Китайский автопром не планировал «захватывать» Казахстан — но так вышло

На рынке новых автомобилей в Казахстане уверенно доминируют китайские бренды - и, как выяснилось, не благодаря продуманной маркетинговой кампании. Digital Business побеседовал с автоблогером Диясом Валиханом о том, почему машины из Поднебесной сегодня вытесняют привычные всем бренды, какую нишу они заняли и чем смогли убедить казахстанских автолюбителей.
Есть 2 фактора
— На рост популярности китайских автомобилей в Казахстане повлияли 2 важных фактора. Первый — это уход «традиционных» производителей с рынка из-за геополитической обстановки. Пропали бренды, которые раньше производились в России и без необходимости таможенной очистки поставлялись в Казахстан. Они занимали привлекательный ценовой сегмент в районе 10–12 миллионов тенге и пользовались большим спросом. Речь идет о таких брендах, как Volkswagen, Nissan, Renault — иностранные компании, чьи автомобили собирались на территории России. Когда они исчезли с рынка, другие, уже знакомые нам производители не смогли закрыть этот дефицит.
Да, Hyundai привез в Казахстан модель Bayon, но это очень маленький кроссовер с маломощным мотором и слабой динамикой. Модель не особо понравилась покупателям, особенно мужчинам, для которых оказалась слишком компактной. Но зато совпало так, что к моменту ухода машин российского производства китайцы уже более-менее раскачали свою дилерскую сеть и сформировали предложения с привлекательной ценой. Совпадение этих двух факторов сформировало новый тренд на рынке Казахстана — большой интерес к китайскому автопрому.
О чем говорит статистика
В топ-10 самых продаваемых новых автомобилей всегда стабильно присутствуют три китайские модели. В топ-5 автобрендов по продажам как минимум два китайских бренда.
— Jetour значительно усилил свои позиции и регулярно конкурирует в топ-списках с Chery. За январь-апрель 2024 года Chery продал 4 474 машины, а Jetour — 2 562. А за аналогичный период 2025 года Chery увеличил продажи всего на 1,3%, а Jetour на 74%. Сейчас подтягивается и Geely — в этом году у них прирост в районе 65%.
Это не стратегия
Валихан уверен, что китайский автопром обязан своим успехом набору случайностей больше, чем выстроенной стратегии:
— Это совокупность обстоятельств. Если бы российские производители не ушли, сохранив за собой преимущество в сегменте до 10 млн тенге, то Китаю было бы крайне трудно завоевать рынок. Hyundai Creta, Kia Rio, Nissan Qashqai, Volkswagen Polo прекрасно продавались и закрывали потребности рынка. Но китайские машины смогли заполнить образовавшуюся пустоту. Яркий пример — автомобиль TANK, у которого сейчас особо нет конкурентов в таком же ценовом сегменте. Может, УАЗ Patriot, но он уступает по качеству и не только. Toyota Prado сильно дороже. Можно сравнивать с Mitsubishi, но у них все-таки уже довольно старые конструкции и высокая прожорливость. Поэтому TANK 300 занял прочное место на авторынке, — подытожил наш собеседник.
В тему: