Он приехал из Германии в Казахстан на электробайке и влюбился в местные QR-коды. История ИТ-путешественника

Тим Нахбауэр — ИТ-шник из Германии, который все поставил «на красное». Однажды он хлопнул дверью офиса, решив, что больше не может просиживать штаны. Теперь он преодолевает тысячи километров на электромотоцикле через всю Европу и Центральную Азию. И делает это один, без сопровождения, с багажом, заряжаясь по пути в самых неожиданных местах — от обычных розеток в отелях, до полноценных зарядных станций в Казахстане.
Digital Business случайно наткнулся на его профиль в одном из казахстанских чатов для водителей электромобилей. Мы не могли пройти мимо — ведь Тим, по сути, стал первым, кто решился на подобный маршрут на электробайке. Мы связались с ним и задали несколько вопросов о его путешествии, зарядной инфраструктуре, трудностях в пути и о том, как такая поездка меняет восприятие мира — и себя.
Все началось в 2021-м
Тим вспоминает свое первое большое путешествие. Тогда он только начинал исследовать возможности электротранспорта и совмещал это с потребностью вырваться из привычной рутины.
— Четыре года назад я купил свой первый электромотоцикл, а уже через год, в 2022-м, отправился на нем в свое первое большое путешествие — в Норвегию. Тогда я как раз хотел сделать паузу от учебы и напряженной работы, и решил, что поеду именно на этом мотоцикле — Zero SR 2016. Он экологичный, стильный и при этом позволяет чувствовать дорогу гораздо острее, чем автомобиль. На мотоцикле ты ближе к природе, к погоде, а еще он требует меньше ресурсов, особенно если путешествуешь в одиночку. Еще меня очень вдохновили тревел-блогеры на байках. После Норвегии я совершил еще несколько поездок по Европе, каждая — максимум на месяц, — рассказывает наш собеседник.
После нескольких европейских поездок Тим захотел большего — настоящего вызова. И возможность взять паузу после изнурительной работы стала лучшим решением, чтобы воплотить эту мечту.
— В конце 2024 года я ушел с работы в очень жестком стартапе и наконец смог взять полугодовой перерыв — просто отдохнуть и прийти в себя. Я давно мечтал выехать за пределы Европы на электромотоцикле — туда, где на e-байках раньше никто не ездил. В 2018 году я был с семьей в Киргизии и понял, что расстояние туда как раз укладывается в мой график — примерно три месяца в одну сторону. Так я и выбрал этот маршрут и купил байк от Energica*.
Справка*: Итальянская компания Energica прославилась своими мощными и технологичными электрическими мотоциклами, такими как Ego — спортбайк с впечатляющим ускорением, и Experia — туристическая модель для дальних поездок. Одной из ключевых особенностей Energica является использование стандарта быстрой зарядки CCS Combo, что позволяет значительно сократить время на подзарядку.
И у меня на это 5 причин
Дело было не только в маршруте или желании сменить обстановку. У Тима возникло сразу несколько причин отправиться именно в такое путешествие — и каждая из них делает эту историю еще интереснее. И, да, у Тима причины было 3, а не 5:
— У меня на это было три причины. Во-первых, я не люблю летать и стараюсь выбирать более экологичные способы передвижения. Во-вторых, я не хочу «перепрыгивать» страны, мне важно увидеть и прожить каждую из них — а самолет превращает путешествие в телепортацию. И, наконец, я просто обожаю технологии и всегда мечтал стать первым, кто доедет до стран Центральной Азии, а может, и до Памира, на электробайке. Электромотоциклы — это невероятно круто и очень по-футуристически.
В этом путешествии я уже проехал 14 стран: Австрию, Словению, Хорватию, Сербию, Косово, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Албанию, Грецию, Турцию, Армению, Грузию, Россию и немного Казахстан. А еще впереди Узбекистан, Таджикистан и Киргизия — всего получится 17 стран, — рассказывает Тим.
Про Казахстан
Оказавшись в Казахстане, Тим быстро почувствовал разницу: и в инфраструктуре, и в людях. Несмотря на размеры страны, ему здесь оказалось удивительно просто ориентироваться — и даже заводить новые знакомства.
— На первый взгляд казахи могут показаться немного суровыми, но вскоре ты понимаешь, что они очень теплые и открытые люди. Некоторые сразу проявляют радушие и интерес — было похоже на то, как меня встречали в Турции. Это стало для меня приятным открытием.
Казахстан — огромная страна, но здесь совсем немного городов. Это даже приятно: создается ощущение уюта, как будто ты в маленьком мире, в сообществе, где все понятно и предсказуемо. Это полная противоположность Европе, где все плотно и многолюдно. Например, благодаря тому, что здесь есть только одно приложение для зарядок — evpoint.kz — и один разработчик, я быстро вышел с Digital Business на связь. В более крупных странах с множеством приложений и операторов, я бы точно так не смог.
В Казахстане есть заметные плюсы. Например, один основной оператор на всю страну — Vlife (Qazaq Energy Charge). Это упрощает все: достаточно одной единственной программы. А местные могут еще и оплачивать зарядку через Kaspi QR без регистрации - я до сих пор завидую (дальше Тим рассказал о причине - прим.ред). Приложение evpoint.kz тоже очень удобно — оно связывает с другими зарядными сервисами, а техподдержка Vlife работает отлично. Это показывает, сколько усилий вкладывают люди в развитие зарядной инфраструктуры.
Не все было гладко
Путешествие по Казахстану на электробайке — это не только свобода и теплый прием, но и свои технические сложности. Особенно если ты — иностранец.
— Минусы были. Например, иностранцы не могут зарегистрироваться в Kaspi (нужен ИИН), и я не могу пользоваться приложением Vlife — нужен казахстанский аккаунт Google, а немецкие карты не принимаются. Поэтому каждый раз приходится просить местных помочь с запуском зарядки и расплачиваться наличными. Это пока работает, но все равно неудобно. Бывает, что между зарядками расстояние 400–600 км, что многовато. В идеале было бы 100 км, но даже 200 км достаточно для большинства, включая меня. Заряжаться на станции просто, а вот через обычную розетку — сложнее: электросети часто нестабильны, зарядка может отключиться, приходится следить, перезапускать.
Были случаи, когда я не смог зарядиться там, где планировал — из‑за сбоев в приложении или в самом байке. Но тогда я просто снижал скорость, чтобы доехать до следующей точки, или подключался к обычной розетке 220 В. Электричество в Казахстане всегда находилось, просто иногда это занимало больше времени, — рассказывает Тим.
Трассы Казахстана - это сцены из «Безумного Макса»
Мы не могли не спросить Тима о его впечатлениях от Казахстана. Что ему запомнилось, какие особенности он подметил — и чем зарядная инфраструктура здесь выделяется среди других стран региона.
— Я пока не объехал весь Казахстан, так что говорить за всю страну рано. Но меня очень впечатлили длинные дороги, степи, животные, лошади, верблюды. Это чувство простора, чистоты — абсолютная свобода. Мне это очень близко, и даже напоминает фильмы вроде «Безумного Макса» — едешь по пустыне, один, и это чертовски круто.
Зарядная сеть в Казахстане — лучшая среди стран региона. Среди все стран, которые кончаются на «стан». Единый оператор (Vlife) с отличной поддержкой, удобная для местных оплата через Kaspi. Я вижу по дороге грузовики с ветряками — очевидно, страна движется вперед в плане зеленой энергетики. Туризм я пока не пробовал, но уверен, что он тоже развивается — я, например, мечтаю попробовать верховую езду, — поделился собеседник Digital Business.
Опыт в других странах
Мы также спросили Тима, какие страны запомнились ему больше всего — и где путешественнику на электромотоцикле было проще. А заодно — как его встречали люди по пути.
— В Косово было круто, что зарядки запускали прямо сотрудники АЗС — никаких приложений, просто платишь картой и все. В Армении особенно порадовало, что есть один оператор (TeamEnergy), охватывающий всю страну — станции стоят через каждые 100 км максимум. Приложение на удивление простое: нужна только местная симка (я попросил у официанта), и моя немецкая карта сработала сразу. Это, пожалуй, мой любимый опыт: для иностранца в Армении все было очень удобно — по сравнению с той же Турцией или Казахстаном. Кстати, в Турции к тебе относятся как к настоящему путешественнику: всегда готовы помочь, интересуются тобой — и это очень трогает.
Самый трогательный момент в пути — когда управляющая турфирмы в Турции, с которой я ходил в каякинг-тур, доверилась мне настолько, что дала свои турецкие данные (ИНН и банковскую карту), чтобы я мог зарегистрироваться в приложениях для зарядки. Без нее я бы просто не смог зарядить байк. Без этого человека я бы пропал — такой уровень поддержки от незнакомого человека я раньше не встречал.
Про технику
Мы также поинтересовались у Тима, как себя чувствует сам электробайк в таких непростых условиях — и какие доработки он сделал, чтобы подготовить его к длительной дороге.
— Сейчас я езжу на Energica EsseEsse9, с пробегом 26 000 км (я купил его на 13 000). Мотоцикл отлично справляется с разными условиями. Думаю, при +40–50 °C он мог бы перегреться, но таких температур я пока не встречал. Зато в начале пути в Балканах было около +5 °C, и запас хода резко сократился до ~180 км. Я ехал по бездорожью (например, «дорога смерти» в Грузию — в Омало), попадал под сильный дождь — все было нормально. Иногда появляются мелкие ошибки, вроде сбоя рекуперации, но они быстро исчезают после перезапуска.
Я немного модернизировал байк: поставил пониженные подножки, чтобы ноги находились в более удобном положении и не болели колени, добавил защиту снизу от камней, а еще выбрал багажную систему от Rhinowalk — красиво и практично за разумную цену, — поделился опытом наш собеседник.
Главное
В какой-то момент разговор с Тимом вышел за рамки техники и маршрутов. Мы заговорили о личном — и он честно рассказал, как путешествие повлияло на его внутреннее состояние.
— До этой поездки у меня были проблемы с самооценкой, я чувствовал себя неуверенно. Но благодаря этому броску многое изменилось. Люди проявляли ко мне столько доброты, что я стал чувствовать, что со мной все в порядке. А каждый раз, когда я справлялся с новой неожиданной задачей, — это только укрепляло веру в себя. Я все-таки смог доехать из Германии в Киргизию на электромотоцикле, через все эти страны, и я очень горжусь собой, — закончил Тим Нахбауэр.
Может быть интересно: