Автостраховка кратно подорожала — от цифр в шоке даже депутаты

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 21.05.2025, 17:19

В Казахстане резко выросла стоимость ОГПО. По словам депутата Мажилиса Елнура Бейсенбаева, в некоторых регионах рост тарифов составил до 200%, что может спровоцировать недовольство среди автовладельцев, которые начнут регистрировать новые полисы, пишет digitalbusiness.kz

Было/Стало

Если в 2023 году страховка в Астане обходилась в среднем в 36 тысяч тенге (речь идет о начинающих водителях), то теперь столичным водителям придется заплатить 112 тысяч тенге. В Алматы стоимость полиса составляет не менее 78 тысяч, в других регионах - около 40 тысяч. Депутат назвал такие изменения необоснованными и тяжелыми для бюджета простых казахстанцев.

— В результате вместо повышения эффективности страхования водителей данный указ ложится дополнительной нагрузкой на карманы водителей, а ряд его положений вовсе противоречат Конституции, — заявил Бейсенбаев, добавив, что документ приняли без консультаций с представителями отрасли и самими водителями.

Это дискриминация

Бейсенбаев обратил внимание на дискриминационные нормы. Так, при первичном оформлении страховки казахстанцу присваивается более дорогой тарифный класс, в то время как иностранец получает сразу льготный статус с 50% скидкой (13 класс). По мнению депутата, это грубо нарушает принцип равенства граждан перед законом.

— В результате молодой водитель из нашей страны заплатит 80 тыс. тенге за страховку, а иностранный гражданин сразу получит скидку в 50%. Разница колоссальная. Это грубо нарушает принцип равенства перед законом, закрепленный в нашей Конституции (...) Было бы логично и справедливо, если бы тарифы были подняты на 20-30%. Но здесь мы видим повышение тарифов до 200%. Это может привести к социальному недовольству со стороны водителей Казахстана, — предупредил депутат.

Мы посмотрели сами

Digital Business специально зарегистрировался на самых популярных страховых платформах, чтобы посмотреть, как изменилась ОГПО на текущий момент для водителя 8 класса (класс был понижен с 13-го после совершения незначительного ДТП). И вот какие цифры мы получили (год назад было меньше 20 тысяч тенге):

Для справки

Напомним, что самый минимальный («дорогой класс») – это М. Он присуждается тем, кто часто становится виновником ДТП, и тем, кто покупает полис впервые. Максимальный (и самый «дешевый») класс – 13. Благодаря системе «бонус-малус» стоимость полиса ОГПО зависит от того, насколько автовладелец аккуратно водит. Чем аккуратней он водит, тем выше класс и дешевле страховка.

Вот как это работает на практике

Представим двух водителей — Алишера и Максима. Им по 30 лет, стаж - больше пяти лет, оба живут в Астане, ездят на одинаковых легковых машинах младше 7 лет. Казалось бы, никаких отличий. Но есть одно важное «но» - история вождения. Максим дважды попадал в ДТП по своей вине. Из-за этого у него самый низкий класс - «М». Алишер за рулем без нарушений и аварий. У него максимальный класс - 13. Итог будет такой: Максим платит за обязательную страховку 54 044 тенге, а Алишер - всего 11 029 тенге. Разница — почти в 5 раз и только за счет того, как они водят.

Может быть интересно:

У казахстанцев появится еще одна статья расходов с 2026 года. И она будет не маленькая