«То, что нам кажется серым советским зданием, — во всем этом история». Как алматинка развивает городские туры

Freedom Broker О редакции
Дата публикации: 01.04.2025, 09:18

Семь лет назад Анна Дегтярева ушла из найма и открыла городской туристический проект в Алматы. Опираясь на опыт и знания, переданные бабушкой, она создала экскурсии по городу, которые привлекают как алматинцев, так и иностранных туристов. Как развивался проект — в монологе Анны в проекте «Мой бизнес» на Digital Business Finance.

«В моем понимании это было что-то вроде тамады»

Меня зовут Анна Дегтярева, мне 34 года. Я алматинка в третьем поколении. В советское время моих бабушек привезли в Алма-Ату детьми, и они пустили здесь корни. Вероятно, это также повлияло на то, что мой бизнес связан с любимым городом. За время учебы в школе с языковым уклоном № 113 я хорошо овладела английским, немецким и казахским языками.

После школы продолжила учить иностранные языки и уехала сначала в Урумчи, а потом в Пекин. Будучи в Китае, поступила на заочное отделение в филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в Алматы. Специальность, которую выбрала, называлась «социально-культурная деятельность». В моем понимании это было что-то вроде тамады, но в дальнейшем я поняла, что это менеджмент в сфере культуры.

После возвращения домой устроилась на работу в отдел рекламы на радио. Занималась продажами. После семи лет работы в найме поняла, что времена изменились и большинство рекламодателей переходят в интернет. Задумалась о смене места работы, а возможно, и самой деятельности. Вскоре у нас в семье случилось несчастье, которое подтолкнуло нас с мамой открыть свое дело.

«У нас были бабушкины наработки»

Я никогда не думала, что буду гидом, но, как говорится, «никогда не говори никогда». В детстве родители часто оставляли меня у бабушки на выходные. Она была историком. Выйдя на пенсию, не смогла сидеть без дела и стала экскурсоводом. И, естественно, бабушка брала меня с собой на экскурсии вокруг Алматы. Уже будучи сама гидом, я поняла, что бабушка была очень хорошим экскурсоводом.

Потом она умерла. Разбирая ее вещи, мы с мамой обнаружили большую библиотеку по истории и природе Казахстана, а также огромное количество туристических маршрутов, которые она сама разработала. Нам стало жалко, что пропадет такое количество полезных материалов. Подумали: почему бы не попробовать продолжить ее дело?

Проанализировав рынок, поняли, что в нише массового туризма, когда желающих водят в горы, большая конкуренция. Да и походы в горы нам самим не были особо интересны. Да,  городские туры менее выгодны, чем массовые, но здесь почти не было конкурентов. И главное — у нас были бабушкины наработки. Кроме того, моя мама, журналист, часто писала об истории Алматы, а я сама увлекалась архитектурой. Мы решили сконцентрироваться на экскурсиях по родному городу.

Переход из найма в свободное плавание дался легко. Тогда я уже работала удаленно. А вскоре ушла окончательно.

«Мы подумали, что движемся в правильном направлении»

Начали вдвоем с мамой. У нас были очень маленькие вложения в бизнес. Офиса нет — да он и не нужен. В основном тратились на таргет в Instagram. Соцсети по сей день — наш основной источник продаж. Но также о нас узнают по сарафанному радио и публикациям в СМИ.

Так как у нас нет собственного транспорта, мы работаем с подрядчиками, нанимаем микроавтобус. Поначалу пробовали заказывать и продавать сувениры, но потом отказались от этого — не было спроса. Туры по Алматы сначала были сезонной работой — зимой экскурсий было гораздо меньше, соответственно, и доходов тоже.

Первую экскурсию под названием «Верненские улочки» провели в 2018 году. На микроавтобусе в течение трех часов проехали от Вознесенского собора по старейшим районам города: Большая Станица, Малая Станица и Татарка. Стоимость на одного человека тогда была 9 500 тенге, сейчас — уже 13 500 тенге. Неожиданно тур понравился клиентам, и нам пришлось повторить его еще три раза за короткий срок. Помню, тогда подумали, что движемся в правильном направлении.

В целом, в первый год проводили максимум три тура в месяц — тогда только набирали аудиторию. А потом наступила пандемия.

Covid и переломный момент для бизнеса

В пандемию мы, как и многие, простаивали. Около полугода не работали вообще. Я даже на четыре месяца уехала гидом в Арктику, на остров Шпицберген. Там научили стрелять из ружья — навык был нужен на случай встречи с белым медведем. Слава богу, за все время я их не видела. Потом вернулась домой, а через какое-то время пандемия пошла на спад.

Удивительно, но карантин помог перестроить наши туристические потоки. Когда мы создавали компанию, то, как и многие, фокусировались на работу с иностранными туристами. Но границы были закрыты, и, как и для многих туристических организаций, казахстанцы стали единственной аудиторией, которая дала толчок отрасли. Стало понятно, что экскурсии по Алматы интересны как раз-таки горожанам. Эта тенденция наблюдалась по всему миру, не только в Казахстане. Наконец-то люди начали исследовать собственную страну. Мы поняли, что даже без притока зарубежных туристов сможем отлично работать с казахстанцами.

Кроме Covid, у нас был еще переломный момент. Партнерша по бизнесу оказалась нечестным человеком. Она была очень хорошим креатором, но утаивала деньги клиентов. А это была большая сумма. Когда все раскрылось, мы серьезно пострадали репутационно. Потом долго восстанавливали себе имя. Думали, что придется вообще закрыться. Но в итоге выстояли.

«Ты неделю готовишься только к одной экскурсии»

В 2023 году мы поняли, что надо расширять географию бизнеса, потому что в других городах Казахстана нет таких туров. Мы снова столкнулись со стереотипом, что смотреть в Кызылорде или Актау нечего. Тогда ввели исторические уикенды, когда туристы на 2–3 дня посещают достопримечательности. Поверьте, в любом городе Казахстана обязательно найдется интересное здание, улица или история.

Например, один из моих любимых городов — Тараз. Я вообще люблю юг Казахстана. А Тараз — это город, который почти никогда не прекращал свое существование, даже при монгольском нашествии. Сам город стоит на древней крепости. В нем восемь метров культурных слоев, которые уходят в глубину материка. В таких городах мы часто привлекаем местных экспертов, например, археологов. В том же Таразе масса раскопок, и никто кроме археолога, который их ведет, не расскажет лучше. Поэтому наши туры становятся больше похожи на научно-популярные.

Сейчас в портфеле около 30–40 разных экскурсий. Два года назад запустили туры не только по казахстанским городам, но и по Центральной Азии и даже Армении. Сложность в том, что мы не туроператор и не имеем права покупать билеты. Поэтому договариваемся с туркомпанией-подрядчиком на месте: они оказывают услуги, а мы выступаем посредником.

Кроме того, перед пандемией мы оформили франшизу «15:15». За нее платим 15% с экскурсии. Это очень раскрученный проект, и огромное количество людей, которые им пользуются, могут посетить наши туры, когда приезжают в Казахстан.

Постепенно диверсифицировали бизнес и внутри города. Сейчас в выходные проводим групповые экскурсии, а в будние дни — индивидуальные. Зимой, чтобы не простаивать, читаем с мамой лекции по истории и архитектуре Алматы. Наша нынешняя аудитория, если говорить о групповых турах, — это примерно 80% алматинцы, 20% приезжие.

Что касается заработка городского гида, то он нестабилен. Например, в январе выручка сильно ниже, а с марта по октябрь — выше. В январе мы обычно уходим на каникулы и часто уезжаем. Если считать в среднем за год, то чистая выручка выходит от 500 тысяч до 1 миллиона тенге на человека. Но для меня деньги не главное — важно, что я занимаюсь любимым делом. Как бы банально это ни звучало.

Сейчас мы впервые едем группой в Китай, в Юньнань. Это южный регион, который граничит с Мьянмой, Вьетнамом и Лаосом. Там есть все, что не вписывается в наше привычное представление о Китае: маленькие уютные городки, мало людей, красивая природа. Там матриархат и многомужество.

И несмотря на то, что я училась в Китае и недавно приезжала туда, я все равно готовлюсь к экскурсии, как в первый раз. Вообще, неверно думать, что гид помнит все. Конечно, нет. У нас все в файле — мы обновляем и добавляем информацию. То есть это не просто за три часа рассказать историю — ты неделю готовишься только к одной экскурсии.

Что популярно у иностранцев в Алматы?

То, что в Алматы есть историческая архитектура, мне на самом деле помогли понять зарубежные туристы и заграничные туры. История современного Алматы, в том числе городов Верный и Алма-Ата, насчитывает 170 лет, а древнего — несколько веков. При этом многие иностранцы приезжают посмотреть архитектуру именно советского периода. То, что нам кажется абсолютно обычным, для иностранцев — уникально. А Алматы многие расценивают как музей советского модернизма, охватывающий период с 1960-х по 1990-е годы. И у нашего города очень удачная судьба в плане сохранения этой архитектуры.

Да, сейчас какие-то здания сносят. Но этот период почти не трогают. Причем советский модернизм — это не только учреждения (бывший Дом правительства или Дворец Республики (раньше — Дворец Ленина), но и жилые дома. Почти по всему проспекту Достык (бывшему Ленина) построены дома, которые сейчас являются памятниками модернизма. Если это жилые дома, то они все экспериментальные. Если общественные здания — то конкурсные.

Я все-таки вижу в нашей деятельности не только бизнес, но и просветительскую миссию — когда люди начинают понимать, где они живут. То, что нам кажется серым советским зданием и что мы часто обесцениваем, — это история. Да, она не такая древняя, как в городах Узбекистана. Но даже здесь, в контексте современного города, есть много мест, которые можно ценить. И мир это ценит.

Вам может быть интересно

«2 000 коров съели 35 млн тенге». Как казахстанец занялся семечками и едва не потерял все