Эксперт рассказал, какие электрокары покупают казахстанцы — и почему этот тренд не остановить

Несколько лет назад машины с электродвигателем в Казахстане были редкостью и воспринимались как дорогие игрушки для энтузиастов. Сегодня ситуация стремительно меняется: растет спрос, развивается инфраструктура, а китайские бренды постепенно вытесняют европейских производителей.
Владелец одного из крупнейших электромобильных таксопарков Алматы, импортер и автоблогер Санжар Аскаров в интервью Digital Business рассказал, почему через десять лет бензиновые автомобили уйдут в прошлое, как транспорт нового поколения помогает бизнесу экономить сотни тысяч долларов и какие вопросы стоит задать перед покупкой электромобиля. Взгляд «электрооптимиста» — в нашем материале из цикла про рынок авто в Казахстане.
Электромобили: рост есть, но доля пока мала
По данным на конец 2024 года, в Казахстане зарегистрировано около 5,6 млн автомобилей. Из них «электрички» составляют всего 13 тысяч — это 0,25 % от всего автопарка. Наибольшее их количество сконцентрировано в Алматы, Астане, Шымкенте, Таразе, Актобе и Атырау.
«Сейчас рынок электромобилей в Казахстане находится на переходной стадии — от нишевого явления к устойчивому тренду. По ощущениям, кажется, что электрокаров стало много: в Алматы и Астане они все чаще встречаются на дорогах. Но если обратиться к статистике, картина иная — реальные цифры пока скромные», — говорит наш собеседник. — «Однако стоит отметить, что за последние два года сегмент демонстрирует уверенный рост — прежде всего благодаря доступным китайским брендам, сделавшим электрокары более реальными для массового потребителя».
Кто в лидерах по продажам в Казахстане?
«Сегодня безоговорочным лидером является бренд BYD, продвигаемый компанией Astana Motors, которая активно расширяет дилерскую сеть по всей стране. За ним следует Zeekr — марка, принадлежащая крупному моторному концерну. Также хорошо продаются Xiaomi, Avatr, Aito и Huawei. Речь идет исключительно об электрических моделях, без учета гибридов. Причина популярности этих марок — оптимальное сочетание инновационных технологий, дизайна, надежности и доступности через параллельный импорт».
Сэкономил 120 000 долларов на электрокарах
Экономичность — одно из главных преимуществ электромобилей. Санжар Аскаров подтверждает это конкретными цифрами: зарядка на 100 километров обходится всего в 200–300 тенге, тогда как бензин на ту же дистанцию стоит в 10 раз дороже — около 2 500–3 000 тенге. При годовом пробеге в 20 тысяч километров экономия достигает 600–700 тысяч тенге.
Помимо низких затрат на зарядку, значительно сокращаются расходы на обслуживание.
Больше не привилегия для элиты
При этом благодаря доступным китайским моделям и льготам покупка «зеленого» транспорта перестала быть привилегией только состоятельных людей.
«Возьмем популярный Hyundai Elantra с бензиновым двигателем объёмом 1,6 литра — его цена в автосалоне составляет около 12–13 миллионов тенге. В то же время электромобиль BYD того же класса (комфорт плюс для такси) стоит около 10 миллионов тенге. Разница в цене обусловлена отсутствием пошлины и НДС, что делает их значительно конкурентоспособнее».
Однако с 2026 года льготы на авто с электроприводом в Казахстане будут отменены, что может привести к росту цен.
«Если послабление не продлят, все усилия последних двух лет по увеличению количества экологичного транспорта будут напрасны. Было бы желательно продлить льготу еще на 2–3 года», — уверен наш собеседник.
Экологичность: простой аргумент
Кроме экономической выгоды, автоэксперт обращает внимание и на экологический аспект использования «электричек». Чтобы наглядно объяснить разницу в уровне выбросов, он приводит простой, но наглядный пример.
«Если завести бензиновую машину в закрытом гараже, через час там образуется газовая камера, способная привести к отравлению и даже гибели человека. В случае с электрокаром такого риска нет — его можно оставлять включенным хоть на сутки, хоть на несколько дней, и никто не пострадает».
Морозы и качество: что действительно пугает казахстанцев
Несмотря на очевидные преимущества, у казахстанцев все еще сохраняются опасения по поводу надежности электромобилей. Чаще всего потенциальных покупателей беспокоит, как такие машины ведут себя в условиях суровой зимы, а также насколько они долговечны и качественно собраны.
«Современные электромобили проходят масштабные испытания в Северном Китае — регионе с климатом, схожим с нашим в Астане и Павлодаре. Они спокойно работают при температурах до —40, а иногда и до —50 градусов», — утверждает эксперт. — «Что касается качества, то китайские модели, которые сегодня составляют основу автопарка Казахстана, за последние годы не просто догнали, но порой и превзошли европейские бренды».
Объяснение этому, по словам собеседника, простое: за последние два десятилетия ведущие мировые автоконцерны — от Volkswagen до Audi — перенесли производство в Китай. Локальные заводы получили доступ к патентам и технологиям, переняв все необходимые производственные компетенции. По словам Аскарова, сегодня даже двигатели для Mercedes изготавливаются на китайских предприятиях. Поэтому страхи по поводу «сырого китайского качества», по его мнению, больше не имеют под собой оснований.
Как электрокары справляются с расстояниями в Казахстане
Еще одним пунктом, который играет против покупки электромобиля, остаются опасения по поводу дальних поездок и недостаточной инфраструктуры. Казахстан — страна с большими расстояниями между городами, и для многих важен ответ на вопрос: хватит ли заряда и где пополнить батарею в пути? Наш собеседник и здесь остается оптимистом:
— Многие электрокары уверенно преодолевают до 700 километров на одном заряде — этого с лихвой хватает для поездок между большинством казахстанских городов. Параллельно развивается и сеть зарядных станций. В крупнейших городах — Алматы, Астане, Шымкенте, Актобе — установлены десятки, а в некоторых случаях уже и сотни быстрых зарядок. Крупные АЗС, такие как Qazaq Oil и Qazaq Energy Charge, оснащают свои станции оборудованием, которое восполняет заряд за 20 минут.
«Я не верю в бензиновые машины через 10 лет»: как изменится авторынок?
Массовый переход на электромобили — вопрос времени. Автоэксперт уверен: эпоха ДВС уходит, и это уже не прогноз, а реальность.
«Через 10 лет бензиновые машины вряд ли останутся востребованными. Электрокары — это уже настоящее. В ближайшие пять лет их доля в Казахстане вырастет минимум на 20 %. Особенно если начнется локальная сборка. Тогда появятся субсидии, льготные кредиты, и электромобили станут доступнее».
Глобальный тренд подтверждает и недавняя международная выставка автомобилей и автомобильных технологий, прошедшая в Китае.
«Я был на автосалоне в Шанхае в апреле. Показательно, что ни один мировой бренд — ни Toyota, ни BMW, ни Mercedes — не представил новых бензиновых моделей. Все новинки — либо электромобили, либо гибриды. Мир однозначно выбрал новые источники энергии».

Фото: Катерина Малама
Три ключевых вопроса перед покупкой электрокара
Наш собеседник — один из первых владельцев Tesla в Казахстане. За последние 10 лет он сменил несколько электромобилей: ездил на Tesla, Volkswagen, Zeekr, Huawei и других моделях. Этот опыт позволяет ему трезво оценивать рынок и давать практичные рекомендации тем, кто только задумывается о покупке электрокара.
По его словам, перед покупкой стоит честно ответить себе на три вопроса:
-
- Где вы будете заряжать машину? Если у вас частный дом — вопрос снимается. В городе надо будет пользоваться существующей сетью зарядок, которая покрывает Алматы, Астану и Шымкент.
- Какой запас хода вам нужен? Для города хватит и 300 км. Но если вы часто ездите между городами — лучше выбрать модель с запасом от 500 км.
- Есть ли в вашем городе сервис и запчасти? Проверьте, насколько доступно обслуживание именно той модели, которую вы хотите приобрести.
Если на все три вопроса у вас положительный ответ — можете брать электромобиль, резюмирует наш собеседник.
Все про авто на Digital Business: