы остаться на долгий срок, нужно было либо визаранить раз в 30 дней (выехать за границу и обратно на короткое время, чтобы «обновить» срок разрешенного пребывания в стране или получить новую визу – прим. Digital Business) либо оформлять бизнес-визу на 6-12 месяцев. Сейчас ее стоимость – в районе $300 (около 156 тысяч тенге), также есть множество «помогаек», которые готовы решить вопрос. Коррупция в Индонезии развита настолько, что иногда взятки дают чуть ли не в открытую. Четыре года назад такая виза сроком на полгода обошлась мне в 100 тысяч тенге. Были еще и ковидные издержки, на которые ушло порядка $300 (около 127 тысяч тенге по курсу на 2021 год): в эту сумму вошли ПЦР-тесты по прилету, отель в Джакарте на 3 дня и анализ после выселения.

В целом на Бали мне нравилось. На мой взгляд, индонезийцы больше всего похожи на казахстанцев: они гостеприимны, религиозны, ставят во главу семейные ценности и уважают старших — все это напоминает нашу культуру.

В тот момент работал удаленно на позиции Senior Project Manager в компании из Восточной Европы. Однако война между Россией и Украиной полностью изменила планы: в 2022 году впервые надолго вернулся в Казахстан и продолжил карьеру в сфере проектного менеджмента.

Через год вновь решил переехать за границу: несколько месяцев прожил в Турции, побывал проездом в ОАЭ, а затем на Кипре. Греческая часть острова очень красивая, но дико скучная и невероятно дорогая для жизни на долгий срок. Как здесь, так и в Эмиратах, аренда жилья обходилась минимум в $2000 в месяц (более 1 млн тенге), а без своего авто довольно трудно передвигаться.

После этого ненадолго остановился в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Жить там дешевле, и сам город очень красивый, однако мне тоже было там скучно. Казалось, в их культуре не привыкли развлекаться или отдыхать. Однако Куала-Лумпур подойдет для тех, кто приехал исключительно по работе: там много крутых локальных бизнес-сообществ, основанных выходцами из СНГ.

В результате решил переехать в Бангкок и неожиданно остался там более чем на 6 месяцев.

«Гораздо дешевле зимовать в Таиланде, чем в Алматы или Астане»

– Бангкок покорил меня. Влюбился в этот сумасшедший город с его разнообразной атмосферой, карьерными возможностями и людьми из разных уголков мира. Кроме того, Таиланд, как и другие страны Юго-Восточной Азии отвечают большинству моих критериев к локации для переезда. А именно:

  • есть прямые рейсы из Казахстана;
  • удобные и недорогие перелеты между странами Юго-Восточной Азии;
  • благодарные и улыбчивые местные жители;
  • удивительная культура уличной еды;
  • наличие моря и теплый климат;
  • низкие цены на жилье, еду, транспорт и развлечения;

По моим подсчетам, гораздо дешевле зимовать в Таиланде, чем в Алматы или Астане. Например, за 200 тысяч тенге с учетом стоимости коммунальных услуг можно снимать достойное жилье с бассейном, тренажерным залом и другими бонусами в Бангкоке, Пхукете или на острове Самуи. На питание уходило около 100 тысяч тенге в месяц. Конечно, можно тратить гораздо больше, если тусоваться без остановки. Подробнее об этом опыте рассказал в подкасте «Пара Путешествий».

Что касается цифровизации, то здесь любят супераппы, которые работают во всех странах региона. Например, сервис для заказа такси, доставки еды и цифровых платежей Grab или онлайн-маркетплейс Lazada. Это очень удобно: можно пользоваться одними и теми же приложениями независимо от места проживания. В остальном Казахстан по цифровизации превосходит все страны ЮВА, особенно в GovTech-сфере.

В Таиланде никак не легализовался. Сначала визаранил: 30 дней проводил в Бангкоке, потом выезжал на несколько дней в Куала-Лумпур, Гонконг или Сингапур. Не более 30 тысяч тенге уходило на билеты туда и обратно, еще 50 тысяч тенге тратил на жилье и еду на несколько дней.

Сейчас всерьез задумался сделать долгосрочную Destination Thailand Visa (DTV) - визу, предназначенную для диджитал-номадов. Она дается на 5 лет, стоит $400 (около 209 тысяч тенге), а пакет документов можно подать онлайн самостоятельно. С этой мультивизой можно находиться в стране 180 дней, затем доплатить еще 1900 бат (примерно 30 тысяч тенге) и проживать в стране еще полгода.

В основном работал удаленно, однако из-за большого опыта запуска MVP регулярно консультировал предпринимателей по вопросам ведения бизнеса на местном рынке. Однажды меня пригласили на работу в Agoda – аналог Booking.сom в Юго-Восточной Азии. Однако параллельно с этим получил предложение стать СЕО в казахстанской ИТ-компании darmius.kz по разработке собственного ПО. Выбрал второй вариант и в 2024 году переехал в Алматы.

«Где бы ни был, всегда скучал по Казахстану, в особенности по бабушкиной еде»

– Где бы ни был, всегда скучал по Казахстану, в особенности по бабушкиной еде. Помню, как однажды стоял в Индонезии на самом красивом водопаде в мире, а в мыслях только одно: «Домой охота, поесть вареников, бешбармак или сорпу навернуть».

Мое детство прошло в маленьком городе, поэтому всегда мечтал много путешествовать и жить в других странах. Такие переезды сильно помогают в работе и формировании майндсета. Изучаю ИТ-сервисы и продукты с уникальными бизнес-моделями, фичами и пользовательскими паттернами, которые есть в других странах, вдохновляюсь ими и привношу что-то новое в продукты, которые создает моя команда.

Однако я патриот своей страны. Когда впервые уезжал из Казахстана в 2016 году, понимал, что наберусь экспертизы и опыта, и вернусь на родину. Поэтому о своем решении абсолютно не жалею. Здесь чувствую себя гораздо спокойнее и комфортнее без языкового барьера и визовых неожиданностей.

Кроме того, всегда мечтал создать свою dream team и запустить уникальный продукт именно здесь. В Казахстане для этого есть все условия. ИТ-рынок движется вперед семимильными шагами благодаря Astana Hub и стартаперам, которые привлекают инвестиции из-за границы. Нас знают за рубежом, интересуются нашей культурой и хотят вкладывать в проекты, которые мы создаем. Еще пять лет назад было сложно представить себе подобное.

Сейчас живу в Алматы: этот город закрывает все мои потребности, здесь много развлечений и возможностей для развития. Уезжать никуда не планирую, разве что на зимовку в Таиланд. Также хотел бы пожить на Шри-Ланке и заниматься серфингом по утрам, но, увы, очень люблю поспать.