Казахстанка отучилась на морского офицера и провела 10 месяцев на нефтяном танкере

Гаухар Бекжан 25 лет. Девушка с детства мечтала работать на море, поэтому после школы поступила на факультет «Морская техника и технологии. Судовождение» в КБТУ. Дальше были практика на паруснике в Нидерландах и 10-месячное плавание на нефтяном танкере почти по всему миру.
Однако вскоре алматинка отказалась от работы в море и ушла в международную корпорацию на позицию retention-менеджера. В материале для Digital Business Гаухар рассказала, почему решила стать моряком и как попала на танкер энергетической компании Chevron. Также девушка поделилась особенностями быта на корабле, рассказала, чего ей захотелось в первую очередь после долгого плавания и как найти себя в новой сфере.
«В средних классах хотела стать криминалистом или прокурором»
– Любовь к воде мне привил дедушка. Каждые выходные он организовывал поездки на Капчагай или Балхаш, где учил меня плавать. А еще мы устраивали пикники, дедушка рассказывал разные истории. Он был генералом авиации, в молодости сам управлял разными самолетами. Это ценные для меня воспоминания.

Гаухар с дедушкой
Наверное, именно благодаря дедушке я в младших классах решила заняться плаванием. Позже перешла в программу атлетов, где предусмотрены интенсивные тренировки, которые нацелены на улучшение техники. Правда, профессиональной пловчихой себя не видела. Нравилось работать над собой и улучшать личные результаты.
Если говорить о профессии, то в средних классах хотела стать криминалистом или прокурором. Также рассматривала вариант с авиацией, чтобы пойти по стопам дедушки. Но все изменилось в десятом классе, когда сходила на презентацию КБТУ. Там узнала про факультет «Морской техники и технологии. Судовождение», где подготавливали навигационных офицеров, отвечающих за курс судна и безопасность плавания. Нам рассказали, что в будущем выпускники смогут стать капитанами на корабле. Поняла, что это мое. Любовь к морю, тяга к путешествиям, память о дедушке – все совпало.
Через год поступила на грант. Учеба делилась на теорию и практику. Например, работали в аудиториях на симуляторах танкеров: тренировали швартовку у причала, навигацию и управление судном при шторме.
«Первые 5 дней пролежала в каюте: меня все время тошнило»
– Кроме теоретических занятий, нам нужно было проходить практику на море. На первом курсе поехали в нидерландский город Роттердам. Там нас обучали правилам безопасности и первой медицинской помощи. Тогда провела на море один месяц. Это было мое первое путешествие.

Гаухар на практике на нидерландском паруснике «Эйндрахт»
Практика проходила на паруснике «Эйндрахт» длиной около 70 метров. Первые дни были тяжелыми: качка, бессонные ночи, морская болезнь. Пролежала в каюте 5 дней, все это время меня тошнило. Старшие в команде давали таблетки, советовали выходить на воздух, чтобы стало полегче. Но ничего не помогало. Где-то через неделю морская болезнь ушла сама, и мне стало лучше.
На паруснике мы ходили пять дней по открытому морю. Иногда делали остановки для выхода на сушу. Так побывали в Испании, посетили Азорские острова и Бельгию. Несмотря на сложности, была в восторге от плавания и новых стран.

Во время швартовки на Азорских островах
Этим мои морские приключения не ограничились. На третьем курсе решила попробоваться на самую престижную практику – в энергетическую компанию Chevron. Они искали практикантов на роль палубных кадетов, которые помогают офицерам в навигации судна. Правда, туда брали только студентов с отличной успеваемостью и хорошей физической подготовкой. Но сложность заключалась не только в этом. Я была единственной девушкой, кто претендовал на место. А экипаж танкера состоял исключительно из мужчин.
Ранее таких прецедентов не было. Всегда отправляли либо минимум двух девушек, либо только парней. Но благодаря успеваемости и усилиям деканата, для меня сделали исключение и взяли на практику.

Гаухар на нефтяном танкере компании Chevron
Так я оказалась на огромном танкере длиной 336 метров. Для понимания, представьте, что Esentai Mall спустили на воду. На судне я была не только единственной девушкой, но и еще и самым молодым членом экипажа. Однако отношение со стороны экипажа было заботливое.
«Когда причалили к суше спустя 7 месяцев в море, первым делом побежала в KFC»
– На судне Chevron мы прошли три океана: Тихий, Индийский и Атлантический. Из-за размеров танкера швартовались в пяти морских милях от берега. Таким образом я побывала на берегах Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Таиланда, Китая и США.
На танкере у кадетов много работы. Я, к примеру, красила якоря и палубу, проводила инспекции по пожарной безопасности, следила за техникой и дежурила на вахте.

Несение вахты в Атлантическом океане
Обычно задачи зависят от того, где находится судно. В спокойных водах каждый час записываешь позицию, управляешь маршрутом. В порту следишь, чтобы погрузка нефти прошла без происшествий.
На танкере у меня уже не было морской болезни, как на паруснике. Ведь его почти не качает. Но была другая сложность: замкнутость. Через несколько недель в море начинаешь скучать по другим людям и разговорам. Раньше не задумывалась о новых знакомствах, но на танкере остро ощущаешь эту потребность. Из забавного, как и на суше, всегда ждали конца рабочей недели. В пятницу проводили киновечера: готовили бургеры и смотрели фильмы. По субботам у нас был стейк-дэй, а в воскресенье – шведский стол. Такие маленькие радости много значат, когда ты вдали от родных и близких.

Экипаж нефтяного танкера Chevron
В общей сложности провели в открытом море 7 месяцев. Первая остановка была в Панаме. Мой коллега поцеловал землю, когда спустились с судна. А я просто побежала в город за людьми, новыми лицами, и в KFC. Очень соскучилась по острым крылышкам, которых не найдешь на судне.
Еще на сушу выходили в Сингапуре, который впечатлил современностью и технологичностью. В Панаме же запомнился их местный колорит.

Гаухар в Панаме. Первый выход на сушу спустя полгода.
Но больше всего зацепил Атлантический океан: однажды ночью вода начала светиться. Вспышки синего света прорывались со дна на поверхность, и мы словно попали в диснеевский мультфильм. Потом узнала, что океан светиться из-за планктонов, у которых в организме происходят химические реакции.
Мне нравилось путешествовать на танкере. Доход кадетов был скромным (не могу его озвучить), но достаточно комфортным. Тратить деньги было некуда, поэтому за время плавания удалось накопить на машину.
Я знала, что в будущем офицером на судне можно заработать выше средней зарплаты по стране. Но мне было сложно физически. Нагрузка от дальних плаваний, постоянная смена часовых поясов, вахты – все это сказывалась на здоровье. Пришлось выбирать, и я решила оставить морское дело.
«После работы в море было одновременно сложно и интересно начинать все с нуля»
– Вернувшись с танкера, защитила дипломную работу и закончила университет. Тогда же узнала об Академии Philip Morris, где рассказывали про бизнес компании в Казахстане, специфику рынка и переходе в digital.
Поступила в академию, а после ее прохождения позвали на стажировку в компанию Philip Morris. Там училась на практике основам клиентского опыта: помогала исследовать аудиторию, проводить опросы, подбирать каналы коммуникации с пользователями. В результате предложили остаться и войти в команду запуска новой продукции в Узбекистане и Кыргызстане. Я согласилась.
После работы в море было одновременно сложно и интересно начинать все с нуля. Клиентский опыт для меня стал новой сферой. Но в сложные моменты всегда шутила: «Если справилась на паруснике с морской болезнью, справлюсь и с этим».
Хотя в начале было тяжело отказаться от работы на судне. Но со временем поняла, что люблю само море и стала чаще путешествовать. Так провела прошлый год в Грузии, сейчас живу в Баку на берегу Каспийского моря. Отвечаю за retention-коммуникации в Азербайджане.
Всем, кто хочет поменять профессию, хочу сказать: не бойтесь. Лучше попробовать, ошибиться… И попробовать еще раз. Гораздо страшнее оставаться на одном месте и мучить себя тяжелой работой.
Я благодарна своему опыту. К 25 годам я увидела полмира. Этот опыт навсегда останется со мной, как любовь к морю и память о дедушке.