В Казахстане определили лучшие образовательные компании: рейтинг

Рынок онлайн-образования в 2024 году вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении, пишет digitalbusiness.kz
Сегмент детского образования занимает почти половину рынка (47%) и показывает наибольшую динамику — его рост составил чуть более 76%. Сегмент разработчиков и платформ упал почти на 8%. Снизились показатели и у онлайн-школ сегмента ДПО: участники рынка связывают просадку с усилением конкуренции и глобальным снижением спроса на ИТ-кадры.
Лидеры рейтинга
Первое место в рейтинге занимает JUZ40 — платформа для подготовки к ЕНТ (единому национальному экзамену). Выручка компании, по данным Statsnet, выросла на 67,81% и составила 19,95 млрд тенге. Показатель растет благодаря стабильному спросу на подготовку к выпускным экзаменам: так, в 2024 году ЕНТ сдавали более 181 тысячи абитуриентов.
Несмотря на снижение показателей почти на 18% в 2024 году, darlean LMS (в прошлом 5qbe) заняла вторую строчку рейтинга. Выручка составила 15,2 млрд тенге, по данным Statsnet. Платформа специализируется на корпоративном обучении, которое, по словам участников рынка, становится все актуальнее в Казахстане.
Третье место занял Qalan.kz — онлайн-тренажер для изучения математики. Выручка компании выросла почти на 293% и составила 10,6 млрд тенге, по данным Statsnet. Особенность бизнес-модели заключается в том, что ученики могут получать кэшбэк до 100 тенге в день за регулярное выполнение заданий. Кроме того, Qalan активно масштабируется, выходя на новые рынки. Так, в 2024 году компания запустилась в Египте, а годом ранее открыла представительства в России и Узбекистане.
Топ растущих
В топ по динамике выручки вошли компании, которые специализируются на детском обучении: Ozat.online, Edukey, Qalan.kz, что в очередной раз подтверждает потенциал роста детского образования в регионе. В топ также вошли Interactive Range с курсами по кибербезопасности и «Яндекс Практикум» — российский игрок, активно развивающийся в Казахстане. В компании рассказали, что в 2024 году выросли на рынках СНГ более чем в три раза.
Результаты рассчитаны по формуле роста Smart Ranking. В качестве основного показателя роста используется относительный рост выручки в процентах, умноженный на поправочный коэффициент: K = log₂ (1 + абсолютный рост компании / медианный рост группы). Этот коэффициент, с одной стороны, снижает эффект низкой базы, а с другой — позволяет не принижать заслуги небольших компаний, которые находятся в изначально более сложных условиях.
Тренды рынка
По данным Rise Research, в 2024 году количество сделок на edtech-рынке Казахстана снизилось на 35%, а объем вложений уменьшился вполовину. В целом, снижение финансирования edtech — мировой тренд, который связан с «венчурной зимой» и переориентацией инвесторов на менее рисковые инструменты.
Тем не менее, несколько сделок на рынке все же состоялось. Так, платформа для онлайн-курсов Courstore привлекла $40 тысяч от пяти бизнес-ангелов. Компания планирует потратить средства на развитие в регионе Центральной Азии.
Еще один раунд закрыла платформа JobEscape, которая помогает фрилансерам обучаться навыкам по работе с искусственным интеллектом. Фонд Tumar Venture LP вложил в проект $250 тысяч, а Oraseya Capital — еще $350 тысяч в рамках акселератора SANDBOX. В компании используют полученные средства для расширения команды и усиления маркетинга.
Что тормозит рынок
- Неравномерный доступ к интернету и технике. По статистике Минцифры, без мобильного интернета в Казахстане остаются более 1400 населенных пунктов.
- Недоверие к «инфобизнесу». В последние годы на рынке появилось много авторских онлайн-курсов от инфлюенсеров, не всегда высокого качества.
- Языковая среда обучения. Русский язык по-прежнему доминирует в онлайн-курсах для взрослых, что ограничивает часть казахскоязычной аудитории.
- Признание сертификатов: не все работодатели признают результаты онлайн-курсов на равных с дипломами.
В startup-course также отмечают, что развитию edtech-бизнеса мешает высокая закредитованность населения и то, что граждане не привыкли платить за образование. Кроме того, негативное влияние на рынок оказывает инфляция.
Несмотря на барьеры edtech-рынок Казахстана растет. Его драйверы — детское образование, курсы по ИИ и корпоративное обучение. Спрос на детские программы, цифровые навыки и HR-автоматизацию открывает новые точки роста. Международные компании расширяют присутствие, а госинициативы поддерживают цифровизацию. Участники рынка позитивно смотрят на будущее развитие edtech в регионе.
Может быть интересно:
Оставила успешную карьеру в Европе, чтобы вернуться в Казахстан. История казашки из Австрии