Эксперт дала совет, как выбрать локацию для зарядной станции и начать зарабатывать

Рынок электромобилей в Казахстане стремительно растет, а вместе с ним и спрос на инфраструктуру для зарядки. Владельцы зарядных станций уже сегодня могут не только выйти в ноль, но и зарабатывать, если правильно выберут локацию и подойдут к проекту с учетом потребительской логики. Где лучше всего размещать зарядку, какие места дают стабильный трафик, и как понять, что точка «выстрелит»? Об этом Digital Business поговорил с Элиной Буряковой, руководителем отдела маркетинга сети зарядных станций Voltau.
Эксперт поделилась практическими рекомендациями, а также назвала самые загруженные места в Алматы и Астане — именно туда сегодня стоит смотреть предпринимателям, планирующим войти в этот рынок.
ТРЦ
Самые загруженные станции, по словам Элины, находятся в крупных ТРЦ, жилых комплексах с открытым доступом и около фитнес-центров.
— Для анализа локации используйте данные о трафике электромобилей с карт, таких как 2ГИС, или статистику продаж электрокаров в регионе.
Зарядка — не спонтанная покупка. Это логически осмысленное поведение: машину ставят туда, где удобно, безопасно и есть время подождать. Поэтому решает не эстетика, а функциональность, — говорит наша собеседница.
Поведение людей в «стреляющих» местах
Элина поделилась статистикой: в торговых центрах владельцы электрокаров обычно проводят 60-90 минут. Они любят там заряжаться так как есть охрана и понятная логистика. Этот хронометрах идеально совпадает с медленной или средней зарядкой.
— Есть и минусы: конкуренция, высокая аренда, необходимость согласований. В ЖК машины обычно ставят на ночь или на несколько часов — идеальный сценарий для AC станций. Минусы тоже есть: нехватка свободной мощности, необходимость договоренностей с КСК, ограниченный доступ для «внешних» пользователей, — говорит наша собеседница.
На трассах и выездах из города
Идеально подойдут быстрые зарядные станции формата DC. Водители всегда ищут возможность зарядиться по пути и спрос не заставит себя ждать.
— Как же без минусов: требуется инфраструктура (кафе, освещение, безопасность), иначе доверие к точке падает, — объясняет Элина.
Бизнес-центры, офисные районы, спортклубы
Посетители оставляют авто на 1–2 часа, что подходит для AC-зарядки или для DC-станций с невысокой мощностью (20–30 кВт). Минусы: может потребоваться пропускной режим, доступность парковки не всегда гарантирована.
Где зарядные станции загружены сильнее всего?
Представитель Voltau утверждает, что самая большая загрузка – в ЖК, на АС станциях. Просто потому что жители ставят свои электромобили заряжаться на медленную зарядку, что обеспечивает постоянную загрузку.
— В Алматы и Астане самые загруженные станции располагаются: у торговых центров (Mega, Dostyk Plaza, Keruen и т. д.), в новых жилых комплексах с открытым доступом, рядом со спортивными клубами и фитнес-центрами, — подчеркивает наша собеседница.
Совет эксперта
— По данным европейских операторов, комплексы «зарядка + вендинг + навес» повышают повторные визиты на 25–40% по сравнению с «голыми» станциями, — подсказала Элина.
В тему:
Эксперт рассказала, сколько зарабатывают владельцы зарядных станций в Казахстане