Днем работает в PR, а вечером зарабатывает на стендапе. История комикессы из Астаны

Днем — совещания в ИТ-компании, вечером — сцена и шутки про феминизм на английском. Еще пару лет назад Шугыла Сагынбекова не представляла, что станет организатором стендап-вечеров в столице, а в этом году уже выпустила свой сольный концерт на YouTube.
Специально для Digital Business девушка рассказала, как попала в юмор, кто ходит на англоязычные шоу в Астане и сколько денег можно заработать на шутках.
«Жутко боялась, что в зале будет тишина»
— До своего первого выхода на сцену работала в Караганде PR-менеджером в ИТ. Не задумывалась о карьере комикессы, но всегда любила шутить. Друзья всегда заценивали юмор и уговорили поучаствовать на открытом микрофоне. Это стендап-шоу, где на сцену может выйти любой желающий. На первом выступлении потели ладони — жутко боялась, что в зале будет тишина. Однако после выхода на сцену волнение прошло. Ведущий даже отметил, что материал был лучшим за вечер.
Спустя время увидела набор на открытый микрофон на английском языке. Последние семь лет использовала английский на работе, поэтому решила попробовать. Выступление прошло замечательно: шутки зазвучали более эмоционально, а я чувствовала себя раскрепощенней. С того момента полностью перешла на англоязычный стендап. Для меня это язык свободы, могу шутить на нем на любую тему. Сам процесс работы над материалом идет быстрей. Шутки пишу сразу на английском, так как у каждого языка есть свой контекст и особенности: механический перевод не работает.
В 2023 году решила попробовать организовать открытый микрофон. Тогда отнеслась к этой идее как к стартапу и хотела протестировать гипотезу — смогу ли заработать на стендапе.
Первый открытый микрофон организовала в Караганде. Локацией выбрала «Наскальный кит» — местный экспериментальный театр. Все продвижение было бесплатным: приглашали знакомых, отправляли рассылку в социальных сетях, публиковали посты в аккаунте театра. Нам удалось продать 70 билетов и заработать 140 тысяч тенге. Тогда поняла, что у стендапа на английском есть потенциал. Проверка гипотезы прошла удачно.
В 2024 году переехала в Астану и твердо решила, что продолжу заниматься открытыми микрофонами. Начала с поиска площадки: очень важно найти локацию, где и комикам, и зрителям будет комфортно. Тестировала ивенты на сценах независимых театров, барах и стендап-клубах. В одном месте даже заплатила 100 тысяч тенге за аренду. Методом проб и ошибок поняла: зритель любит смотреть выступления в баре, где может заказать еду и напитки.
Сейчас все открытые микрофоны провожу в стендап-баре Pozitiv. Это заведение, которое совмещает формат бара и стендап-клуба. Зрители могут провести время с удобством, а персонал обучен не мешать выступлению комиков.
«На заработанные деньги сняла сольный концерт»
Бизнес-модель открытых микрофонов находится на стыке ивент-сферы и ресторанного бизнеса. Многим заведениям интересно проводить стендап-вечера в будни для привлечения посетителей. Проще всего сотрудничать с барами — у них часто есть и сцена, и аппаратура для звука. Условия на площадках бывают разными. Например, я отдаю стендап-бару Pozitiv до 20% от выручки.
Главный канал рекламы — сайт «Давай Сходим!». Они берут 8% с каждого проданного билета. Также замечаю, что большинство зрителей приходят на шоу повторно и рекомендуют друзьям. Это приятно — значит, делаем качественно и у нас появляются свои постоянники.
Основная аудитория открытых микрофонов на английском — это экспаты, которые живут в Астане, работники международных компаний, преподаватели школ. Я вижу портрет зрителя так: мужчины и женщины от 35 лет, которые владеют английским языком на уровне С1. Это продвинутый левел, когда смеются над игрой слов в сложных шутках.
Выручка с одного ивента — около 170 тысяч тенге. Кроме площадки из этой суммы оплачиваю работу звукорежиссера и мобилографа — по 15 тысяч тенге. С каждого открытого микрофона откладываю 10% — как финансовую подушку для бизнеса. В среднем с одного вечера можно заработать 100 тысяч тенге чистыми.
Все заработанные деньги инвестирую в свое развитие как комикессы — например, так я сняла сольный концерт и выложила его на YouTube. Некоторые шутки для него писала еще с 2021 года, некоторые были новыми — впервые озвучила их на съемках. Для меня концерт — это высказывание о проблемах, которые есть в современном Казахстане. Там рассуждаю о правах женщин и нашей истории через призму юмора.
«Многие в этой сфере работают в «черную»
По организации стендапов нет учебников, поэтому учишься всему на практике. В работе случаются разные факапы. На первых ивентах были случаи, когда зрителям было душно, а на площадке негде купить воды. Приходилось самой бежать в магазин. Такие мелочи сильно влияют на зрителя: если он думает о жажде, то уже не будет слушать материал.
Многие в этой сфере работают «в черную»: не регистрируют бизнес и сталкиваются с проблемами. Поэтому первое, что говорю начинающим предпринимателям — проконсультируйтесь с юристами и бухгалтерами. Узнайте, как лучше зарегистрировать бизнес, какую отчетность сдавать, как платить налоги. Это сэкономит много нервов в будущем.
Также приходится самостоятельно продвигать бизнес. Я посещаю разные мероприятия креативной индустрии. На одном из таких ивентов познакомилась с журналисткой, которая позже разместила анонс моего концерта в «Казинформе» и «Казправде».
Еще один совет: всегда продавайте продукт по полной цене. В начале я завлекала людей скидками, но это не принесло пользы. Наоборот, складывается ощущение, что обесцениваешь свой труд. Лучше делать качественно и просить за это достойную цену. Обязательно найдутся люди, которые оценят старания и с удовольствием заплатят.
«Чиновники читают с листа и словно не верят в свой текст»
Чтобы учиться новым приемам, часто наблюдаю за публичными выступлениями чиновников и бизнесменов. Среди них могу отметить Тимура Турлова, Маргулана Сейсембая и Багдата Мусина: они хорошо держатся на публике и четко выражают мысли. Но большинство чиновников и предпринимателей на публике читают с листа и, кажется, сами не верят в свой текст. Их выступления смотрелись бы гораздо лучше, если бы они говорили без листочков и использовали юмор. Искренний оратор с иронией всегда подкупает публику.
Научиться шутить не так сложно. Я никогда не читала книги и статьи на тему написания шуток. Нужна лишь практика — много общаться с людьми, обсуждать, спорить. Такие «тренировки» развивают свойственное каждому чувства юмора. С комиками мы часто собираемся, чтобы провести «разгон». Обсуждаем какую-то тему, а в процессе рождается большинство шуток.
Также важны навыки сторителлинга и наблюдательность. Сейчас пишу материал про поездку в Америку. Собираю забавные истории, которые происходили в путешествии. Затем рассказываю их со сцены, чтобы проверить, какие шутки рабочие.
Еще советую смотреть много комедийного контента. Это могут быть подкасты, стендап, различные шоу. Они нативно прививают чувство юмора — со временем замечаешь, что невольно смешишь друзей.
Шутки про бизнес в Казахстане
- Предпринимательство в Казахстане — это как апшу: ты еще ничего не понял, а тебя уже трогают за самое чувствительное.
- Предпринимательство — это когда ты уволился и сам себе стал токсичным руководителем.
- Интро Нетфликса создавали около года. Казахстанские стартаперы сделали бы за день, просто согласование со всеми инстанциями заняло бы год.
Читайте также: Алматинка развивала дворовой спорт, а в кризис решила создать бизнес по аудиопроменадам