Идеальный СЕО для зумеров: как изменилась ролевая модель руководителя

Freedom Broker О редакции
Дата публикации: 27.03.2025, 09:05
команда

Фото: Canva

Искусственный интеллект и климатические изменения — главные темы, волнующие современных СЕО. Такой вывод можно сделать из ежегодного международного исследования, проведенного членом «большой четверки» PricewaterhouseCoopers (PwC). Причем climate-friendly проекты — далеко не дань социальной повестке: треть участвовавших в опросе руководителей заявили об увеличении прибыли от таких вложений. Эта позиция была бы дикостью для исполнительного директора прошлого. Впрочем, вы и сейчас найдете немало поклонников агрессивного менеджмента, обвиняющих новое поколение в изнеженности — достаточно заглянуть в любую из социальных сетей.

От диктатора к единомышленнику

Как возник трудовой конфликт поколений? Ответ найдем, проследив за жизнью корпоративной Америки в последние 50 лет: кем были СЕО прошлого, и с какими вызовами они сталкивались.

80-е:

  • В советы директоров отныне входят не только сотрудники компаний, но и «люди со стороны» — представители акционеров. Их волнует только прибыль;
  • Стиль управления становится авторитарным;
  • СЕО принимает большую часть решений самостоятельно и требует от сотрудников подчинения;

90-е:

  • Главный тренд — глобализация и выход на новые рынки;
  • Технологический прогресс набирает обороты. Управленцы делают ставку на инновации;
  • Окончательно сформировалась корпоративная культура, в работниках поощряется инициативность. Отныне успехи компании — это их успехи, что регулярно подчеркивает руководство;
  • Гибкие «иксы» принимают новые правила игры, а молодые миллениалы оказываются любителями вызовов, они готовы к переработкам во имя личных амбиций.

Фото: Canva

00-е:

  • Разразилось несколько крупных скандалов в бизнес-среде из-за нечистых на руку СЕО;
  • В 2002 году принимается Закон Сарбейнса-Оксли, который ужесточил требования к финансовой отчетности — теперь все должно быть прозрачно;
    общественное мнение влияет на репутационные риски компаний;
  • Теперь СЕО должны публично демонстрировать честность и этичность в принятии решений.

10-е:

  • Развитие идей прошлого десятилетия: СЕО взяли на вооружение концепцию устойчивого развития бизнеса. Делается упор на защиту окружающей среды и социальную ответственность предпринимательства;
  • Все громче звучат призывы к инклюзивности и социальной справедливости;
  • СЕО, которые интегрируют либеральные ценности в свои стратегии, зарабатывают лояльность не только сотрудников, но и клиентов;

AI, инфляция, доверие

А что сегодня? Первые лица компаний обеспокоены внешними вызовами – согласно упомянутому исследованию PwC, 29% опрошенных называют главной угрозой макроэкономическую волатильность.

«Понятно, что СЕО колеблются, решаться ли на радикальные изменения. Столкнувшись с вызовами, такими как инфляция, давление регуляторов и геополитические конфликты, сложно сделать выбор и инвестировать в трансформации. Но почти сорок процентов опрошенных указали, что осваивают новые отрасли. А компании, которые предпринимают такие действия, видят рост прибыльности», — говорит член правления PwC Netherlands Вероника Роос-Эмондс.

Кроме того, уделяется внимание и внутренним процессам. 33% респондентов активно задействуют ИИ, а половина убеждены, что использование этой технологии принесет профиты в течение 2025 года.

Однако СЕО Google DeepMind Демис Хассабис считает, что нужно помнить и о рисках: «Две больших угрозы — это злоумышленники, способные переориентировать технологию для вредоносных целей. Также есть риск, что AGI или сами агентные системы выйдут из-под контроля».

Остается в фокусе и забота об имидже: для 9 из 10 СЕО нидерландских компаний крайне важна прозрачность деятельности. И это уже не краткосрочный тренд, а полноценный запрос общества. Не в последнюю очередь из-за представителей поколения Z, играющих все большую роль. А также диктующих правила бизнесу в качестве как потребителей, так и сотрудников.

Как приручить зумера?

Несколько лет назад платформа ThoughtExchange проводила исследование, посвященное поколению Z. Вывод любопытен. 96% респондентов заявили, что им важно чувствовать: их ценят, вовлекают в общее дело и дают свободу действий. В том числе, свободу самостоятельно выстраивать график работы. Тут мнения руководителей разделяются. Пока одни говорят об отсутствии дисциплины у зумеров, другие поддерживают идею гибкости и адаптивности.

«Требование, чтобы сотрудники находились в определенном месте в течение определенного количества часов – ограничение креативности и индивидуальной производительности. Мы все разные, и нереалистично ожидать, что все будут находиться на пике своей формы в течение одного и того же восьмичасового периода», — говорит СЕО и основатель платформы для фрилансеров Fiverr Миша Кауфман.

Кроме того, 79% опрошенных зумеров хотят руководителя, который позаботится об их личностном развитии, не упуская и профессиональное.

девушка в офисе компьютер ноутбук

Фото: Катерина Малама

Дэйв Маклеод, генеральный директор и основатель ThoughtExchange, прокомментировал это так: «85% респондентов заявили о желании работать в компании с миссией, а 89% о том, что уйдут из компании, которая их не принимает, наше будущее ясно».

С западными экспертами согласны и наши соотечественники. К примеру, управляющий партнер McKinsey & Company в Центральной Азии Дулатбек Икбаев тоже считает, что нужно менять подход к управлению: «Если раньше крутой CEO — это был больше имперский тип руководителя, который сурово бил по столу кулаком и принимал решение, сейчас так не работает. Сегодня CEO — ключевое связующее звено. Он использует человекоцентричный подход, работает с людьми, профессионалами, и он не может и не обязан все знать и решать. Задача CEO — слышать различные вводные элементы, принимать решения, но двигаться через людей».

Существует мнение, что зумеры – люди без авторитетов, охотно спорящие с руководством. Возможно, это связано с тем, что они буквально родились с гаджетом в руках и привыкли к возможности высказать свое мнение в онлайн-среде. В этом случае у исследовательницы медиа и цифровой культуры Камиллы Асхат есть совет: «Для зумеров конвенциональная корпоративная культура с присущей ей иерархией непривлекательна и уже не интересна. Больший интерес представляют компании и организации с горизонтальным устройством, где каждый сотрудник — равноправный актор».

Еще одним камнем в огород зумеров становится их нежелание осваивать навыки, в которых они не видят ценности. Аргумент «у нас так принято» не имеет веса. И, скорее, станет причиной «гостинга» — термина из дейтинга, который переняли HR-специалисты. Они так называют случаи, когда сотрудник ушел на обед и не вернулся.

смартфон подростки

Фото: Катерина Малама

Виталий Тимошенко, эксперт в области образовательных технологий и основатель платформ SmartExpert и ContentBuilder.ai, считает: «Для нового поколения обучение должно быть не обязанностью, а возможностью для роста. Они ценят гибкость и результаты. Если обучение не дает им ощутимой пользы, они просто переключатся на другую задачу или работодателя».

Резюмируя сказанное, предлагаем список soft skills, которые понадобятся каждому СЕО, нацелившемуся на безболезненное сотрудничество с новым поколением:

  1. Коммуникация и обратная связь. Зумеры ценят прозрачность и ясную коммуникацию, а вот формализированное общение вызовет отторжение. Кроме того, им важно получать регулярную обратную связь, чтобы отслеживать достижения и точки роста.
  2. Эмоциональный интеллект и эмпатия. Поколение Z сфокусировано на ментальном здоровье, поэтому от начальства они ждут поддержки.
  3. Адаптивность и гибкость. CEO должны быть готовы к трансформации рабочих процессов и быстрому внедрению появляющихся технологий.
  4. Инклюзивность и разнообразие. Поколение Z ценит уважение к разным точкам зрения и отсутствие дискриминации.
  5. Менторство. Сотрудникам важно осознавать: руководство инвестирует в их обучение, карьерный и профессиональный рост.