Казахстанский школьник запустил стартап, чтобы помогать подросткам с математикой. Вот его история

Жангирхану Малику 16 лет. Парень родом из Жамбылской области, однако всю сознательную жизнь провел в Астане. Сейчас он учится в местном филиале РФМШ, правда, попасть туда было не просто. Из-за ограниченных финансовых возможностей у семьи подросток самостоятельно готовился к поступлению, изучая литературу и видео в интернете. Но с первого раза сдать вступительные экзамены не получилось. Однако Жангирхан не сдался и, несмотря на все сложности и эмоциональное выгорание, все-таки смог добиться своей цели.
Все эти события подтолкнули школьника к созданию проекта Xtreme.math – бесплатных онлайн-курсов по математике для подростков. Специально для Digital Business Жангирхан рассказал, в чем особенность его стартапа, кто вместе с ним занимается преподаванием и как к нему попали ученики из Франции.
«Еще до школы решали с родителями математические и логические задачи»
– Страсть к математике привили родители. Еще до школы они решали вместе со мной разные задачи, в том числе на логику. А в 4 года отправили на курс ментальной арифметики (способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме – прим. Digital Business). Затем поступил в лицей с математическим уклоном. Чтобы туда попасть, нужно было получить минимум 85 баллов из 100. Я набрал 99.
Когда мне было 9 лет, мы переехали на год в Англию. Папа поступил в магистратуру Уорикского университета по программе «Болашак». Меня отдали в одну из лучших школ Ковентри (город, где мы жили) – Whoberley Hall. После профильного лицея уроки по математике были там слишком легкими. Да и в целом казалось, что школьное образование в Казахстане более качественное.
После того, как вернулись в Астану, продолжил заниматься математикой: участвовал в разных олимпиадах, на волонтерских началах вел курсы у ребят помладше. А в 9-м классе решил поступать в РФМШ. Мне нравилось, что там делают акцент на профильных предметах – алгебре, геометрии, физике, информатике.
«Пересматривал обучающие ролики по 20-30 раз, чтобы разобраться в сложной теме»
– За месяц до экзаменов начал подготовку. С учетом того, что у родителей не было финансовой возможности оплатить специализированные курсы, занимался сам – читал книги, смотрел видео по темам, указанным на сайте РФМШ. Правда, с первого раза сдать вступительный экзамен не получилось. Очень расстроился, но решил не сдаваться и попробовать свои силы в следующем семестре.
Сперва начал активно изучать весь курс математики с 5-го по 9-й класс, и даже затронул небольшой кусок программы за 10-й класс, куда мне только предстояло идти. Если не понимал какой-то материал, то искал видео с объяснениями. Пересматривал такие ролики по 20-30 раз, пока окончательно не разберусь в теме. В среднем тратил на самообучение по 6-8 часов в день.
Иногда из-за большого количества информации за такой короткий промежуток времени выгорал и пропускал дни подготовки. В такие моменты возникало желание все бросить, но на помощь приходил отец. Он стабильно раз в неделю выходил со мной на прогулку в парк или кафе, где мы по-дружески общались. Также папа давал советы и всегда повторял: «Каждый человек проходит через трудности. А чтобы их преодолеть, важно давать себе отдых». Это сильно помогало.

Жангирхан с отцом
В результате получилось сдать вступительные экзамены и поступить в РФМШ. Однако эйфория скоро сменилась осознанием, что из-за ограниченных финансовых возможностей многие дети не имеют доступа к качественной информации и материалам. В результате у них сильно снижаются шансы раскрыть свой потенциал. Мне захотелось помочь, поэтому решил запустить бесплатные онлайн-курсы для школьников, после которых было бы проще поступить в престижные школы, как РФМШ, НИШ, Казахско-турецкий лицей и так далее. Так появился Xtreme.math.
«Сейчас у нас около 150 учеников, в том числе из других стран»
– Изначально занимался проектом сам. Чтобы привлечь учеников, создал аккаунты в Instagram и TikTok, куда закидывал посты и видео развлекательного характера, связанные с математикой. Позже привлек в качестве соорганизатора друга и одноклассника Амиржана Жансейита. Он помог с продвижением контента, который довольно быстро стал набирать просмотры и лайки. А вскоре начали приходить заявки от учеников – обращались школьники из разных городов Казахстана. Параллельно стал собирать менторов, которые могли бы вести занятия. Писал знакомым из РФМШ – отличникам по математике, а еще обращался в разные волонтерские организации. В результате удалось собрать пул из 10 преподавателей, которые работают бесплатно.
Работаем следующим образом. Набираем группу учеников (в среднем 15-20 человек), после чего создается чат с ментором, куда скидывают ссылки на занятия в Zoom или Google Meet, а также домашнее задание и полезный материал. Уроки проходят 3 раза в неделю, длятся по 1 часу. Менторы работают по школьной программе РФМШ, только в более углубленном формате. Объясняют простым и понятным языком, как решать тяжелые задачи. Стараемся все делать в игровой форме. К примеру, после каждой пройденной темы ученики проходят специальный тест в Kahoot или Quizlet.
Курсы составляли сами по книгам, которые используют в РФМШ, НИШ и других специализированных школах. Также просил помощи у своих учителей – они подсказали, на чем лучше сделать акцент. Кстати, хотел бы поблагодарить своих преподавателей – Алху Таукеновну Сасыкову и Гульжан Суйинтаевну Жоламанову. Отчасти, они своим примером вдохновили меня на создание Xtreme.math.
Сейчас у нас около 150 учеников. Причем есть ребята из других стран – Кыргызстана и Франции. Они пришли случайно. Я попросил подругу-вайнера рассказать об Xtreme.math в своем Instagram-аккаунте на 8 тысяч подписчиков, после чего к нам пришла девушка из Франции. Она уже привела своих знакомых, в том числе из Кыргызстана. Дело в том, что ее родители родом из Казахстана и Кыргызстана.
«О монетизации не думал. Просто хочу быть полезным людям»
– Главное отличие Xtreme.math от других бесплатных онлайн-курсов в интернете в том, что у нас живое обучение и человеческая поддержка. Менторы всегда на связи с учениками и могут дополнительно объяснить тему, если она оказалось непонятной.
Вообще стараемся создавать среду, где каждый ребенок чувствует веру в себя. Ведь главная трудность в изучении математики в том, что если ученик упустил важную тему в 5-м или 6-м классе, ему потом сложно наверстывать. И многие не хотят признаваться в этом, так как бояться, что их засмеют. В результате человек не понимает математику. Мы же объясняем, что здесь нет ничего страшного и персонально работаем над заполнением таких пробелов. Ведь наши менторы – тоже школьники, которые проходили через подобное. И они знают, как найти подход.
В будущем хочу привлекать ребят из других стран – чтобы к нам приходили школьники из Узбекистана, России и так далее. О монетизации проекта пока не думал, ведь просто хочу быть полезным людям. Деньги приходят и уходят, а помощь никогда не забывается. Поэтому проект монетизировать не планирую.
После школы планирую отучиться на финансиста за рубежом. Рассматриваю Hong Kong University в Китае.
Ребятам, которые хотят начать свой проект, посоветовал бы не бояться. Даже если вам кажется, что нет ресурсов, связей, времени и так далее, то лучше попробовать и провалиться, чем не попробовать и потом жалеть об упущенной возможности. У меня была только цель и огромное желание, чего оказалось достаточно. Главное помнить, что вы не один. Меня сильно поддерживают родители и друзья. Именно благодаря им я понял, что сила – не только в упорстве, а еще в умении принимать помощь.
Также советую решать задачи постепенно. Не нужно пытаться сделать огромный проект за день – двигайтесь step by step. И тогда дело пойдет. Главное верить в то, что делаешь, и не гнаться за быстрыми результатами.