Им всего 16 лет, а они уже собрали робота для изучения Марса. История казахстанских школьниц

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Ищем журналистов в Алматы! Ищем журналистов в Алматы!
Дата публикации: 10.06.2025, 08:53

16-летние Сания Шохан и Еңлік Маман учатся в 10-м классе НИШ в Талдыкоргане. Они собрали LikiSanktum — макет робота для изучения пещер на Марсе. С этим проектом школьницы победили на IV Международном конкурсе Kazakhstan Smart Space 2025, где более 60 команд из 6 стран представляли идеи по космическим технологиям и исследованиям.

Digital Business узнал у девушек, как они с помощью 3D-принтера и паяльника создали мини-версию марсианского робота. Поговорили также, как после 10 уроков найти силы на инженерные проекты и почему девчонкам не нужно бояться идти в науку.

«Приходилось часами читать англоязычные статьи, сравнивать цифры, вникать в терминологию»

Еңлік и Сания вместе ходят в один кружок робототехники. Участвовать в конкурсе Kazakhstan Smart Space им посоветовал тренер Николай Авдюнин. Девушки несколько дней обсуждали, каким должен быть их робот и какую задачу он будет выполнять.

Школьница Сания Шохан

Сания Шохан, из личного архива

— Сначала просто перебирали идеи, — рассказывает Еңлік. — Хотелось, чтобы это было что-то небанальное — не очередной луноход с камерой. Долго не могли определиться: вариантов было много, но ни один не цеплял. Когда выбрали Марс, начали глубже копать — читать про атмосферу, рельеф, трудности исследований. Так впервые наткнулись на упоминания о подземных пещерах и лавовых трубках (естественных подземных каналах, которые образуются во время извержения вулкана — прим. Digital Business). Представьте: целые подземные лабиринты, которые могли бы стать укрытием для астронавтов. Это звучало как научная фантастика — и одновременно как реальная задача. Тогда тренер рассказал нам о методе сейсмической разведки — когда в почву передаются колебания, а по тому, как отражаются волны, можно понять, что находится под землей.

Так появилась идея LikiSanktum — робота, который может «стучать» по поверхности и «слушать», как идут волны под землей. Такой метод позволяет определить, есть ли под поверхностью пустоты, насколько они глубоки и устойчивы.

— Если представить, что в будущем люди высадятся на Марсе, им нужны будут укрытия. Хотим, чтобы такие роботы помогали находить безопасные пещеры — места, где можно спрятаться от радиации и песчаных бурь, — объясняют школьницы.

Школьницы Еңлік Маман

Еңлік Маман

Чтобы разобраться, как должен работать робот, девушки начали изучать научные статьи, публикации NASA и материалы с образовательных платформ.

— Уделяли особое внимание структуре, глубине и условиям формирования лавовых пещер, особенно на Марсе, — рассказывает Сания. — Достоверных данных почти нет, источники противоречат друг другу, многое — только гипотезы. Приходилось часами читать англоязычные статьи, сравнивать цифры, вникать в терминологию. Но в итоге собрали достаточно информации, чтобы учесть все важные особенности при проектировании модели.

«Шутили над роботом и ставили ему подножку»

Механизм робота школьницы собрали сами, используя 3D-принтер, паяльник, токарные и фрезерные станки. За 3D-модель отвечала Сания, электронику и сборку курировала Еңлік. Технические решения принимали вместе.

Школьницы

— Поняла, что мне нужно серьезно прокачивать навыки программирования — без стабильного кода робот просто не сможет работать. Также осознала, что мне действительно нравится заниматься электроникой: паять провода, соединять детали и видеть, как все начинает работать вместе. Одним из самых волнующих моментов был тот, когда наш робот «ожил». Радовалась тому, как он без проблем преодолевает препятствия. Даже шутили и ставили ему подножку, чтобы проверить, как справится, — рассказывает Еңлік.

Пока они протестировали только механическую часть: как двигается робот и как работает вибрация. Датчики, которые должны улавливать волны, подключат позже — на следующем этапе.

Однако самым напряженным моментом на Kaz Smart Space оказалась не сборка робота, а защита проекта.

— На самой презентации волновались больше, чем когда тестировали робота, — вспоминает Сания. — От нее зависело все: поймут ли идею, оценят ли усилия, зададут ли каверзные вопросы. Когда объявили результаты — мы заняли 1-е место в категории «Макет» среди участников до 22 лет — почувствовали целую бурю эмоций — от волнения и легкой тревоги до радости и гордости за команду. Было приятно осознавать, что наши старания не прошли даром.

Сания и Енлик

«Когда стремишься к успеху, не замечаешь, как устаешь»

Обычный день Сании и Еңлік начинается в 8:15 и нередко заканчивается после 18:00. Девочки рассказали, как при таком графике уделяют время робототехнике.

— Мне трудно сидеть на месте, — признается Сания. — Во мне всегда много энергии, и я стараюсь направлять ее в что-то полезное. Внешкольные проекты — это не просто хобби, а способ расти, учиться новому, пробовать себя в разных ролях. Это помогает не терять интерес к жизни и дает ощущение движения вперед. Правда иногда злит осознание того, что ради будущего приходится постоянно работать на пределе — как будто не имеешь права на паузу. А ведь сейчас в 16 лет у нас, по сути, последний этап, когда можно быть просто подростком.

Школьницы Сания Шохан

Сания Шохан

Еңлік говорит, что для нее проектная работа — это возможность практики:

— Так могу решать реальные задачи, так как планирую работать в аэрокосмической области. Хочу создавать роботов, которые будут исследовать другие планеты. Когда стремишься к успеху, не замечаешь, как устаешь. А потом все накапливается, и даже мелочи начинают раздражать. Иногда поговорю с подругой — и уже легче. Иногда просто дурачимся, и тревоги отступают. Еще я люблю корейские дорамы — когда смотрю, могу совсем забыть об усталости.

Еңлік Маман

Еңлік Маман

Когда разговор заходит о женщинах в науке, обе задумываются: что можно изменить?

— Я бы хотела, чтобы девочек с детства поддерживали и верили в их способности, — говорит Сания. — Чтобы они не боялись выбирать технические профессии и знали: их идеи важны.

— А еще — пусть будет меньше стереотипов, — добавляет Еңлік. — Важно, чтобы общество перестало считать, что наука — только для мальчиков. Мне близки примеры женщин, которые добились признания в сложных технических областях. Например, американский физик Сабрина Гонсалес Пастерски к 16 годам уже спроектировала, собрала и сертифицировала самолет, а затем самостоятельно поднялась на нем в небо. Такие истории доказывают, что даже в самых сложных сферах можно пробиться, если есть интерес и упорство.