Променяла корпоративный мир на бизнес и создала популярнейший маркет для предпринимательниц Koktem Fest

Бахыт Толеубаева работала бренд-менеджером Efes Kazakhstan, но в декрете решила изменить жизнь. И запустила собственное дело — бренд детской одежды. Развивая свой бизнес, создала Koktem Fest — маркеты, объединяющие локальных предпринимательниц. Узнали у Бахыт, как она продвигает онлайн-магазин детской одежды, как в этом помогают маркеты и почему такой формат интересен для микробизнеса в 2025 году.
«Можно сшить шедевр, но в этом нет смысла, если не рассказать о нем миру»
Бахыт родилась и выросла в Павлодаре, после школы поступила в КазНУ имени аль-Фараби, а потом продолжила обучение в Германии. Как закончила — вернулась на родину и устроилась в компанию Efes Kazakhstan.
— Вообще я по образованию маркетолог, а в Efes Kazakhstan долгое время работала бренд-менеджером. На этой позиции бренд фактически становится твоим ребенком. Необходимо делать для него абсолютно все — проводить ивенты, курировать техническую часть по реализации элементов бренда вроде этикеток и упаковки, списываться с лицензиарами и так далее. Работа в такой большой компании, конечно же, дала грандиозный опыт. А потом я вышла замуж и родила первого ребенка. И жизнь изменилась кардинально. В декрете поняла, что на работе справляются и без меня, незаменимых людей нет. И, оказывается, есть другая жизнь. Тогда и пришла мысль — почему бы не заняться чем-то своим?
Бахыт признается, что было очень страшно начинать свое дело. Но все же девушка рискнула — так появился магазин детской одежды Koktem Kids.
— Koktem — потому что родилась в марте. К тому же моя юность и студенческие годы прошли в алматинском районе с таким названием, и это было символично. Начала этим заниматься в 2017 году со стартовым капиталом в 75 тыс. тенге — это примерно 200-300 долларов по тем временам. Тогда в Instagram было легко продвигаться — не было алгоритмов, сложных схем и прочего. Красивая картинка сразу «залетала» и набирала лайки. И люди тоже были голодны на что-то новое и необычное. К тому же только зарождались переводы и онлайн-торговля. Малому бизнесу жилось гораздо проще, мне кажется.
В Алматы как раз начиналась эпоха ярмарок и маркетов, где и знакомились предприниматели. Одни варили мыло, другие шили одежду, третьи плели сумки или создавали декор. Так строилось комьюнити. А я благодаря бэкграунду в корпоративном мире уже знала о важности коммуникаций для бренда. Можно сшить шедевр, но в этом нет смысла, если не рассказать о нем миру.
«В Павлодаре было 5 заводов, у жителей — стабильные зарплаты и премии, но ничего интересного ритейл не предлагал»
Бахыт освоила маркеты как точку соприкосновения с аудиторией и развивала свой бренд, но потом родила второго ребенка и взяла небольшую паузу.
— Приехали в Астану и увидели невероятно активных людей, которые нуждались в чем-то новом. И в 2019 году случился наш первый выездной pop-up store в кафе «Коктем». Стало ясно, что астанчанам очень нужны такие праздники. Мы с семьей потом еще пару раз приезжали и решили окончательно — надо переезжать. Но лично мои планы жизнь немного откорректировала.
Переезжали мы в столицу зимой, у меня еще никого не было в городе. И вдруг узнаю, что бабушка упала и сломала шейку бедра, стала лежачая. Родители предложили приехать в Павлодар, повидаться и пожить с ними — и я с детьми на некоторое время уехала туда. Как-то пошла гулять по родному городу и поняла, что рынок детской одежды очень скудный — горожане одевали детей в Омске. При этом в городе было 5 заводов, у жителей — стабильные зарплаты и премии, но ничего интересного ритейл не предлагает. Посоветовались с супругом, и я решилась запустить в Павлодаре магазин с брендами детской одежды.
Бахыт быстро нашла помещение и стала привлекать тех, кто производил интересные товары для детей в Казахстане, а также привезла нишевые бренды детской одежды из Европы. Выручка колебалась в районе 1 млн тенге в месяц. Но снова неожиданный поворот — наступила пандемия. По словам Бахыт, рынок тканей тогда сильно сузился, потому что импорта практически не было.
— Мы арендовали место в ТРЦ, примерно в 45 квадратов стоимостью в 180 тыс. тенге в месяц. Но в пандемию было сложно работать и по 3-4 раза мыть пространство с хлоркой. К тому же нас никто не освобождал от аренды, даже в карантин. Рынок тоже стал скудный. Тогда же появился популярный футер — трехнитка, из которого все поголовно шили свитшоты и штаны. Мне это было неинтересно, и я взяла паузу с Koktem Kids. И тогда же решили пощупать рынок Астаны. Сняли маленькое помещение, поняли, что все получается, и закрыли точку в Павлодаре. Стало понятно, что снова нужен маркет — нужно вживую знакомиться с клиентами в столице. Да и Астана, вопреки устаревшим стереотипам, оттаяла, людям нужны были люди. Так мы стали делать маленькие маркеты раз в месяц. Заодно развивали детский ресейл и давали вторую жизнь крутым вещам, которые носились 1-2 раза.
А потом случился Новый год. Хотелось волшебства и сказочной атмосферы, и я постепенно стала притягивать нужных девочек. Сначала заказывала штоллены у павлодарской ремесленницы, которая создает бренд «Хлебушек». Потом появились девушки с керамикой и елочными игрушками. И вскоре мы перестали помещаться в мой маленький магазин. Хотелось масштаба — и в сентябре 2021 года организовала первый Koktem Fest, каким его сейчас знают.
«При правильной подготовке наши участницы распродают по 80-85% товаров»
Бахыт допускала к участию лишь тех девушек, которые создавали товары своими руками либо представляли оригинальные бренды, которые невозможно найти в других местах.
— Сначала было очень сложно найти в Астане локальных мастеров. Многие девушки работали в найме, а на творчество с трудом находили время. И создавали очень маленькими партиями. Но с каждым разом ассортимент становится разнообразнее — когда ремесленницы начинают понимать, что товары действительно продаются.
Если вести отсчет с сентября 2021 года, то мы провели уже 12 маркетов. В команде по-прежнему только я и мой супруг. И есть прекрасная иллюстратор Аня из Павлодара. Через нас прошло уже множество предпринимателей, и у всех путь сложился по-разному. Одни расширились и создали крутые бренды, другие эмигрировали, третьи закрылись или даже разочаровались в бизнесе.
При этом в наших маркетах могут участвовать далеко не все. Обе стороны — и мы, и участники — относимся серьезно к этому. Конечно, каждая платит за участие — цены варьируются от 70 до 100 тыс. тенге за 2 дня маркета. Предоставляем площадку, мебель, информационную поддержку. Наши участницы знают, что за эти деньги точно получат ощутимый результат и будут взаимодействовать со своей целевой аудиторией. Но важно и самим всерьез подходить к этому процессу.
Что касается уровня продаж, то при правильной подготовке и, например, перед праздниками наши участницы распродают по 80-85% товаров. 10% раскупают сами участницы друг у друга, примерно 5% возвращается домой. Показатели могут немного варьироваться в зависимости от сезона. Например, майский маркет более расслабленный, а вот в сентябре продажи повыше. Думаю, сказывается стресс от начала нового делового сезона и учебного года, женщины хотят порадовать себя, побаловать детей. Но у нас есть мэтч между аудиторией и участницами, поэтому проблем с продажами нет.
Как подготовиться к ярмарке с пользой для своего дела?
За годы создания маркетов у Бахыт сформировались определенные рекомендации для участниц, которые хотят не просто приятно провести время с единомышленниками, но и вынести пользу для своего бизнеса.
- Для начала определиться, каковы ваши ожидания от участия. Хотите заработать или это имиджевая штука? Или же планируете набрать подписчиков и повысить узнаваемость? Возможно, тогда стоит продумать больше активностей, которые впечатлят потенциальных клиентов. Если же стоит задача заработать, то нужно понять, на какой доход вы рассчитываете. Для одного 500 тыс. тенге уже круто, а другая поставит планку в 2 млн. Отталкиваясь от ожидаемого дохода, нужно продумать ассортимент и количество позиций. Соответственно, заранее планировать и все рабочие процессы по созданию своих товаров. И нельзя забывать про подсчет расходов, связанных с маркетом, например, на логистику.
- Нужно внимательно относиться к сообщению, которое отправляете организатору маркетов. Расписывайте максимально подробно, но информативно, все, что является важным. Как вас зовут, что создаете и продаете, как давно и в каком городе, на кого рассчитаны ваши товары. И обязательно сразу прикладывайте ссылку на рабочую страницу. Если человек заточен на рост и продажи, то без дисциплины и четкости никуда. Ни один уважающий себя организатор не станет сам изучать, чем вы занимаетесь.
- По возможности высыпайтесь перед участием в ярмарках и маркетах. Вряд ли гости будут с большой охотой подходить к сонному человеку с замученным лицом. Здесь вот энергия действительно равна продажам. Всегда говорю своим девочкам, что стол 120 на 80 на два дня — это ваш мир, ваша вселенная. И люди, которые придут, должны узнать вас сразу же.
«Не копируйте, дарите эмоции и не жалейте на визуал». Советы для предпринимателей, которые хотят преуспеть в своем деле
Бахыт знает, о чем говорит, потому что по сей день продолжает развивать свое дело — теперь это детский concept store Kids&Home. И она тоже сталкивается с разными трудностями, как предприниматель.
— Собственное дело предполагает серьезные денежные обязательства. Например, мы работаем с брендами, которые осознанно относятся к детской моде и планируют производство на год вперед. Поэтому и мы заказываем коллекции за год. Значит, заранее платишь, чтобы зарезервировать свою партию. Конечно, деньги всегда в обороте, практически ничего не видишь. Вдобавок сейчас ощутимо вырос курс евро и доллара. Это все нелегко, что скрывать, но стараемся.
К слову, после начала войны перестали работать с Россией и стали вести переговоры с брендами напрямую, делаем сертификаты и растаможку — это все тоже откладывается в цене. Если клиент хочет покупать качественные товары у предпринимателя, который работает «в белую» — всегда придется платить чуть больше. Работаем уже 6 лет, и все это время детский ритейл шатает. Но хочется, чтобы и наши детки носили качественные красивые вещи, поэтому продолжаем развивать свое детище и справляться с кризисами.
У Бахыт внушительный симбиоз опыта в предпринимательстве, маркетинге и бренд-менеджменте. Поэтому попросили ее напоследок дать полезные советы для тех, кто тоже пытается развивать свое дело:
- Не нужно постоянно менять концепцию и пытаться охватить сразу все. Занимаетесь выпечкой? Прекрасно, совершенствуйтесь в ней, доводите до идеала. Не нужно параллельно создавать серьги и кольца. Лучше целенаправленно бить в одно место, чем распыляться и не достичь никакого результата.
- Практикуйте профессиональный подход к фотографиям. Не нужно снимать украшения разбросанными на ламинате. Вложитесь в предметную фотографию — иногда можно найти начинающих фотографов, которые за небольшой чек сделают неплохие снимки.
- Визуальная составляющая вообще играет важную роль, поэтому не пренебрегайте вопросом упаковки.
- Ни в коем случае не копируйте. В Казахстане очень маленький рынок, и любой плагиат, как на ладони. Это путь в никуда, потому что копия никогда не будет иметь успеха. Придумайте нечто уникальное. А для этого нужно развивать насмотренность и начитанность, расширять границы зрения.
- Будьте верны своей философии и не бойтесь рассказывать. Если вас не понимают, значит, нужно рассказывать еще больше. Вкладывайтесь в коммуникации, работайте с блогерами и инфлюенсерами. Под лежачий камень вода не течет.
- Работать можно не из боли, а из удовольствия. Закрывайте потребность в эмоциях. Пусть ваш товар делает жизнь вашего клиента лучше. Подумайте заранее, какие эмоции испытает человек, когда наденет ваше платье или съест ваш пирог.
Читайте также: «Резьба по перламутру — кровавое дело». Открыла свой бизнес и мечтает о большом проекте в Астане