Школьники из Казахстана поступили в Гарвард и Беркли. Как им это удалось

Слева направо: Томирис Оспан, Арман Сабыржан, Камилла Жандильдаева
Арман Сабыржан, Томирис Оспан и Камилла Жандильдаева — трое выпускников частной школы имени Шокана Уалиханова (Shoqan School) в Алматы. Недавно ребята получили приглашения в топовые университеты мира — Гарвардский университет и Калифорнийский университет в Беркли. Digital Business узнал у школьников, как им удалось пройти отбор в вузы, где конкурс — сотни человек на место.
«Для поступления важно все, что ты делал, начиная со средней школы»
Арман Сабыржан поступил в Гарвардский университет (Harvard University) на компьютерную инженерию с полным грантом. По его словам, трудно выделить какой-то один ключевой момент подготовки — важен весь путь, начиная со средней школы. Арман уже 6 лет занимается робототехникой, а последние три года преподает ее младшим школьникам. Вместе с командой он разработал собственный обучающий STEM-набор под названием STEM X.

Арман Сабыржан
Значимую роль в поступлении сыграла программа Shoqan Mentorship — индивидуальный трек подготовки к топовым вузам, разработанный при поддержке британского агентства Luminary Education. В рамках программы Арман прошел персональную подготовку к SAT — стандартизированному экзамену, который требуется для поступления в большинство университетов США. Еще парень работал с менторской командой над эссе, резюме и заявками, а также провел два месяца в летней школе Гарварда. Итог — SAT на 1510 баллов и приглашение от одного из самых конкурентных университетов мира.
Свое будущее Арман связывает с родиной: он планирует после учебы вернуться в Казахстан, чтобы запускать технологические компании и улучшать жизнь людей. «Тем, кто только начинает, я бы посоветовал: готовьтесь к SAT заранее, развивайте сильное окружение, верьте в себя и сохраняйте постоянство», — говорит он.
«Мечтаю создать стартап в сфере устойчивого развития»
Томирис Оспан поступила в Гарвардский университет (Harvard University) на факультет экономики. Для нее самым трудным и одновременно самым важным этапом поступления стало написание мотивационного эссе.

«Это не просто текст — это попытка рассказать о себе настоящей. Нужно было не просто перечислить факты, а понять, в чем моя уникальность, чем я могу быть интересна. Я переписывала эссе снова и снова, прислушиваясь к себе — это был долгий и глубокий разговор с самой собой», — вспоминает она.
На этом пути Томирис помогли настойчивость, искренний интерес к делу, стремление расти и готовность рисковать: она участвовала в олимпиадах, запускала собственные проекты, пробовала и ошибалась.
С Томирис работала команда международных менторов, которая помогала на каждом этапе — от портфолио до подачи заявок. Особую благодарность она выражает преподавателям, профориентаторам и всей команде школы Shoqan за поддержку и веру.
«Учеба в Harvard — это не просто моя личная цель, а возможность получить знания у лучших профессоров мира и в будущем применить их на благо своей страны. Мечтаю создать стартап в сфере устойчивого развития, технологий или поддержки малого бизнеса — проект, который решает реальные задачи. Это будет мой вклад в Казахстан», — говорит она.
Томирис уверена: начать готовиться нужно как можно раньше, искать то, что по-настоящему увлекает, не бояться ошибок и пробовать себя в самых разных инициативах.
«Американские университеты ищут не тех, кто просто выполнил задания по чек-листу, а тех, кто умеет мечтать, проявлять инициативу и идти своим путем», — говорит она.
«Это не просто грант — это акт доверия, который хочется оправдать»
Камилла Жандильдаева поступила в Калифорнийский университет в Беркли (University of California, Berkeley) на направление Management, Entrepreneurship, and Technology (MET) — одну из самых конкурентных программ в США, объединяющую бизнес и инженерное образование. Самым сложным этапом подготовки для Камиллы стало совмещать учебу, хобби, экзамены, эссе и оформление портфолио. Это требовало полной концентрации и самоорганизации.

«Часто приходилось отказываться от привычных дел и искать внутренние ресурсы, чтобы не свернуть с пути. В такие моменты особенно важна поддержка — и я безмерно благодарна своей школе, учителям и наставникам, которые верили в меня», — говорит она.
Обучение девушки за рубежом полностью профинансировано основателями школы Shoqan School, и Камилла воспринимает это не только как возможность, но и как большую ответственность: «Это не просто грант — это акт доверия, который хочется оправдать. В будущем я бы тоже хотела помогать талантливым ребятам, потому что однажды кто-то поверил в меня — и это изменило мою жизнь».
По окончании UC Berkeley Камилла получит сразу два диплома: в сфере бизнеса и в области компьютерных наук. Она мечтает создать собственную компанию, которая будет автоматизировать рабочие процессы и помогать бизнесу становиться эффективнее.
Тем, кто задумывается о топовом университете, казахстанка советует не бояться объема работы и не терять фокус: «На старте все кажется слишком сложным — экзамены, эссе, проекты… Но если двигаться шаг за шагом с постоянством и верой в себя, все получится. И, конечно, важно окружить себя теми, кто поддерживает — как это было у меня».