В 60 лет работает в ИТ в Казахстане. История бывшей учительницы из Жезказгана

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 30.04.2025, 11:00

История Ирины Кожахметовой кажется удивительной: в 30 лет она поменяла профессию школьного учителя физики и математики и ушла работать кассиром в банк в Жезказгане. В 42 (в далеком 2007 году) решилась на переезд в Алматы и вошла в ИТ. А в 58 стала тимлидом отдела разработки продукта Colvir в KMF. Но сама героиня не считает свой путь неординарным. И говорит, что добиваться результатов можно в любом возрасте, когда следуешь принципу: «Если хочешь, просто делай, возможности найдутся всегда».

Рассказ Ирины — первый в цикле материалов о сотрудницах ИТ-блока KMF. По внутренним данным, больше 50% людей в компании — это женщины, многие из которых выросли в компании благодаря «адамша-подходу», теперь занимают лидирующие роли в своих командах и помогают KMF занимать значимое место в финансовой сфере Казахстана.

Из педагогики — в банковский бизнес

– По образованию я педагог. 5 лет была школьным учителем физики и математики, а в 30 решила поменять жизнь и ушла в банковскую сферу. В мае 1995 года устроилась в филиал Народного банка в Жезказгане. Работа понравилась настолько, что осталась там на целых 12 лет. За это время попробовала себя практически во всех ролях операционного подразделения: сначала была кассиром, обслуживала клиентов в зале, закрывала операционный день вместе с другими сотрудниками. Потом была менеджером по продажам, иногда заменяла руководителя. Еще шифровала платежи — ведь в то время вся работа велась вручную. А с 2003-го года участвовала во внедрении в филиале Жезказгана Colvir — системы для автоматизации банковских процессов.

В 2007 году пришлось двигаться дальше: дочка поступала в университет в Алматы, мы с семьей хотели ее поддержать, поэтому все вместе переехали. Я перевелась в головной офис банка, где появились новые амбициозные задачи, которые не были связаны с моим прежним функционалом. Предстояло внедрить новое ПО (не только Colvir) по всей стране, которое помогло бы оптимизировать внутренние процессы и клиентский сервис. Например, систему «Единая картотека» для объединения всех данных о задолженности клиентов перед третьими лицами или одну из первых в Казахстане систем онлайн-взаимодействия с налоговой о наличии счетов и остатков на них. Здесь понадобился бы не только опыт в бизнес-процессах, но и глубокие навыки в ИТ, которых на тот момент у меня не было.

«Я ушла в ИТ в 42 года»

– В момент перехода в головной офис мне было 42. Тогда стоял вопрос: либо отказываться от этих проектов и продолжать строить классическую карьеру, либо окунуться во что-то новое. И я приняла осознанный выбор уйти полностью в ИТ.

Было страшно? Совсем нет. Во-первых, помогал бэкграунд физмата, который можно развернуть в нужную сторону. Во-вторых, я по жизни выработала принцип: если чего-то хочешь, просто делай, возможности найдутся всегда. Помню, как многие отговаривали меня от этого шага. Спустя 18 лет я очень рада, что не поддалась этим уговорам и пошла дальше.

Приходилось работать среди коллег намного моложе меня, которые знакомы с технологиями чуть ли не с пеленок. Но это только мотивировало стараться больше, чтобы ни от кого не отставать и не давать людям повода вспомнить, сколько мне лет.

В Народном задержалась еще на 7 лет, пока в 2014 бывшие коллеги не пригласили меня в следующий проект на должность бизнес-аналитика-технолога в управлении оптимизации банковских процессов. Здесь проработала еще 9 лет, успела поучаствовать во многих больших проектах. Например, во внедрении софта для оптимизации работы кассиров или переходу на единые международные стандарты по передаче платежей через КЦМР.

А в 2023 году, когда мне было 58, поступил новый вызов из KMF.

Стала тимлидом в KMF в 58 лет

– Мой бывший руководитель позвал поучаствовать в трансформации KMF в банк. Я решилась на этот шаг, потому что принципы KMF мне были близки и меня поддержали во всех вопросах. В компании сказали: «Ценим тебя за знания и практику, возраст не может быть помехой». Это придавало уверенности в себе и мотивации. Благодарна за это KMF, потому что понимаю: далеко не каждый работодатель в Казахстане готов оценивать компетенции, а не цифры в паспорте.

Проект KMF, как я уже сказала, это большой вызов для меня, потому что предстояло подготовить почву для перехода из одной финансовой структуры в другую. Причем сделать это так, чтобы ни команда, ни клиенты не ощутили большого стресса и нагрузок. Все это доступно благодаря открытости, человечности и корпоративной культуре. Раньше в карьере такого опыта не было, а тяга к познанию нового не угасала от слова «совсем». К тому же здесь предложили попробовать себя в роли тимлида отдела разработки — впервые в карьере должна была отвечать за команду.

Процесс адаптации к новой компании и роли прошел быстро — всего за пару месяцев. Чтобы освоиться, не проходила никаких специализированных курсов, хотя мне их предлагали бесплатно. Я самоучка по жизни, поэтому и здесь доверилась процессу самообучения. Но даже так почувствовала, что в KMF одна из лучших систем адаптации: с первого дня готово рабочее место, есть все необходимые памятки и во многих нюансах можно разобраться, просто спросив коллег. Здесь каждый готов откликнуться и помочь в рамках своей компетенции.

«Сейчас мне 60, а младшему члену команды 25»

—  Сейчас управляю командой, которая внедряет Colvir и вспомогательное ПО для клиентского сервиса. В моем подразделении 17 человек — разработчики, аналитики, тестировщики и другие специалисты. Ребята абсолютно разных складов характера и возрастов: самому старшему 50 лет, а младшему — 25. Конечно, я в хорошем смысле отношусь к ним как к своим детям и родным (моей внучке сейчас 13, поэтому мне это дается легко). Это создает атмосферу, где люди могут чувствовать себя как одна семья и не бояться задавать вопросы. Думаю, что у нас получилось развить доверительные отношения: мы часто общаемся на нерабочие темы, периодически ходим на совместные вечерние мероприятия отдохнуть с командой.

Уже давно привыкла работать с людьми младше меня. Причем как в качестве начальника, так и подчиненного: раньше был опыт взаимодействия с руководителем на 15 лет младше. Но эта разница действительно не создает никаких преград, если ценить коллег за их компетенции. Считаю это нормальным процессом и всегда стремлюсь учиться у членов команды независимо от их возраста. С молодыми сотрудниками гораздо проще обновлять свой профессиональный инструментарий и следовать технологическим трендам. Поэтому могу сказать, что в KMF моя картина мира только окрепла: в компании тоже ценят людей в первую очередь за их навыки и строят корпоративную культуру вокруг этой ценности.

Совет тем, кто хочет стать менеджером в ИТ

— Сейчас мне 60 лет — и я не намерена останавливаться на достигнутом. К тому же даже после успешных запусков цифровых продуктов интересные задачи найдутся. Главное — отыскать внутри себя желание постоянно развиваться, тогда можно будет работать в любом возрасте.

Тем, кто дочитал историю до конца и хочет стать классным менеджером в ИТ, я хочу пожелать следующее: «Не бойтесь идти вперед и пробовать. Набирайтесь опыта и глубоко вникайте в то, что делаете». Тогда все получится! Вы обязательно встретите свою компанию и команду.

Сейчас читают