Казахстанка в 24 года стала операционным директором в ИТ-компании. История девушки из Алматы

Шахида Закирова пришла в сервис по поиску подработки и парт-тайм сотрудников EasyTap в 23 года. Работала за 20 тысяч тенге в месяц и сама обзванивала исполнителей, чтобы те вышли на смену. А уже через год стала операционным директором. Сегодня девушке 26, и она СPO — отвечает за развитие продукта и управляет командой из 6 человек.
Digital Business узнал у Шахиды, как вырасти с позиции стажера до C-level и почему иногда нужно просто работать на «шестерочку из десяти», а не совершать подвиги. Поговорили также о выгорании, ошибках в начислении зарплаты и сложных разговорах с руководством.
«Всегда старалась делать больше, чем от меня ожидали»
— Когда училась на 4-м курсе Международного университета информационных технологий в Алматы, все еще не понимала, куда пойти после выпуска. Специальность была «Менеджмент», а дальше — масса направлений: HR, маркетинг, управление рисками.
Однажды в университет пришел с гостевой лекцией Магзум Толеш — на тот момент коммерческий директор Chocofood. Он сказал: «Если кому-то из вас нужен научный руководитель — пишите». Так все и закрутилось: встретились, обсудили тему. После этого прошла преддипломную практику в Chocofood, после которой предложили проектно поработать там 3 месяца норминг-менеджером. На этой должности анализировала, сколько времени уходит на разные процессы в компании, стандартизировала показатели и помогала выстраивать понятные, измеримые бизнес-процессы. Основной задачей было оцифровать рабочий день аккаунт-менеджеров, чтобы понять, чем они заняты.
В 2021 году Магзум решил запустить стартап EasyTap и предложил мне присоединиться к команде. EasyTap помогает компаниям находить временных сотрудников — кассиров, грузчиков, продавцов и других. А соискателям — быстро получать подработку через приложение.
Не сомневалась ни минуты. До сих пор вспоминаем со смехом, что тогда работала за 20 000 тенге в месяц. Но мне было важно получить опыт.
Делала буквально все: обзванивала потенциальных исполнителей (работников торгового зала, грузчиков, кассиров), подписывала с ними договоры, заводила в админку, выводила на смены, считала зарплату и передавала данные в бухгалтерию.
Когда открылся колл-центр, у меня появилась первая коллега Анара. Тогда я стала операционным тимлидом. А когда число исполнителей и менеджеров выросло, меня назначили COO – операционным директором.
Такой быстрый рост произошел, потому что всегда старалась делать больше, чем от меня ожидали. Когда в EasyTap начали скапливаться рутинные задачи — согласование, сбор данных, повторяющиеся действия — первой задумалась, как их автоматизировать. Один из ярких примеров — подтверждение выхода исполнителей на смену. Раньше, если смена начиналась в 8 утра, уже с 7 писала каждому в WhatsApp, спрашивала, выйдут ли они, и если не получала ответа — обзванивала вручную. Это отнимало много времени и сил.
Предложила решение: запустить систему автоматических пуш-уведомлений, чтобы исполнители могли подтверждать выход в приложении, а я видела это в админке.
«Если чувствую, что на нуле — включаю автопилот и работаю на 6 из 10»
— На старте буквально жила работой: вставала в 7 утра, засыпала за ноутбуком ближе к полуночи. Хотелось понять, научиться, попробовать. Впитывала все как губка. Разговаривала с опытными руководителями, училась проводить собеседования. Мне очень повезло с наставниками. Технический директор Темирлан Кабылбеков научил меня продуктовому мышлению. Например, объяснил, почему важно не просто решать задачу, а понимать, какую проблему она закрывает у пользователя, как это влияет на бизнес-метрики, и какие гипотезы стоит проверить в первую очередь. С ним поняла, что продукт — это не про фичи, а про пользу для клиента.
К концу второго года продуктовые задачи начали занимать большую часть времени, поэтому было решено сфокусироваться на них. С середины января занимаю позицию CPO и отвечаю за развитие продукта. В моей команде — аналитик, дизайнер, фронтенд и трое бэкенд-разработчиков.
Меня драйвят вызовы — когда можно избавить людей от «боли». Когда только начинали, вся информация была в Excel-табличках и чатах WhatsApp, парт-тайм сотруднику нельзя было выйти на смену без координатора. Теперь же зарегистрироваться, выйти на смену, отработать ее и получить зарплату можно без контакта со службой поддержки — в приложении.
Ошибок на пути было много — особенно, когда работала в операционке. Однажды неправильно начислила зарплату исполнителям (это те, кто выполняет задания пользователей на платформе EasyTap: курьеры, сборщики, помощники и другие). Кому-то деньги не пришли вообще, кому-то — вдвое больше. Тогда научилась просить помощь. Разработчики искали баг, аналитик выгрузил корректные данные, операционные менеджеры успокаивали недовольных. Быстро все исправили. С тех пор я внимательнее. Главное — не наступать на одни и те же грабли.
Случалось и чувствовать выгорание. Думаю, дело не в необходимости отпуска, а в ежедневном режиме. Если чувствую, что на нуле — включаю автопилот и работаю на 6 из 10: этого достаточно, чтобы выполнять все, что от меня требуется. Йога, долгие прогулки и общение с семьей помогают восстановиться. В какой-то момент энергия возвращается.
С ростом зоны ответственности рос и доход. Стараюсь сохранять баланс — часть трачу, часть откладываю на путешествия, квартиру и машину.
«Понимаю, что ошибки — это нормально, а неудачные дни бывают у всех»
— Могу ли что-то посоветовать другим? Не уверена — у каждого свой путь. Но точно знаю: не нужно бояться работы, нужно хвататься за возможности и пробовать снова и снова.
Для себя выбираю естественный рост — когда развитие происходит органично. Например, когда только пришла в компанию, занималась операционными процессами. Со временем начала брать на себя больше инициативы — анализировать метрики, предлагать доработки, общаться с пользователями. Постепенно это привело к тому, что мне доверили развитие продукта. Не потому что стремилась к какой-то должности, а потому что была к ней готова — и команда это увидела.

Темирлан Кабылбеков, Шахида Закирова, Магзум Толеш
Думаю, если делать свое дело с душой, рост обязательно будет. Что бы ни происходило, главное — оставаться хорошим человеком.
Сейчас это понимаю, но так было не всегда. Когда только начинала карьеру, очень зависела от оценки коллег: казалось, если кто-то недоволен или что-то не получилось, значит, я плохой специалист. Хотелось все сделать идеально и доказать, что справляюсь.
Со временем пришла уверенность. Знаю, чего стою, понимаю, что ошибки — это нормально, а неудачные дни бывают у всех. Были моменты, когда хотелось все бросить. Открыто говорила об этом директору. Обсуждали, что не так, и находили решения.
Стремлюсь быть поддерживающим и внимательным руководителем, чтобы я могла вдохновить и успокоить команду в трудную минуту. Но понимаю: учиться придется всегда — предела совершенству нет.