«Хотим максимально упростить организацию поездок». CEO Freedom Travel рассказала, как сделать путешествия доступнее

Два месяца назад казахстанский сервис покупки авиа и ж/д-билетов Aviata объявил о ребрендинге и превратился в Freedom Travel. Комментируя это событие, главный исполнительный директор Freedom Holding Corp. Тимур Турлов отметил, что «теперь мы можем предложить уникальные возможности, которые делают каждое путешествие не только комфортным и безопасным, но и выгодным».
В интервью для Digital Business CEO Freedom Travel Аюна Вальтер рассказала, как теперь будет работать сервис и какие дополнительные возможности получат пользователи. Обсудили развитие направления туров и отличия Freedom Travel от конкурентов. Также поговорили об оцифровке процессов по организации командировок и полной автоматизации планирования путешествий.
«Для нас большая возможность — стать частью Freedom SuperApp, который привлек 2,5 млн пользователей и продолжает стремительный рост»
– В конце апреля Aviata провела ребрендинг и стала Freedom Travel. Расскажите, как принималось это решение и почему пошли на такой шаг?
– Ребрендинг действительно стал большим событием для команды. Ведь Aviata – компания, которая за 13 лет на рынке зарекомендовала себя как удобный и надежный сервис для покупки авиа и ж/д-билетов.
Однако, будучи отдельным приложением, мы понимали, что развитие в составе экосистемы открывает гораздо больше возможностей для эффективного привлечения пользователей и роста бизнеса.
Тут важно понимать, что у нас низкочастотный бизнес: в среднем казахстанцы покупают билеты на самолеты и поезда 2-3 раза в год. В экосистемах гораздо больше точек притяжения. В Freedom SuperApp много разных сервисов: банковские продукты, инновационное страхование, доставка продуктов, продажа билетов в кино, театры, на концерты, спортивные события. У человека гораздо больше поводов заходить в такое приложение. Поэтому интеграция в суперапп, который за короткий период привлек 2,5 млн пользователей и продолжает стремительный рост, – большая возможность для нас.
На самом деле, мы оказались во Freedom SuperApp чуть больше года назад: сперва подключили возможность покупки авиабилетов, затем добавили ж/д и туры. Поэтому ребрендинг стал логическим продолжением. Новое название Freedom Travel усиливает общее позиционирование нас, как части Freedom Holding Corp. И могу сказать, что партнеры и рынок в целом встретили такие изменения достаточно позитивно.
– В новости о ребрендинге говорилось, что Freedom Travel будет стремиться предоставлять максимальную свободу в путешествиях. Каким образом планируете обеспечивать это для своих пользователей?
– Мы всегда работаем над тем, чтобы путешествия становились доступнее. Реализуем это с помощью трех инструментов – цен, рассрочек и кэшбеков.
Ежедневно анализируем поисковые запросы, чтобы понимать, какие направления сейчас наиболее интересны казахстанцам. Это позволяет работать над расширением вариантов перелетов по лучшим ценам: постоянно подписываем контракты напрямую с авиакомпаниями и зарубежными консолидаторами.
Что касается рассрочек, то предлагаем пользователям гибкие условия. Совместно с нашими партнерами из Freedom Holding Corp. работаем над внедрением предодобренных рассрочек – когда человек заходит в суперапп и видит, какая сумма доступна для рассрочки.
И, конечно, щедрые кэшбеки, которые дает Freedom SuperApp. При этом их можно получить, даже если вы используете рассрочку. Кэшбек на авиабилеты – до 14%, на ж/д-билеты – до 17%, а на туры – до 12%. Также у нас увеличены лимиты на авиабилеты на всех уровнях лояльности – до 30 тысяч тенге. А на туры, помимо транзакционного кэшбека с лимитом в 30 тысяч тенге, есть еще дополнительный партнерский лимит – 100 тысяч тенге. Итого при покупке можно получить до 130 тысяч кэшбека.
– Какие еще возможности, помимо кэшбеков, появились во Freedom Travel после ребрендинга?
– Подготовили несколько крутых фич к сезону отпусков – это роуминг, медицинское страхование и приоритетная поддержка для тех, кто выезжает за границу. Предоставляем бесплатно все продукты к каждому зарубежному билету. К примеру, до 18 июля клиент может добавить бесплатно 1 Гб в роуминге от Freedom Telecom, а до октября – медицинское страхование.
Что касается поддержки, то после покупки зарубежного билета клиент получает приоритетное обслуживание через чат в WhatsApp. Там можно максимально быстро получить ответ на любой вопрос, касающийся путешествия.
«У нас на этот год амбициозные планы – хотим привлечь десятки тысяч туристов»
– Во время нашего прошлогоднего разговора вы говорили о запуске онлайн-продаж туров, на которые делали определенную ставку. Можете рассказать, как сейчас чувствует себя это направление и какой экономический эффект оказывает на компанию?
– Пока говорить о каком-это экономическом эффекте рано, ведь запустили продажу туров буквально месяц назад. Однако они уже занимают примерно 1-3% доли в обороте. И мы видим отличные возможности для кратного роста продаж, так как подготовили уникальный набор предложений на рынке.
Во-первых, предлагаем большой выбор турпакетов от разных операторов, включая крупнейших игроков рынка. Это дает доступ к эксклюзивным предложениям и лучшим ценам, а клиент может сравнить варианты от всех ключевых операторов и выбрать оптимальный по стоимости и условиям, не переходя между разными сайтами. Во-вторых, каждый месяц запускаем скидки на путешествия в определенные страны. В июне это Турция, а в июле – Вьетнам. В-третьих, гибкие условия по рассрочкам и отличные кэшбеки, о которых говорила ранее.
На самом деле, на этот год амбициозные планы продаж туристических пакетов – хотим привлечь десятки тысяч клиентов. Это позволит нам стать одним из крупных игроков на рынке турагентств Казахстана.
В 2026-м собираемся кратно расти, в геометрической прогрессии: у нас большой road map по развитию туров.
– Можете поделиться планами? Каким образом планируете отстраиваться от конкурентов в этой сфере?
– Двигаемся поэтапно. Сначала предлагаем то, что уже пользуется хорошим спросом на рынке. Дальше будем углубляться. Собственно, по такой же логике действовали с авиабилетами: добавили контент от казахстанских перевозчиков, а затем, отталкиваясь от анализа поисковых запросов, стали увеличивать количество направлений.
Пока фокусируемся на наиболее популярных у казахстанцев направлениях – Таиланд, Вьетнам, Бали, Египет, Турция и так далее. В ближайших релизах для этих направлений появятся горящие билеты и частичная оплата туров.
Следующий этап – расширение ассортимента. Со временем, возможно, подключим компании, которые занимаются авторскими турами – сейчас как раз идут переговоры. Также собираемся поддерживать развитие внутреннего туризма, ведь в Казахстане очень много красивых мест. Когда к нам приезжают зарубежные партнеры, они восхищаются природой и говорят, что в стране есть все для привлечения туристов.
Ведь наша аудитория — люди, которые хотят исследовать новые места и получать впечатления.
– Помимо туров, также отмечали, что хотели бы создать полноценную казахстанскую онлайн-систему для B2B-сегмента. Как обстоят дела в этом направлении?
– Активно развиваем online booking tool – первый казахстанский цифровой продукт для организации деловых поездок. К примеру, в Freedom Travel появилась возможность заказа отеля онлайн – причем со многими у нас прямые контракты, что позволяет предлагать выгодные цены. Также предоставляем трансферы, визовое сопровождение. Оцифровали процесс согласования командировок: добавили формирование приказов, автоматический расчет суточных, тревел-политику, с помощью которой регулируются лимиты, классы и ограничения для разных уровней сотрудников.
Сделали все, чтобы организация командировки стала максимально простой для всех участников. Пользователь указывает даты, выбирает удобный способ добраться (самолет или поезд), бронирует отель, заказывает трансфер, добавляет страховки, после чего формируется приказ. Затем, при необходимости, все уходит на согласование к ответственному за это сотруднику компании. А в будущем еще появится аналитика расходов с помощью искусственного интеллекта.
Этот продукт хорошо себя показывает. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 70%. Наши основные клиенты – средний и крупный бизнес.
«Рассматриваем возможность выхода на другие рынки»
– Ранее вы рассказывали, что основной стрим Freedom Travel по оборотам и доходам – продажа авиабилетов, которая занимала 70% в общей доли. Дальше шли ж/д-билеты (20%) и B2B-сегмент (10%). Изменилось ли это соотношение?
– У авиабилетов по-прежнему лидирующее положение – около 65%. За прошлый год реализовали 3,5 млн билетов. В целом от года к году растем примерно на 40%, если говорить только о продаже билетов на самолеты и поезда. Здесь нас хорошо бустит суперапп, ведь сейчас 45% всех покупок проходит там.
Важно отметить, что рынок авиабилетов хорошо развивается. По данным Бюро национальной статистики, ежегодно объем продаж растет на 10-15%. Поэтому видим большой потенциал. Особенно с учетом того, что казахстанские авиакомпании заказывают новые борты, приходят зарубежные перевозчики, как VietJet.
Кстати, доля B2B-сегмента выросла до 16%: видим активное развитие от месяца к месяцу. Думаю, такими темпами до конца года процент станет еще больше. Туры – еще одно перспективное направление с совсем другой экономикой: чеки и доходность там значительно выше, чем у билетов на самолеты и поезда. Ожидаем, что в скором времени эти два направления – B2B и туры – в совокупности смогут занять большую долю как в оборотах, так и в доходах Freedom Travel.
– В релизе о ребрендинге говорилось, что Freedom Travel планирует увеличить свою долю на рынке онлайн-бронирования Казахстана более чем в 3 раза за три года. За счет чего планируете это сделать?
– Это достаточно амбициозная, но реалистичная цель. Думаю, у нас получится к ней прийти благодаря росту направлений (B2B и туров) и качественного сервиса, который решает большую часть вопросов, связанных с организацией путешествий.
Можно внедрять новые продукты: отели, авторские туры и другие вещи, связанные с travel-сферой. Обсуждаем возможность добавления экскурсий, которые можно рекомендовать пользователю в путешествии или командировке.
Также рассматриваем возможность выхода на другие рынки. Будем двигаться в экосистеме Freedom Holding Corp., поэтому в шорт-лист попадают страны, где уже представлен холдинг. Понимаем, что развиваться в качестве части экосистемы гораздо эффективнее, чем самостоятельно.
– Каким вы видите Freedom Travel через 5 лет?
– Если говорить о нашей стратегии, то мы хотим максимально упростить организацию поездок в другие страны или города, чтобы позволить людям сконцентрироваться на впечатлениях и эмоциях. Сейчас думаем, как можно изменить рынок.
На самом деле, стандартная форма бронирования со строкой поиска, куда вбиваются все параметры, уже постепенно себя изживает. Поэтому будем трансформировать способ планирования и организации путешествий, чтобы у человека уходило на это как можно меньше времени. И, конечно, делать все доступнее. Это наш главный ориентир, а инструменты его достижения могут быть разные. Постоянно думаем над ними, в том числе исследуем и экспериментируем, как искусственный интеллект может изменить процесс организации поездок. Есть идеи, эскизы, как и что может функционировать, но впереди еще большая работа.
Хотелось бы добавить, что все обновления выходят в первую очередь для пользователей Freedom SuperApp благодаря технологической и стратегической синергии.