Казахстанка переехала в Лондон и устроилась в Google. Вот как у нее это получилось

Карина Бекбаева родом из Караганды. Девушка планировала стать врачом и поступила на медицинский факультет Назарбаев университета. Однако спустя год поняла, что хочет изменить будущую профессию и перевелась на ИТ-специальность. Здесь ей понравилось гораздо больше: карагандинка прошла стажировки в Google, Ethereum Foundation, а затем получила работу в Bloomberg. Сейчас Карина – software engineer в лондонском офисе Google.
Узнали у девушки, как она еще в студенчестве смогла попасть на стажировку в швейцарский офис Google и почему повторный оффер отклонили. Также девушка рассказала, сколько длилось ее самое долгое интервью и какие необычные бенефиты есть в Google.
«Подумала: мне нравится работать с числами, а в ИТ вроде все связано с вычислениями»
– Сначала училась в обычной школе, а затем поступила в НИШ. Там углубленно изучала химию и биологию, ведь планировала стать доктором. Поступила в Назарбаев университет на медицинский факультет, где первый год бесконечно зубрила названия костей, органов и других терминов. Казалось бы, все идет по плану, но чувствовала – что-то не так. На экзаменах по окончанию первого курса поняла, что профессия врача мне не подходит.
Новую специальность выбирала наугад. Совсем не представляла, чем занимаются программисты, но еще со школы любила математику. Подумала: мне нравится работать с числами, а в ИТ вроде все связано с вычислениями — скорее всего, там должно быть комфортно. В итоге после окончания foundation year перешла на факультет computer science. Заново сдавать экзамены или тесты не пришлось: у меня были высокие баллы по всем предметам, поэтому меня легко перевели.

Первое время было сложно: большинство одногруппников углубленно изучали информатику, участвовали в олимпиадах и с детства мечтали об ИТ, а у меня – ноль понимания. Чувствовала себя очень неуверенно и все время думала, что мне нужно прилагать больше усилий, чтобы разобраться .
Во время учебы пробовала себя в разных направлениях. На первую стажировку пошла в компанию BTS Digital и поняла, что в индустрии мне нравится. После второго курса попала на трехмесячную стажировку в швейцарский офис Google: знакомый, который уже работает в компании, порекомендовал меня. HR изучила CV и пригласила на интервью. На самом деле пройти скрининг резюме сложнее — конкуренция огромная, ведь на такие позиции подаются люди со всего мира. Выделиться среди большого количества резюме непросто. Думаю, мое CV выделилось наличием научных публикаций и стажировок.

Карина во время стажировки в Google
На стажировке хорошо себя проявила и даже получила returning offer. Его давали тем, кого приглашали на практику в следующем году. Однако из-за начала пандемии коронавируса Google расторг контракты со всеми казахстанцами.
Сидеть без дела не хотелось, поэтому пошла на онлайн-стажировку в Ethereum Foundation (Ethereum – криптовалюта и платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна – прим. Digital Business). Попасть туда было не сложно – всего один звонок, где спросили об опыте и скиллах, и меня приняли. Во время программы созванивались с менторами и другими участниками, делали какие-то проекты и в конце презентовали Виталию Бутерину – создателю криптовалюты Ethereum.
«В Лондоне сложно найти людей, с которыми ты на одной волне»
– Моей полноценной первой работой стала компания Bloomberg. В начале четвертого курса оставила заявку на позицию Software Engineer на их сайте. Кажется, мое резюме привлекло внимание, потому что там уже были научные работы и стажировки в крупных корпорациях.
Процесс приема на работу во многих корпорациях похож. В среднем нужно пройти 6 этапов: сначала CV-скрининг, затем созвон с HR, а после – технические интервью. У меня было два собеседования с инженерами, а после них — system design. Это звонок, на котором ты вместе с интервьюером проектируешь систему. Например, у тебя спрашивают, как будет работать платформа типа YouTube. Вы вместе обсуждаете архитектуру, продумываете логику, и по ходу тебе задают вопросы вроде: «Где тут может возникнуть проблема?», «В каком месте система может не выдержать нагрузку?» и т.д. Это было самое долгое интервью в моей жизни – общались более 2 часов. А после него финальный этап – behavioral-интервью, где проверяют софт-скиллы и cultural fit – соответствие ценностям команды.

В итоге меня приняли на позицию разработчика, и еще до окончания вуза выслали оффер в лондонский офис. Однако после выпускного решила сделать паузу на пару месяцев — отдохнуть и восстановиться. А затем улетела работать в Лондон.
Bloomberg поддерживал в релокации: оплатил визу, перелет и апартаменты недалеко от офиса на месяц, чтобы у меня было время адаптироваться и найти себе квартиру.
Однако жизнь в Лондоне очень дорогая. Снять студию во второй или третьей зоне (всего город разделен на 9 транспортных зон, которые пронумерованы согласно отдаленности от центра города – прим.Digital Business) можно за 1600-2000 фунтов (около 1 млн-1 млн 300 тысяч тенге – прим.Digital Business) без коммунальных услуг. Также нужно платить council tax (ежегодный муниципальный налог), сумма зависит от района. Поэтому многие арендуют квартиры с друзьями/партнерами или ищут людей для совместного проживания.
Легализоваться было несложно: у меня уже была работа, поэтому довольно быстро дали рабочую визу и карту резидента. Спустя 5 лет проживания смогу податься на ВНЖ, это будет уже в следующем году.

Что касается цифровизации, то многие процессы, которые уже доступны в Казахстане, есть и в Лондоне. Сейчас могу легко получить документы онлайн, записаться к врачу или снять квартиру. Однако моя карта резидента стала доступна в электронном виде лишь в конце прошлого года.
При этом Лондон — настоящая мультикультурная столица, где собираются люди со всего мира. Меня это поначалу немного шокировало. В Казахстане, особенно в Караганде или Астане, даже если ты не знаешь человека лично, у вас все равно есть что-то, что вас объединяет — один язык, схожий менталитет, общие знакомые или школа. Здесь все наоборот — настолько все разное, что порой сложно найти людей, с которыми ты на одной волне. Иногда кто-то что-то делает или говорит, а тебе сложно это интерпретировать, так как у вас разный культурный контекст.
«Оффер в Google получила за месяц»
– В Bloomberg проработала ровно три года. Как в процессах, так и в корпоративной культуре сильно ощущалось, что это финансовая компания. Некоторые рамки там были сильно уже, чем мне хотелось. Поэтому решила искать место именно в технологической компании.
Вновь подалась в Google: отправила резюме и примерно через 1,5 месяца получила приглашение на созвон. Процесс приема был очень похож на отбор в Bloomberg, однако у меня было дополнительное техническое интервью. Во время первой попытки сильно разволновалась и отвечала долго и неуверенно. HR позвонила мне и предложила попробовать вновь: она очень поддерживала и старалась как можно быстрее назначать слоты для интервью. На данную позицию был высокий конкурс, и важно было пройти все этапы как можно быстрее. Задачи были сложными, однако со второго раза все вышло: за месяц с момента первого собеседования получила оффер.

Если вы планируете проходить собеседования в Google, советую объединиться с друзьями и готовиться вместе. Важно создать условия, максимально похожие на атмосферу интервью. Засекайте время, говорите на английском, пишите код в Google Docs, чтобы не было автоматического редактора. Важно максимально подготовить себя к этой обстановке, чтобы не наделать глупых ошибок.
«Испытательный срок – это больше юридическая формальность»
– Уже полгода работаю Software Engineer в команде продукта Merchant Center. Он предназначен в основном для владельцев бизнесов, которые размещают свою рекламу в Google. Мы подсвечиваем возможные проблемы: например, если у товара не указан цвет, размер или другие характеристики — система это покажет. Также помогаем обновлять данные о продуктах и делать так, чтобы реклама работала эффективнее.
В первый день менеджер предоставил мне подробный онбординг-план и назначил ментора. Хотя на самом деле я могла спрашивать кого угодно, атмосфера здесь очень открытая. Также был вводный 3-недельный тренинг, где обучали базовым вещам: как делать коммиты, пушить код и так далее. Ведь внутренние инструменты в Google сильно отличаются от привычных — у компании, например, свой монорепозиторий (способ организации кода, при котором множество проектов или модулей находятся в одном общем хранилище – прим. Digital Business).
Испытательный срок в Google — полгода. Но внутри компании этого вообще не чувствуется: никто не следит за тобой, не оценивает каждое движение. Это больше юридическая формальность, чем реальный процесс.
Что касается продвижения, то карьерный рост в Google проходит по уровням. Самый низкий L3 – это, по сути, джун-специалист. Но сейчас рынок изменился, и на этот уровень часто берут людей уже с опытом, не совсем новичков. Самый высокий левел – L9, его получает топ-менеджмент.
Податься на повышение можно дважды в год. Для этого необходимо собрать портфолио: презентации, благодарности от коллег и другие артефакты, а затем ждать апрува от руководства.
«Коллеги могут поблагодарить тебя деньгами»
— В Google действительно много классных бенефитов. Помимо медицинской и стоматологической страховки, компания частично покрывает стоимость различных курсов, даже если они не связаны с работой, но как-то тебя обучают. Например, мне компенсируют треть стоимости занятий с инструктором по йоге и пилатесу.
Еще один необычный бонус — денежные благодарности от коллег, которые начисляют тебе вместе с зарплатой. Таким образом человек может сказать «спасибо», если ты ему как-то помог.

Офис Google в Лондоне занимает 11 этажей. Он очень комфортный: есть тренажерный зал с инструкторами, кафе с завтраками, обедами и ужинами за счет компании, кофейня с бесплатными напитками, массажный кабинет и wellness center, где можно записаться к психологу. Скоро у компании появится еще одно здание — там обещают бассейн.
При этом в офисе большое и дружное комьюнити ребят из Центральной Азии: в марте праздновали Наурыз, чтобы продвигать наши ценности и культурный бэкграунд среди других коллег.
«В Google я не просто исполнитель, а полноценный участник процессов»
– Мне нравится, что в Google инженерам действительно доверяют. В команде всего полгода, но уже чувствую, как мне поручают все более важные задачи и зона ответственности растет. Это вдохновляет — гораздо труднее работать, когда нужно просто выполнять чужие указания. А здесь я не просто исполнитель, а полноценный участник процессов.
Что касается согласования инициатив, то все зависит от команды. Иногда процесс может быть долгим, потому что это большая компания, и нужно пройти несколько уровней: UX/UI-специалисты, менеджеры и т.д. Но в этом тоже есть плюсы — все тщательно проверяется, чтобы продукт был качественным и понятным для пользователей. Мне не хочется выпускать что-то сырое, а потом на ходу исправлять ошибки.

Сейчас активно прокачиваю технические навыки. В Bloomberg писала на языке программирования Python и специализировалась на бэкенд-разработке. В Google меня взяли на фулстек позицию, плюс пришлось перейти на языки Dart и Java — раньше с ними не работала. Осваиваю новые навыки на практике и прохожу курсы внутри компании, но иногда все равно чувствую себя неуверенно.
Тем, кто хочет попасть в Google рекомендую уделить должное внимание составлению резюме. На моем YouTube-канале есть видео о том, как составить грамотное CV. Также можно попросить нынешних сотрудников компании отправить ваше резюме по реферальной программе. Это повысит шансы на успех.
Также обязательно проходите пробные интервью. Это поможет привыкнуть к атмосфере таких созвонов, научиться думать и говорить уверенно даже в стрессовых ситуациях.
Главное – не ждите идеального момента. Не стоит откладывать подачу, пока не почувствуете себя на 100% готовыми. Уверенность приходит с практикой. Пока вы сомневаетесь, кто-то уже пробует — и получает шанс. Если не попробовать, ответ всегда будет «нет».