Паника на рынках. Эксперты рассказали, как вести себя казахстанцам

Фондовый рынок штормит с начала апреля — с момента введения пошлин на зарубежные товары, которые инициировал Дональд Трамп. Решение президента США спровоцировало обвал мировых рынков и, конечно же, панику среди игроков. Digital Business поговорил с финансовыми консультантами Асель Аульбековой и Аманом Алимбаевым о настроениях инвесторов, надежных активах и прогнозах.
Что происходит на фондовом рынке?
2 апреля Дональд Трамп объявил о новых импортных пошлинах, которые варьируются от страны к стране. Например, для Казахстана пошлина на ввозимые товары составит 27%. Медиа называют действия американского президента торговой войной, а мировые рынки тем временем несут масштабные убытки. В США за два дня — четверг и пятницу — индекс S&P 500 обвалился на 10,53%, технологический NASDAQ Composite потерял 11,44%, а промышленный Dow Jones Industrial Average — 9,26%. Китайский фондовый рынок переживает крупнейшее падение за последнее десятилетие, снизившись на 10%. Это самый крупный однодневный обвал с 2008 года. Эксперты опасаются масштабного кризиса и стремительного снижения экономического роста. Все чаще звучит слово «рецессия». Но в период паники и всеобщей тревоги как никогда важно сохранять холодную голову и не идти на поводу у собственных эмоций. В том числе об этом говорят наши эксперты.
Сколько будут падать рынки?
Для начала мы попросили финансового и налогового консультанта, практикующего инвестора с 12-летним стажем, основателя школы «Sana FinSchool» Асель Аульбекову поделиться прогнозом о возможной длительности периода падения фондового рынка.
— Любая торговая война рано или поздно приводит к тому, что глобальная экономика начинает замедляться. Goldman Sachs повысил вероятность рецессии в США в 2025 году до 45%. Рецессия — это когда ВВП страны снижается два квартала подряд или более, часто сопровождается ростом безработицы, снижением потребительских расходов, падением прибыли компаний. Как долго это будет продолжаться и насколько серьезным будет текущее падение рынка зависит от дальнейшего развития торговых споров и ответных мер со стороны других стран. Чем дольше будут идти переговоры и встречные меры, тем дольше будет неопределенность на рынке.
Какие акции сейчас самые надежные?
Фондовый рынок штормит, крупные инвесторы избавляются и от тех акций, которые 2-3 года показывали значительный рост, но есть секторы, которые остаются стабильными даже в период турбулентности. Асель Аульбекова привела примеры подобных акций, но отметила, что это мнение не является инвестиционной рекомендацией.
— Я бы посмотрела на товары народного потребления. То, что мы едим и чем мы пользуемся, несмотря на экономические циклы в мире. Например, Coca-Cola как один из самых узнаваемых брендов мира с устойчивым спросом на продукцию. Даже в кризис люди продолжают покупать этот напиток. Johnson&Johnson — это то, что есть почти в каждой аптечке, от пластырей и детской косметики до лекарств. Даже если на чем-то экономят в кризис, то редко на здоровье. Procter&Gamble — порошки, шампуни, зубная паста, подгузники. Такие вещи люди покупают всегда, даже если пересматривают бюджет. Это стабильный спрос для компании. Но инвестировать в акции отдельных компаний нужно в рамках своей стратегии. Это не должны быть единственные активы в вашем портфеле.

«У кого стратегии не было — сейчас самое время ее создать, а не метаться»
Эксперты призывают не поддаваться панике. Асель Аульбекова солидарна с этим мнением и рекомендует придерживаться своей стратегии инвестирования, не озираясь на массовые настроения.
— Любые действия на рынке сейчас должны опираться не на эмоции, а на стратегию. Всегда. Если портфель ориентирован на рост, его стоит сбалансировать, то есть сократить долю переоцененных и волатильных активов, добавить защитные сектора, дивидендные бумаги или облигации, чтобы снизить риски и сохранить капитал в условиях нестабильности. Если он направлен на защиту, то нужно использовать момент для точечного входа, то есть начать аккуратно подбирать качественные активы по сниженным ценам, используя кэш или ликвидные позиции, чтобы усилить долгосрочный потенциал без увеличения общего риска. У кого стратегии не было — сейчас самое время ее создать, а не метаться. Важно помнить, что фондовый рынок — это не лотерея, а система.
Паника — это реакция на неизвестность. А чтобы не паниковать, нужно иметь четкое понимание своей стратегии, горизонта инвестирования и целей. Если вы инвестируете на долгий срок, временные просадки — это часть пути.
- Психологически помогает дисциплина.
- Не проверять портфель каждый день, ограничить чтение новостей, сосредоточиться на личной финансовой системе.
- То есть откладывать как и раньше, формировать бюджет, создавать подушку безопасности, не покупать ничего лишнего.
В долгосрок выигрывает не самый умный инвестор, а самый дисциплинированный. Ну и если торговая война не прекратится и грядет очередной мировой финансовый кризис, то важен будет каждый тенге. Я настоятельно рекомендую не покупать ничего без острой необходимости, а запасаться деньгами. Утро с капучино и круассанами, бесконечные походы по торговым центрам сейчас стоит поставить на паузу, пока все не стабилизируется.

«Коррекция на фондовом рынке может продолжаться от месяца до двух лет»
Происходящее на рынке мы также обсудили с независимым финансовым советником, практикующим инвестором, основателем проекта Aman Invest Аманом Алимбаевым, который объяснил, почему многие сейчас избавляются от своих высокодоходных акций и что ждет казахстанский рынок ценных бумаг.
— Коррекция на фондовом рынке может продолжаться от месяца до двух лет. Это математический прогноз, который основывается на исторических показателях за последние 50-100 лет. Почему наблюдается продажа акций, которые показывали рост? Когда начинается паника, инвесторы первым делом выходят из рынка акций, потому что это самый доходный и непредсказуемый класс активов. Допустим, инвесторы «сидят» в облигациях и золоте: золото исторически считается активом, который спасает во время неопределенности, а облигации дают фиксированный купон и помогают не сталкиваться с особой волатильностью. Поэтому в период паники отток капитала происходит, в первую очередь, из акций — инвесторы не хотят терять деньги и пытаются сразу перевести все в кэш.
Если американский рынок чувствует себя плохо, это отражается и на других — развитых (Европа, Азия) и развивающихся. Казахстан? Мы не относимся ни к тем, ни к другим. Но ситуация в мире в целом нестабильна, так что на нас это так или иначе отражается. Наши инвесторы также не хотят терять деньги, поэтому продают активы. Соответственно, акции этих компаний тоже падают в цене на фондовом рынке.

Простой вопрос. Что сейчас делать обычному инвестору?
На вопрос о том, какие действия стоит предпринимать и как реагировать на происходящее, Аман Алимбаев также отмечает важность создания финансового плана.
— Эффект волнения усиливается, когда в СМИ начинают говорить о падении, мол, «льется кровь на рынках». Уоррена Баффета вспоминают, смотрят, что он выходит в кэш. Хотя это, может быть, просто ребалансировка его портфелей. Но те, кто подвержены эмоциональным новостям, думают, мол, «сейчас зайду на рынок на коррекции, через год заработаю себе на квартиру, на машину». А все должно строиться не на новостях, а на личном финплане.
Хочу отметить, что если в Казахстане финконсультантом может стать практически любой ввиду отсутствия лицензирования, то во многих развитых странах мира люди получают лицензию и помогают другим строить финансовый план, исходя из четких регламентов. Эти консультанты по регламенту не могут давать людям рекомендации о том, куда инвестировать. Они строят с клиентами конкретный план, дальше формируется стратегия. Необходимо знать свое отношение к риску, потому что инструменты для каждого подбираются индивидуально — в зависимости от того, чего человек хочет. А у нас инвесторы в основном ищут, куда бы проинвестировать так, чтобы быстро заработать. Но если хочешь краткосрочного заработка, то на фондовом рынке, скорее всего, получится лишь потерять деньги.

Как независимый консультант, я тоже не могу рекомендовать конкретные индексы и компании. Но скажу, что в фондовый рынок должны инвестировать те, у кого горизонт от трех лет и выше. До трех лет — смысла нет. Например, рынок упадет на 30%, потом может чуть подрасти, опять упасть на 30%.