Данные в порядке: как новое хранилище улучшит аналитику в крупном банке

Банк ЦентрКредит запустил один из крупнейших в Казахстане проектов по созданию нового Единого корпоративного хранилища данных (ЕКХД 2.0). Совместно с партнерами Azimut Solutions и Databorn банк решает проблемы устаревшей системы, модернизирует управление данными и создает единую платформу для аналитики. Как идет реализация проекта, с какими вызовами столкнулись участники и что ждет банк и его клиентов после завершения перехода? Об этом рассказывает Рубина Лозовая, вице-президент Банка ЦентрКредит.
«Единая версия правды» для банка
— Что такое единое хранилище данных и зачем оно банку?
— ЕКХД 2.0 – это централизованная система, которая собирает, обрабатывает и хранит информацию из всех департаментов и рабочих инструментов банка, таких как CRM, АБС (Автоматизированная банковская система – прим. Digital Business), интернет-банкинг и другие.
Учитывая, что Банк ЦентрКредит имеет 36-летнюю историю – мы один из первых коммерческих банков в стране – у нас накоплено огромное количество данных. Сказывается масштаб деятельности: банк занимается самостоятельным финансированием клиентов, участвует в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса, корпоративного и розничного сегментов.
В определенный момент стало очевидно, что все эти данные в старом хранилище были достаточно разрозненны, их обработка занимала много времени, а из-за несогласованных показателей возникали ошибки. Новое же хранилище обеспечивает так называемую «единую версию правды» – это значит, что все подразделения работают с одинаковой, проверенной и актуальной информацией. Это делает аналитику более точной, а принятие решений – более быстрым.
— Чем ЕКХД 2.0 отличается от старой системы?
— Еще на этапе выбора архитектуры решения мы ставили себе задачу, чтобы новое хранилище было легко масштабируемым, при этом без необоснованного дублирования данных. В результате данные, которые уже обработаны и загружены в хранилище, могут быть многократно переиспользованы для разных задач. Это означает, что при создании нового отчета или приложения, для которого нужны данные хранилища, большой пласт работ по загрузке и обработке информации уже выполнен. Остается лишь адаптировать их к конкретной задаче.
Такой подход не только сокращает время разработки, но и снижает затраты на внедрение новых функций, поскольку большая часть работы уже выполнена и документирована.
«Если нет ошибок, значит, системой не пользуются»
— Почему банк решил заняться таким масштабным проектом? Какие проблемы были у старого хранилища?
— Прежнее хранилище накопило ряд серьезных проблем. Данные обновлялись медленно, их качество оставляло желать лучшего, а документация либо отсутствовала, либо устарела. Кроме того, так как в банке на тот момент не были запущены процессы управления данными, не хватало архитектурного контроля и анализа метаданных. Из-за этого данные могли дублироваться. И, к сожалению, в старом хранилище не выполнялась системная работа по отслеживанию их качества.
Например, на стадии предварительного аудита мы обнаружили, что подразделения Финансов и МСБ использовали разные продуктовые иерархии, то есть по-разному классифицировали продукты банка. Это делало невозможным сопоставление отчетов и усложняло управленческую аналитику. Внутри самого МСБ тоже возникали трудности: разные сотрудники отвечали за, условно говоря, отдельные слайды отчета, но использовали разные алгоритмы расчета погашений по кредитам, из-за чего цифры в разных частях одного и того же документа могли не совпадать.
В такой ситуации банк рисковал не только потерять оперативность в принятии решений, но и получить искаженную картину бизнеса. Поэтому было принято стратегическое решение построить современное хранилище данных, которое решит эти проблемы и заложит основу для дальнейшей цифровой трансформации.
— Получилось устранить эти проблемы?
— Да, что касается сектора малого и среднего бизнеса, то уже удалось устранить различия в отчетности. Конечно, бывают ошибки на локальном уровне отделов, в системе такого масштаба – это нормально. Не бывает системы, которая никогда не сбоит – если нет ошибок, значит, системой не пользуются. Но на данный момент единообразие данных по МСБ приближается к 100%.
Отдельно отмечу, что сейчас мы уделяем особое внимание качеству данных. Это значит, что постоянно отслеживаем метрики, отражающие, насколько точной и полной является информация от всех подразделений банка и в самом хранилище.
— Можно ли измерить полученный эффект от перехода в конкретных цифрах?
— Да, приведу несколько результатов:
- Сравнительный анализ выполнения одного и того же запроса показал: время на выполнение сократилось в 6 раз;
- Уменьшилось время на загрузку ODS-таблиц (электронные таблицы OpenDocument – прим. Digital Business) в 4 раза;
- Общая производительность увеличилась в 7 раз;
- Занимаемое дисковое пространство сократили в 5 раз.
— Новое хранилище как-то влияет на расходы банка?
– Прежде всего, как уже говорили, благодаря самому принципу переиспользования данных стоимость разработки новых отчетов и приложений стала меньше.
С другой стороны, аппетит приходит во время еды – современные технологии дают возможность, например, получать нужный отчет в режиме реального времени, при том что раньше мы получали его раз в неделю. Бизнес, конечно, заинтересован в увеличении точности, поэтому переходит на такой формат. В итоге расходы на отчетность остаются в сопоставимом размере, но ее ценность значительно повышается.
Главное, что повышение качества данных снижает операционные риски, так как управленческие решения теперь принимаются на основе точной информации.
— Как будут выглядеть результаты проекта для сотрудников банка на разных уровнях?
— Переход на новое хранилище влияет на весь банк:
-
-
- Топ-менеджмент и правление банка получают единую управленческую отчетность, чтобы принимать стратегические решения на основе достоверных данных;
- Менеджеры среднего звена и product owners работают с более стабильными данными и могут сосредоточиться на развитии продуктов;
- Сотрудники «на местах» (например, кассиры, менеджеры по продажам) имеют доступ к актуальной информации для расчета мотивации и повышения эффективности работы;
- ИТ и Центр управления данными получают надежную платформу для развития бизнес-аналитики в компании.
-
«Кухня» банковских инноваций
— Что из себя технически представляет переход на ЕКХД 2.0, как он проходит?
— Проект включает в себя ряд задач:
- Проведение бизнес- и системного анализа. Собираем все вводные и от конечных пользователей данными, и от экспертов, которые работают с самими информационными системами. Разрабатываем логическую модель данных по всем бизнес-областям в новом хранилище;
- Планирование. Разработка архитектуры, расчет потребностей в аппаратном обеспечении (грубо говоря, выбор оптимального «железа») и оценка всех затрат на использование системы на протяжении ее жизненного цикла;
- Подготовка ИТ-инфраструктуры;
- Разработка и тестирование;
- Перевод BI-отчетности на новое хранилище с параллельным использованием и мониторингом результатов.
Учитывая сложную структуру банка, а также объем данных, проект разделен на семь этапов. Первый этап, посвященный критичной отчетности для МСБ, стартовал в сентябре 2023, завершился в июне 2024 и уже дает результаты.
Сейчас реализуются еще три этапа программы проектов, в рамках которых расширяется отчетность МСБ, прорабатывается отчетность розничного бизнеса, а также данные дополняются в части эквайринга. В дальнейшем планируем подключение отделов CVM (Customer Value Management – управление отношениями с клиентами, прим. Digital Business), финансовой отчетности и управления рисками. Дополнительно в 2024 году запущен проект группового хранилища данных для подключения дочерних компаний банка.
— Все это делают внутренние специалисты, или привлекали компании-партнеры?
— Реализуем проект благодаря тесному сотрудничеству с подрядчиками. Генеральным подрядчиком выступает компания Azimut Solutions, субподрядчиком – компания Databorn.
Партнеры занимаются определением бизнес-требований, разработкой логики решения и консультированием по вопросам data management, отвечают за техническую реализацию, в том числе оптимизацию ETL-процессов (ETL – извлечение, преобразование и загрузка данных – прим. Digital Business) и в целом активно участвуют в проработке архитектурных решений и обмене лучшими практиками.
— Какие сложности возникают в ходе реализации проекта?
— Мы столкнулись с тремя основными сложностями. В первую очередь, большое количество участников. В проекте задействованы многочисленные подразделения банка и команды подрядчиков, что требует сильного административного управления. Во-вторых, множество заинтересованных подразделений – у каждого свои требования и приоритеты. И наконец – высокая нагрузка на специалистов: банковские эксперты совмещают оперативную деятельность с участием в проекте, это тоже вызов для проектного менеджмента.
А что дальше?
— Каковы ближайшие планы и что будет после завершения перехода?
— В ближайшее время банк завершит перевод критичной отчетности МСБ, а также расчет мотивации сотрудников на новое хранилище. Затем начнется последовательное подключение остальных бизнес-направлений.
После полного перехода на ЕКХД 2.0 работа не остановится. Хранилище станет основой для дальнейшего развития аналитики, внедрения новых цифровых сервисов и повышения эффективности всех операций. В начале 2024 года в банке утвердили стратегию развития искусственного интеллекта. И новое хранилище станет драйвером ее реализации.