Ему всего 23, а он уже запустил стартап и учит детей строить космические ракеты. История парня из Алматы

Мирас Нусупов начал преподавать робототехнику еще будучи студентом. Теперь же он руководитель образовательного проекта KAZROCKETS (соревнования по аэрокосмическим технологиям для школьников и студентов) и стартапа RocketTech (наборы для создания моделей ракет).
Digital Business узнал у парня, как он начал собирать заказы в подвале, быстро вывел стартап в плюс и вдохновил тысячи школьников из разных регионов Казахстана развивать технологии. Поговорили также с Мирасом, как он управляет командой, почему космос — лучший способ влюбить детей в инженерию и какой лайфхак советует начинающим специалистам.
«Самое вдохновляющее в моей работе — это дети»
— Я окончил Astana IT University по специальности «Промышленная автоматизация». Еще студентом начал работать — сперва в международной EdTech-компании, где вел вводные занятия для детей, потом преподавал робототехнику в частной школе. Это направление было мне близко: еще в школе побеждал на конкурсах вроде WRO и Robocon — это крупные международные турниры, где школьники и студенты создают и запускают собственных роботов. Позже перешел в управление — стал проджект-менеджером в компаниях, которые создавали образовательные решения для школ.
В стартап пришел по приглашению друзей — мы вместе участвовали в школьных инженерных соревнованиях. С этого началась история KAZROCKETS: проводили мастер-классы и турниры по запуску самодельных ракет, собранных детьми. В 2024 году в наших соревнованиях участвовало более 350 команд со всего Казахстана. Со временем увидели огромный интерес к теме — и острую нехватку доступных образовательных решений. Так появился второй проект — RocketTech. Это наборы, с помощью которых дети собирают простые модели ракет из безопасных материалов и запускают их на улице. Этими двумя направлениями занимается одна команда: и турниры, и продукт — часть общей миссии вдохновлять детей на инженерное творчество.
Стал основным руководителем через полгода после старта. Тогда мне был 21 год. Сегодня в команде 12 человек, я отвечаю за стратегию, развитие продукта и ключевые решения. Работы много — от юридических вопросов до маркетинга, но стартап требует быть дженералистом, и мне это нравится. Поначалу все делали буквально «на коленке» — первые заказы собирали в подвале моего дома в Алматы. Продукт у нас хардверный, с реальными компонентами, поэтому такой формат помог сэкономить на аренде цеха. Сейчас наши наборы используются в 40 школах, большинство из которых — в отдаленных регионах страны. Мы — cash-positive стартап, но все заработанное реинвестируем в рост.
Самое вдохновляющее в моей работе — это дети. С ними легко находить общий язык, я понимаю их идеи, амбиции. Космос в этом смысле — идеальный способ познакомиться с инженерией: ракеты понятны каждому ребенку, они вызывают мгновенный интерес. Посчитал однажды, что мы обучили около 40–50 тысяч школьников и студентов.
«Пока не хватает опыта в управлении проектами»
— Не уверен, что знаю, какими качествами должен обладать хороший руководитель — сам только в начале этого пути. Но мне помогают черты, которые кто-то мог бы посчитать недостатками. Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности — состояние, когда сложно долго фокусироваться на чем-то одном) . Благодаря ему могу собирать ракеты в цеху, а уже через минуту — писать концепцию международного соревнования по созданию наноспутников.

Мирас с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жасланом Мадиевым
Придаю большое значение обратной связи от аудитории. Стараюсь активно отвечать на вопросы, слушать, замечать детали — чтобы лучше понять их потребности.
У нас в команде нет жесткой иерархии — обсуждаем все открыто, на равных: каждый день делимся идеями, спорим, ищем аргументы. Это не история про «я всех убедил», а скорее про «мы договорились». Поэтому сказать, что я когда-то продавил непопулярную идею — не могу. Но и в этом вижу силу — решения принимаются сообща, и ответственность делится на всех.
Задаем себе три вопроса, прежде чем браться за новый проект: решает ли это реальную боль, а не просто создает вау-эффект? Потянем ли мы ресурсно прямо сейчас? И усилит ли это RocketTech в будущем? Такие вопросы помогают не распыляться и сохранять фокус. Так, например, обсуждали идею создания обучающей VR-игры. Казалось, это будет эффектно, но на деле — неподъемно. Не было ни команды, ни аудитории. Отложили идею, и я рад, что не стали рисковать.
Считаю, одна из моих сильных сторон — умение чувствовать атмосферу в команде. Случаев выгорания у нас, к счастью, пока не было. Стараюсь внимательно отслеживать перегрузки, тон общения, настроение. Важно вовремя помочь, пересобрать задачи, переформатировать взаимодействие. Стартап — это марафон, и без поддержки друг друга мы не пройдем всю дистанцию.
Признаю, пока не хватает опыта в управлении проектами. Иногда это приводит к ошибкам, которые, с другой стороны, становятся уроками. Летом 2024 года взяли на себя слишком амбициозные обязательства по поставке наборов в школы. Не выдержали темп: сроки сорвались, качество просело. Это сильно ударило и по нам, и по клиентам. Не стали ничего скрывать: признали ошибку, наладили возвраты и сервисное сопровождение, а после — пересобрали производственный процесс. Сегодня такой сбой мы бы уже не допустили.
Понял, насколько важно заранее учитывать риски и всегда оставлять временной резерв на форс-мажоры. Начал внимательнее подходить к планированию производства — от этапов сборки до логистики.
«У меня есть страх “не успеть”, быть хуже других — это очень выматывает»
— Мой возраст иногда вызывает удивление — особенно в переговорах или в акселераторах, где собеседники старше и опытнее. Бывали моменты, когда инвесторы прямо указывали на мой возраст — например, спрашивали, достаточно ли у меня опыта, чтобы руководить командой или масштабировать продукт. Сначала это сбивало с толку, но со временем я понял: за плечами уже 6 лет в сфере STEM-образования. Хорошо знаю, с чем сталкиваются учителя, понимаю потребности детей, и могу говорить об этом с уверенностью.

Мирас (в центре) после завершения программы MOST Business Intelligence
Начинающим специалистам я бы посоветовал не зацикливаться на чужом успехе. У меня самого есть страх «не успеть», быть хуже других — и это очень выматывает, отбивает желание действовать. Вместо постоянных сравнений лучше сосредоточиться на собственном опыте и пути.
Один из лайфхаков — попробовать себя в роли ассистента у руководителя в крупной компании. Это дает уникальный шанс увидеть, как принимаются решения, и понять, как устроены бизнес-процессы изнутри. Сам работал в EdTech-компаниях, но сразу на позиции менеджера — и, наверное, тогда упустил возможность глубже понять управление изнутри. А вот моя жена начала именно как ассистентка, и сейчас руководит командой Computer Vision в казахстанской технологической компании. Уверен, именно старт в роли ассистентки помог ей глубже понять, как устроен бизнес и быстрее вырасти до руководящей должности.
Не забывайте: soft skills важны, но без hard skills в вашей области стартап вряд ли сможет выжить. Например, если запускаете образовательный проект, одного только умения общаться с людьми недостаточно. Нужно разбираться в педагогике, уметь структурировать материалы, понимать технические платформы и процессы масштабирования. Именно эта экспертиза определяет, сможете ли вы создать работающий продукт, а не просто идею на бумаге.