«Это классный рынок с большой ликвидностью». Казахстанский инвестор объяснил, зачем нужно идти в Саудовскую Аравию

Eng
Freedom Broker О редакции
Дата публикации: 31.03.2025, 08:54
Аслан Султанов, White Hill Capital

Основатель и управляющий партнер компании White Hill Capital Аслан Султанов

В рамках нашего большого цикла Kazakhstan Global изучили особенности ИТ-экосистемы Саудовской Аравии. Ранее поговорили с экспертами и стартаперами о том, какую стратегию выбрать для выхода на рынок этой страны, с чего начинать продажи, чтобы добиться результата, и почему важно запастись терпением.

Сегодня публикуем вторую часть большого интервью с основателем и управляющим партнером компании White Hill Capital Асланом Султановым. Специально для Digital Business он рассказал, что сейчас собой представляет стартап-экосистема Саудовской Аравии, сколько здесь венчурного капитала и как охотно его предоставляют проектам на стадиях pre-seed и seed. Еще собеседник объяснил, с помощью чего можно добиться расположения инвесторов и почему Саудовская Аравия – крутая промежуточная точка для экспансии на большие рынки.

Сбор инвестиций за ужином, $100-200 тысяч для входа и много разговоров

«Местные фонды больше смотрят на проекты от стадии Series A и выше»

– Саудовская Аравия относительно недавно начала открываться миру и привлекать различные технологические компании, включая стартапы. Насколько это страна сейчас развита с точки зрения ИТ-индустрии?

– Можно сказать, что экосистема находится в процессе становления. Государство, наверное, только 3-4 года назад стало активно инвестировать в технологии, инновации и цифровизацию. Однако теперь они идут семимильными шагами. Появились венчурные фонды, в которые национальные структуры ежегодно вкладывают по $200-300 млн. Постоянно проходят акселераторы по разным направлениям – от GameDev до MedTech. Практически у каждого министерства есть выделенный бюджет на проведение подобных программ.

Аслан Султанов, White Hill Capital

Дело в том, что сейчас в Саудовской Аравии пытаются догнать и обогнать ОАЭ в плане развития ИТ-технологий. И по некоторым направлениям это уже удалось сделать.

– Какие шансы у казахстанского стартапа, который находится на ранней стадии своего развития, получить в Саудовской Аравии инвестиции?

– Местные фонды больше смотрят на проекты от стадии Series A и выше. То есть речь идет уже о более-менее зрелых компаниях. Если говорить о раундах pre-seed и seed, то они, как правило, закрываются силами бизнес-ангелов. Причем такие ребята могут без проблем собрать за один вечер $500-800 тысяч. В Саудовской Аравии довольно распространена история, когда обеспеченные люди организуют ужин у кого-то дома, куда приходят 10-15 инвесторов и каждый скидывается по $50 тысяч.

Аслан Султанов, White Hill Capital

Но, понятное дело, просто так деньги никто не даст. Нужно выстраивать доверительные отношения. Ведь сюда приезжает много людей из разных стран, среди которых периодически встречаются разного рода аферисты и скамеры. Поэтому инвесторы в Саудовской Аравии хотят сперва четко для себя понять, кто к ним пришел.

«Минимальная цена входа на рынок – $100-150 тысяч, а в идеале лучше иметь $200 тысяч»

– Что необходимо сделать для выхода на нужный уровень доверия, после которого можно начинать разговор об инвестициях?

Аслан Султанов, White Hill Capital

– Выполнить два важных условия. Первое – стать по-настоящему локальной компанией. Причем просто зарегистрировать юридическое лицо в Саудовской Аравии будет недостаточно. Нужно открыть полноценный офис со штатом сотрудников, среди которых в том числе будут местные специалисты или ребята из условного Египта на аутсорсе. И вот под это важно заложить бюджет. Минимальная цена входа на рынок – $100-150 тысяч, а в идеале лучше иметь $200 тысяч, чтобы покрывать операционные расходы на первых порах.

Второе условие – показывать трекшен на рынке Саудовской Аравии в течение полугода. Правда, без местного партнера это будет сделать проблематично. Тут в качестве хорошего примера можно привести CodiPlay, который сейчас хорошо продвигается в регионе. В свое время они смогли найти точки соприкосновения с другой портфельной компанией фонда Tumar Venture Fund – проектом AILA (AI-ассистент для учеников – прим. Digital Business), уже давно присутствующем в стране. В результате фаундер AILA помог CodiPlay установить контакт со школами в Саудовской Аравии, а Жанадил (Талдыбаев, основатель CodiPlay – прим. Digital Business) сконнектил команду AILA с учебными заведениями в Казахстане и Узбекистане. Получился win-win для всех. Но такой формат возможен, если найти стартап из аналогичной сферы, примерно такого же размера и стадии, с продуктом которого вы не конкурируете, а дополняете друг друга. Тогда удастся установить правильную синергию.

Аслан Султанов, White Hill Capital

– Есть ли еще какая-либо специфика, которую важно учитывать при переговорах с бизнес-ангелами или представителями венчурных фондов в Саудовской Аравии?

– Люди здесь всегда охотно идут на встречу и готовы много чего пообещать. Только в 9 из 10 случаев это закончится примерно ничем. Саудиты любят общаться, узнавать что-то новое о человеке, который к ним приходит, про его страну и так далее. Вы можете несколько часов проговорить, но так и не перейдете к обсуждению инвестиций. А получить твердый коммитмент – тот еще квест. Так что важно набраться терпения и не думать, что если получилось собрать тысячу визиток, то все будет хорошо.

Аслан Султанов, White Hill Capital

Фото: Батыр Аубакиров

Еще большую роль играют рекомендации. В Саудовской Аравии всегда смотрят на то, чем ты занимаешься, с кем общаешься и от кого пришел. Бывали случаи, когда стартаперы, в том числе и из Казахстана, связывались с family office с не самой лучшей репутацией, из-за чего потом у них не получилось ни с кем договориться об инвестициях.

И цикл здесь примерно в 2-3 раза дольше, чем в других регионах. Если в Казахстане можно закрыть раунд в течение 3-4 месяцев, если все в порядке с продуктом и финансовыми показателями, то в Саудовской Аравии понадобится год.

Спрос на качественный сервис, большая ликвидность и подкачка мускулов

«Сейчас востребованы FinTech и AI-проекты»

– Стартапы с какими решениями имеют больше перспектив на реализацию в Саудовской Аравии?

– Сейчас востребованы FinTech и проекты, связанные с искусственным интеллектом. Например, во многих министерствах директивно внедряют разного рода AI-решения. Общался не так давно с местным вице-министром цифровизации и он рассказывал, что AI-ассистенты уже заменили операторов колл-центров в их ведомстве. Эта тенденция будет продолжаться.

Аслан Султанов, White Hill Capital

Стартапы с искусственным интеллектом под капотом, которые обкатали свои решения в Казахстане, могут приезжать в Саудовскую Аравию и внедрять их уже здесь – нужно только быстро перевести все на арабский язык.

Также в стране большой спрос на качественные сервисные решения. К примеру, мы как-то арендовали машину и пришлось заехать на СТО – там все было ужасно, это даже не Казахстан 20 лет назад. Поэтому в аравийский рынок хорошо бы вписался стартап CTOgram Жандоса Турсумбаева – у него есть все шансы выстрелить здесь.

– Насколько высока конкуренция на рынке?

– Зависит от сферы, но она точно не такая, как, например, в Юго-Восточной Азии. При этом если вы предлагаете качественный продукт, решающий «боль» или позволяющий бизнесу зарабатывать больше, то дело пойдет. Хороший пример – азербайджанский стартап Push30 . Им буквально за 2 месяца удалось подписать практически все спортивные клубы в Эр-Рияде и привлечь инвестиции. Потому что у них уже готовое решение, доказавшее свою эффективность на родном рынке и в Центральной Азии, а также устойчивая бизнес-модель. Это большое подспорье для работы в Саудовской Аравии.

«Здесь реально провести IPO: некоторые проекты с капитализацией в $30-40 млн выходят на биржу»

– Почему стартапам все-таки стоит ехать в Саудовскую Аравию?

Аслан Султанов и Игорь Овчаренко

Аслан Султанов и CEO Al-Farabi Innovation Hub Игорем Овчаренко. Фото: Батыр Аубакиров

– Это классный рынок с большой ликвидностью. При этом выход сюда обойдется дешевле, чем в США, а конкуренция ниже, чем, допустим, в Индонезии. При этом с каждым годом упрощаются процедуры по получению визы и регистрации компании – вижу, что сейчас от фаундеров требуют гораздо меньше документов. То есть рынок становится более открытым.

И если у вас действительно классное решение и на нем можно заработать, то его обязательно купят или инвестируют.

– Можно ли сегодня построить «единорога» на этом рынке?

– Думаю, пока что нет. Хоть здесь реально провести IPO: некоторые проекты с капитализацией в $30-40 млн выходят на биржу. Но, на мой взгляд, Саудовская Аравия – классная промежуточная точка, чтобы подкачать мускулы. Здесь можно неплохо зарабатывать и привлекать хорошие раунды инвестиций, а затем уже двигаться дальше в мир. Например, в США или европейские страны, так как для этого будет достаточно ресурсов.

Аслан Султанов, White Hill Capital

– Чтобы вы посоветовали тем, кто собирается выходить на рынок Саудовской Аравии?

– Самое главное – провести грамотный анализ рынка. Для этого нужно побывать на разных тематических форумах, где можно собрать много информации и завести полезные знакомства. Также обратиться в Al-Farabi Innovation Hub: мы поможем оценить все риски или запустить первый пилот, познакомим с потенциальными клиентами и инвесторам, предоставим офис. На данный момент, к слову, больше 10 стартапов получают поддержку от хаба.

Аслан Султанов, White Hill Capital

Мы верим, что у казахстанских стартапов, идущих в Саудовскую Аравию, есть большой потенциал превратиться в «единорога». Главное – приехать и начать драйвить рынок.