«Subaru точно не променяю». Что думают казахстанские поклонники автокультуры о китайских машинах

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Ищем журналистов в Алматы! Ищем журналистов в Алматы!
Дата публикации: 24.06.2025, 10:34

Поклонники автомобильной культуры долгие годы развивают в Астане сообщество и регулярно устраивают фестивали, заезды и шоу. Например, дерби, дрифт-заезды, драг-рейсинг или даже соревнования по автозвуку. На этот раз любители машин собрались на масштабном Lowkz Meet. Здесь пока почти невозможно найти китайские автомобили. На их мир мало влияют тренды — эти люди смотрят на машины иначе и превращают автоклассику в уникальные проекты. Корреспондент Digital Business собрала некоторые из них, а заодно узнала у любителей нестареющей классики секреты о расходах на тюнинг и мнение о китайском автопроме.

Фото: Digital Business / Катерина Мостовая

Купила Subaru WRX за 7 млн тенге и за полтора года уже вложила 8 млн

Лиана ведет блог @liana_wroom и последние полтора года собирает проект Subaru WRX 2003 года. И при первом же взгляде на машину становится ясно — сил и денег вложено уже немало.

Фото: Digital Business

— В автотематику и блогинг пришла 5 лет назад, а эту машину прокачиваю уже полтора года. Изначально она стоила 7 млн тенге, сейчас уже 15 млн. Перекрасили полностью кузов из синего цвета в малиновый — покраска вместе с установкой обвесов и прочими мелочами обошлась в 1 млн 200 тыс. тенге. Полностью перешит салон — это еще около 2,5 млн тенге. В этой машине практически не осталось ничего старого, родного. Установили STi подвеску, усиленную коробку передач. Изначально стоял стоковый мотор — пересобрали из кованных элементов. Тоже обошлось дороже млн тенге.

Вложения в 100-200 тыс. тенге уже не считаются. Регулярно что-то обновляю, подправляю, ремонтирую, улучшаю. Вот так и вышло 15 млн тенге. Но эта машина — выставочный экземпляр. А еще участвую в драг-гонках на 402 метра — это заезды по прямой. К слову, там выступают на самых разных машинах, не нужно владеть сверхъестественным автомобилем. Поэтому призываю пробовать и не бояться. Но я только за легальный автоспорт и хорошую подготовку. Шлем, огнеупорный костюм, подготовленная машина, согласованная трасса.

Фото: Digital Business

Лиана также отмечает, что в техническом смысле такие заезды могут стать риском для машины. Например, в последней гонке в ее автомобиле «лег» мотор — замена обойдется примерно в 1 млн тенге.

— Самое интересное, что тюнинг стоит денег только для своего «автора». Если вдруг решу продать машину — она не станет сильно дороже на рынке. Лучше сразу понять, что делаешь это только для себя.

Если говорить о финансовых потерях, то отмечу, что у владельца Subaru априори должен быть запасной мотор. Всегда заранее проговариваем, что может случиться с машиной во время заездов, поэтому лучше заранее подготовить деньги на всякий случай.

К сожалению, с каждым годом запчастей остается все меньше и меньше. Конечно, все дорожает — как минимум по причине дефицита. За запчасти уже практически приходится драться.

Фото: Digital Business

«Если говорить про уровень Pro, то на подготовку точно уйдет более 10 млн тенге»

Несмотря на рев моторов, волны адреналина и эмоциональные возгласы, в паузах удалось задать тот же вопрос и дрифтерам. Например, профессиональный дрифт-пилот, чемпион Казахстана и член команды BurnoutZ Михаил Пак даже не стал озвучивать конкретные цифры — слишком широк диапазон трат.

— Расходы, конечно, зависят от задачи. Кто-то просто выставляет машину, второй скромно участвует в заезде, а третий в прямом смысле оставляет машину в экшн-зоне. Бюджеты очень разные. Но тюнинг всегда безумно дорогой. Могу только сказать, что он точно дает х2 или х3 к стоимости машины.

Конкретно этот Nissan 350Z — тренировочная машина, на нем сами ездим и тренируем учеников. Что касается моего автомобиля для соревнований, то тяжело оценить вложения в него. Но если предположить продажу для RDS GP или подобных мероприятий, то цена может превышать 200 тыс. долларов.

Фото: Digital Business / Катерина Мостовая

Еще один участник по имени Максим ездит на BMW E30 и любит праздники дрифта — Drift Matsuri. И, конечно, тоже привык к большим расходам на свое увлечение.

— Полная подготовка автомобиля обходится примерно в 2-3 млн тенге. Сюда входит передняя подвеска, заварка, мотор. Это участие на среднем уровне. Если говорить про уровень Pro, то это заоблачные суммы — точно более 10 млн тенге. Даже на этапе тренировок что-то ломается — и это еще плюс к сумме.

Для меня самым сильным уроном был момент, когда «снес морду» — машины сложили меня с двух сторон. Поэтому она сейчас вся пластиковая. А ценник растет пропорционально доллару.

Фото: Digital Business / Катерина Мостовая

Что поклонники автокультуры думают про китайский автопром?

Пока еще сложно представить китайские автомобили на подобных фестивалях — сердца любителей этой автокультуры в основном принадлежат немецким либо японским машинам. Но что они думают про авто из Поднебесной? Для начала спросили у поклонницы японской Subaru Лианы.

— В целом хорошо отношусь к китайскому автопрому. Эти автомобили и правда уже вытеснили конкурентов с рынка. Сама работаю в компании, которая продает китайские «электрички». Несмотря на застой рынка, «китайцы» продаются очень хорошо. Кто откажется от машины, в которой напичкано все, за адекватный ценник?

Кстати, на прошедшей гонке проиграла на своей Subaru электричке Zeekr. Так что, возможно, они составят конкуренцию и в этом смысле.

Если говорить в общем, то это и правда неплохие машины — особенно в качестве семейных автомобилей. Думаю, что они действительно займут большую часть рынка. А наши станут еще более редкими, культовыми и бесценными. Лично я никогда не променяю свою машину на китайскую. Возможно, взяла бы второй автомобиль, но менять ни в коем случае. Для меня важнее эмоции.

Фото: Digital Business / Катерина Мостовая

Максим ездит на своей BMW E30 уже 4 года и не очень поддерживает повсеместный тренд на китайский автопром.

— Тренд не особо нравится, но китайские машины сейчас очень доступные — относительно тех же BMW, Mercedes. Хотя и Mercedes, и BMW сейчас производятся в Китае. Но думаю, что главную роль играют доступность и наличие льготного кредитования. При этом работаю в автосфере и знаю, что у них очень много проблем — с мотором, коробкой-вариатором. Но обилие электроники тоже становится мощным преимуществом.

Китайский автопром и правда захватил аудиторию, но это не повлияет на автокультуру. Просто появятся и «китайцы», которые будут участниками таких мероприятий — уже выходят заднеприводные автомобили и «электрички», которые смогут делать шоу.

Фото: Digital Business / Катерина Мостовая

Профессиональный дрифт-пилот Михаил Пак в обычной жизни ездит на пикапе. Но к китайским автомобилям относится спокойно.

— Развитие китайского автопрома не сильно повлияет на автокультуру. Старые культовые машины так или иначе еще много лет будут творить историю. И люди продолжат строить свои проекты.

А то, что в городе появляется много китайских машин — абсолютно нормально. Мир развивается. Я тоже уже пробую новые платформы, но все же пока остаюсь верен платформе Nissan.

Читайте также: Какие машины покупают казахстанцы и что будет дальше. Большой разговор о ценах и трендах на авторынке