Казахстанцы запустили в Великобритании сервис, помогающий родителям особенных детей. Вот их история

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Ищем журналистов в Алматы! Ищем журналистов в Алматы!
Дата публикации: 12.06.2025, 08:51

Диляра Искакова и Жан Алимбаев родом из Казахстана, но сейчас живут в Шотландии. Когда их средней дочери было 2 года, ей диагностировали сенсорное расстройство с подозрением на аутизм. Сейчас девочке 9 лет. За эти годы семья прошла через тревогу, поиски решений, многочисленные занятия со специалистами — и пара поняла, как сильно не хватает ИТ-решения, которое помогло бы родителям лучше понимать своего ребенка. Так в январе 2024 года появилась идея Hey Joey — цифрового помощника для семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Digital Business узнал у Диляры, как запустить tech-стартап без опыта в ИТ и почему она считает, что Hey Joey остро необходим родителям по всему миру. Поговорили также о лайфхаках, которые помогают выжить, когда у тебя фултайм-работа, стартап и трое детей.

«Был период тревоги, отчаяния, походов по врачам и попыток понять, как помочь своему ребенку»

— Я родом из Усть-Каменогорска. После школы поступила в Алматинский политехнический институт (сейчас — Satbayev University) на нефтегазовый факультет. Позже продолжила обучение за рубежом: получила диплом по геостатистике во французском L’Ecole des Mines de Paris и степень магистра (MSc) по нефтегазовой инженерии в лондонском вузе Imperial College London. После окончания обучения в 2008 году начала работать в нефтегазовой отрасли. Сейчас я — старший инженер по разработке месторождений с 17-летним опытом.

Диляра Искакова

Мой супруг — тоже из Казахстана, юрист, работает в сфере корпоративной этики. У нас трое детей: 12, 9 и 6 лет. Когда нашей средней дочери было два года, начали замечать, что ей тяжело дается то, с чем обычно справляются дети в этом возрасте — прикосновения, смена обстановки.

Диагноз — сенсорное расстройство с подозрением на аутизм — стал переломным моментом. Это был сложный период тревоги, отчаяния, домашних споров «как лучше», походов по врачам и попыток понять, как помочь своему ребенку. Ощущали усталость и полное бессилие перед ситуацией. Родители, прошедшие через подобное, наверняка поймут, о чем я говорю.

Тогда и пришло осознание: не хватает современных технологий, которые помогали бы родителям — отслеживать поведение, анализировать и лучше понимать своего ребенка, особенно на начальном этапе. Так появилась идея создать сервис, который бы подсказывал, как реагировать, что важно обсудить с врачом и на что обратить внимание. Назвали его Hey Joey.

«63% родителей детей с аутизмом отметили, что предложенный нами функционал будет им полезен»

— На данный момент проект по большей части финансируем на собственные средства. У нас не было опыта ни в ИТ, ни в запуске стартапов. Поэтому сразу обратились к профессионалам. Сотрудничаем с техническими специалистами на фрилансе, привлекаем экспертов по no-code и ИИ, работаем с маркетологами, терапевтами и консультантами по запуску стартапов.

Параллельно с разработкой начали участвовать в акселерационных программах — в Великобритании действительно сильная инфраструктура поддержки, особенно для женщин-предпринимательниц.

Диляра Искакова

Недавно получили первый государственный грант от правительства Шотландии —  9,1 тысячу фунтов стерлингов  (около 6,2 млн тенге) — на проведение feasibility study (исследования осуществимости проекта). Хотели понять, действительно ли наш продукт решает важную проблему и насколько он востребован.

Результаты исследования вдохновляют: 63% родителей детей с аутизмом отметили, что предложенный нами функционал будет им полезен.

В рамках исследования провели опрос 1000 человек и проанализировали уровни семейного стресса, конфликты между родителями и другие повседневные трудности, с которыми сталкиваются семьи. Особенно поразил факт, что лишь около 5% родителей прибегают к цифровым решениям или специализированным приложениям.

Это ясно указывает на незаполненную нишу: родители нуждаются в цифровой поддержке, но предложения практически отсутствуют.

«Берем родителя за руку и помогаем понять своего ребенка»

— Hey Joey — это система поддержки для родителей детей с особенностями развития. Все мамы и папы, столкнувшиеся с подобной ситуацией, находятся в большой растерянности. Миссия Hey Joey — «взять родителя за руку» и помочь понять своего ребенка, предложить практические стратегии по преодолению конкретных трудностей.

Родители записывают в приложении наблюдения за ребенком — например, что вызвало эмоциональный срыв, как прошел вечер, как он реагировал на шум, прикосновения или новую обстановку. Hey Joey анализирует эти данные и предлагает, что попробовать: например, заранее предупреждать о смене активности или исключить определенные триггеры, подойти к ситуации иным образом, внести изменения в рутину. Большим элементом приложения является агрегация данных, опыта и наблюдений среди пользователей. Таким образом, уроки и успех одной семьи могут быть доступны всем.

Диляра Искакова

Родитель вносит наблюдения не ради контроля, а чтобы получить поддержку для себя. Hey Joey помогает понять, что провоцирует стрессовые ситуации, и подобрать стратегии, которые облегчат родительский опыт.

Чтобы рекомендации были понятными и бережными, мы привлекли специалиста по работе с детьми с нейроотличиями. На этапе бета-версии он помогает формулировать персонализированные подсказки, опираясь на реальные ситуации. В будущем нас ждет большая работа по обучению AI-модели — чтобы масштабировать поддержку и сделать ее автономной. Сейчас система работает в связке «ИИ + человек», но по мере накопления данных и обучения модель сможет предлагать адаптированные рекомендации без участия специалиста, оставаясь при этом точной и чуткой.

Готовимся к запуску бета-версии — первых пользователей примем уже в этом месяце. Hey Joey сначала выйдет как веб-приложение на английском языке и будет доступен родителям по всему миру по подписке. В рамках исследования изучили вопрос готовности платить за наше приложение и увидели, что 12,99 фунтов стерлингов в месяц (около 9 000 тенге) будет комфортной суммой.

«Один из моих главных лайфхаков — активно использовать AI»

— Мы с мужем работаем фултайм. Самое трудное — найти баланс между основной работой, стартапом и детьми. Утро — самая напряженная часть дня. Собираем троих в школу, готовим завтрак и ланчбоксы, следим за индивидуальным расписанием — у кого физкультура, у кого занятия с музыкальным инструментом. Машина стала почти вторым домом: в ней всегда лежат зарядки, расчески, запасные колготки, носки и школьные галстуки.

Для детей с особенностями развития любые перемещения, даже такие привычные, как «дом — машина — школа», могут быть настоящим испытанием. Путем проб и ошибок нашли стратегию, которая работает именно для нашей семьи. Хотя, конечно, бывают и особенно трудные дни.

Диляра Искакова

После того как всех собрали и развезли по школам, еду в офис — заниматься своей «дневной», оплачиваемой работой.

Стартапом занимаемся по вечерам и в выходные. Иногда беру один-два дня выходных, чтобы полностью сфокусироваться на проекте без переключений. Тем не менее стартап для нас — не хобби, а осознанный путь. Hey Joey вырос из боли. Мы сами — родители ребенка с особенностями развития, и теперь хотим помочь тем, кто испытывает те же сложности, что и мы.

Один из моих главных лайфхаков — активно использовать AI. Он помогает и в основной работе (например, быстро сгенерировать код или макрос), и в стартапе: автоматизирую заявки на гранты, создаю тексты для рассылок и соцсетей, ускоряю рутину. Второй важный принцип — делегировать работу тем, кто делает ее лучше и быстрее. Так мы, например, передали дизайн питчдека и интерфейсов профессионалам, а разработку MVP — no-code‑специалистам, чтобы не тратить время на то, в чем мы не эксперты. Кроме того, пользуюсь услугами психолога. Ее поддержка помогает справляться с нагрузкой на всех фронтах.

С мужем опираемся друг друга: когда один выдыхается, второй подхватывает. Наша миссия — сделать так, чтобы другие семьи не оставались наедине со своими трудностями. И именно это не дает нам остановиться.

Диляра Искакова

Через год видим Hey Joey как полностью запущенное приложение с активной пользовательской базой. Сейчас подаем заявку на следующий этап финансирования — до 100 000 фунтов стерлингов (примерно 69 млн тенге), чтобы двигаться дальше. В будущем будем привлекать венчурные деньги от инвесторов и фондов, которым близки наши ценности и миссия.