«Хочу создать локального конкурента KFC». Как казахстанец строит фастфуд

Фото: архив Кайрата Какимжана
Первые свои деньги Кайрат Какимжан вложил в открытие мексиканского фастфуда в Алматы, но через несколько лет вынужден был закрыть бизнес. Второй проект — сеть сэндвичных «6 Inch» — тоже не принес ожидаемого успеха. Но предприниматель не опустил руки. В 2021 году он тихо открыл первую точку «Kiki’s Chicken», и сегодня сеть насчитывает 11 заведений, а ее выручка за прошлый год превысила 1,5 млрд тенге.
Digital Business Finance рассказывает, почему предприниматель отказался от буррито в пользу курицы, как команда «Ирины Кайратовны» помогла бизнесу и почему рынок донерных растет, а бургерные закрываются.
«В США буррито — как у нас донер»
Кайрат Какимжан родился в городе Семей. Там же окончил школу, а затем уехал учиться в США по программе «Болашак». В 2013 году, после получения диплома экономиста, он вернулся в Казахстан. Прежде чем открыть свой первый бизнес, Кайрат успел набраться опыта в таких компаниях, как Ernst & Young, Procter & Gamble и госхолдинг «Самрук-Казына».
Через три года Кайрат уходит из найма с решением открыть кафе мексиканской кухни, к которой пристрастился в Штатах. Выбор на латиноамериканскую гастрономию пал не только из-за любви к буррито и начос, но и потому, что его супруга, живя в США, научилась отменно готовить иностранные блюда.
«Как-то раз мы устроили ужин для друзей в стиле Mexican Night. От приготовленных женой буррито все были в восторге. Бешбармак и плов она мне никогда не готовила, зато заморские блюда готовит вкусно. А в Америке очень популярен мексиканский фастфуд — у них буррито, как у нас донер. И тогда я подумал: почему бы не открыть кафе с мексиканской кухней? К тому же я был разочарован работой в госсекторе», — рассказывает предприниматель.

Фото: архив Кайрата Какимжана
В первую точку «BurritoGo», которая открылась в конце 2016 года, Кайрат инвестировал небольшую сумму накоплений. Соучредителем стал его бывший коллега из Ernst & Young. В новом заведении готовили буррито, тако и начос.
«Вход в общепит тогда был довольно легким и не требовал больших вложений. Мы с другом инвестировали по 7 миллионов тенге. Ну и, конечно, это романтика — многие мечтают открыть кафе или кофейню», — говорит Кайрат.
Несмотря на то, что в то время мексиканская кухня была в новинку для казахстанцев, бизнес постепенно развивался. В 2018 году предприниматели смогли открыть вторую, более просторную точку на реконструированной недавно улице Панфилова. Если первое заведение занимало всего 50 кв. м и было скорее тестовым, то кафе на Панфилова стало полноценным рестораном в формате fast casual (быстрый, повседневный) в 220 кв.м. Уже в первый месяц его оборот достиг 20 млн тенге.
«Так как бизнесу мы учились на ходу, то и ошибок совершили немало. Но тогда, наверное, мы сделали самый крутой fast-casual ресторан в Казахстане. BurritoGo был креативным проектом с необычным дизайном и подачей, когда гость сам собирал себе блюдо из ингредиентов. Мы мечтали сделать кафе на Панфилова народным брендом», — с улыбкой вспоминает Кайрат.
«Мы все сделали, как в американском фастфуде»
Точка на Панфилова быстро набирала обороты. О фастфуде рассказывали по ТВ и в блогах. Начали поступать первые запросы на покупку франшизы, в том числе из-за рубежа. Однако спустя полтора года BurritoGo закрылось. Продвигать новый необычный продукт для регулярного потребления оказалось тяжело. Для создания привычки у клиентов нужно было время и «толщина» финансовой подушки, которой у предпринимателей не было. Соответственно оборачиваемость бизнеса была низкой. Кроме того, пользовательское поведение казахстанцев отличалось от американского.
«Мы все сделали, как в американском фастфуде, когда клиенты сами накладывали в тортилью мясо, рис и другие ингредиенты. Но наши люди накладывали больше. По стандартам нужно было класть 70 граммов мяса, а клали по 110. В итоге себестоимость блюд выходила гораздо выше запланированного», — вспоминает Кайрат.

Фото: архив Кайрата Какимжана
К тому же скоропостижная смерть знаменитого казахстанского фигуриста Дениса Тена (Денис Тен погиб в результате нападения в 2018 году), который начинал входить в бизнес как соучредитель, сильно повлияла на партнеров.
«Денис Тен был близким другом детства моего партнера Санжара Тлегена. Денис планировал закончить спортивную карьеру через год и постепенно начинал заходить в наш бизнес. Трагедия выбила нас из всех бизнес-процессов на полгода», — говорит Кайрат.
На «BurritoGo» на Панфилова партнеры потеряли около 110–120 млн тенге, основную часть которой взяли в кредит через фонд развития предпринимательства «ДАМУ». Больше всего потерял Санжар — он лишился залогового имущества, а Кайрат принял на себя долговые обязательства, которые он взял помимо основного кредита. Ситуация была настолько тяжелая, что им блокировали счета и поставили запрет на выезд из страны.
«Было много сложных моментов. Долго ждали кредит через „ДАМУ“. Пока ждали, копились долги за аренду помещения. А для бизнеса, которому нужна быстрая оборачиваемость, это было критично», — говорит Кайрат.
«Я понял, что нужно выбрать один проект и сфокусироваться только на нем»
После закрытия «BurritoGo» в 2020 году Кайрат совместно с известным блогером Биржаном Ашимом стал соучредителем казахстанского аналога ресторанов быстрого обслуживания Subway — «6 inch», основателем которого был Шумахо Кумыков. На пике у казахстанской сети работали восемь точек (три в Астане, пять в Алматы).
«Я зашел с минимальным капиталом. В основном занимался маркетингом, привлечением инвестиций и развитием. Благодаря ажиотажу, которую создал Биржан Ашим, на первой точке в Алматы очередь не заканчивалась почти 2 месяца. Мы начали получать сотни запросов на франшизу, но не спешили. Дали пробную франшизу своему маркетологу Алишеру Таипову на город Караганду. Но спустя время поняли, что в регионах не готовы дорого платить за относительно новый продукт на постоянной основе», — продолжает Кайрат.

На фото Биржан Ашим
Кроме новизны у продукта также стала расти себестоимость, а значит, и цена для клиентов.
«К тому же из проекта вышел мой партнер Шумахо, с которым мы уже начали готовить новый проект Kiki’s Chicken. Тогда я понял, что нужно выбрать один проект и сфокусироваться только на нем. Выбор пал на более распространенный продукт — жареную курицу», — говорит Кайрат.
Было решено ликвидировать проект «6 inch»: некоторые точки выгодно продали из-за локации, оставшиеся просто закрыли, зафиксировав убыток.
«Мы наблюдали, анализировали и пытались понять операционку»
В 2021 году Кайрат арендовал в Алматы помещение и открыл первую точку сети куриных фастфудов «Kiki’s Chicken», бренд-амбассадорами и соучредителями которой стала известная казахстанская группа Ирина Кайратовна.
«Деньги на открытие я взял у старшего товарища. Мы договорились: если всё пойдёт хорошо, то у него будет доля в проекте, а если нет, то я буду должен вернуть эти деньги. Первая точка на улице Сейфуллина работала в тестовом режиме, абсолютно без рекламы. Мы наблюдали, анализировали и пытались понять операционку. Через несколько месяцев, открыли еще две точки и провели официальное открытие, которое „запушили“ ребята из Ирины Кайратовны. Мы сделали продакт плейсмент в нашумевшом клипе Ирины Кайратовны „MVP“. Так запустился мой третий бизнес — Kiki’s Chicken», — рассказывает предприниматель.
В первые три точки инвестиции составили 110 млн тенге. Хотя куриный фастфуд, как и «BurritoGo», начал быстро развиваться, Кайрат не спешил.

Казахстанская музыкальная группа Ирина Кайратовна
«К нам поступало больше запросов по франшизе, чем в „6 Inch“. Но я тормозил масштабирование. Для начала нам нужно было разобраться в операционных процессах: понять, кто наша аудитория, какие локации и площади нам подходят, какое меню и оборудование нужны, что за продукт мы вообще создаём. Я боялся, что мы продадим „сырую“ франшизу и прогорим. Для меня было важным моя репутация и репутация моих партнеров, включая Ирину Кайратовну», — говорит Кайрат.
Какие бизнес-показатели у фастфуда сегодня
За четыре года из небольшого кафе компания «Kiki’s Chicken» развилась до сети из 11 заведений. В Алматы две точки расположены в ТРЦ, две — с посадочными местами и еще шесть работают в формате киосков. В Астане единственное заведение находится в ТРЦ MEGA SILK WAY. Все помещения в аренде. Из 11 точек — четыре партнерские, но управление в них ведет команда Kiki’s Chicken.
В команде работают 70 человек: 50 сотрудников линейного персонала, 10 человек в цеху и 10 в бэк-офисе. За прошлый год выручка компании составила 1,5 млрд тенге, рентабельность бизнеса — 15%. Средний чек — 4,5 тыс. тенге.
«У нас хорошие обороты, адекватная себестоимость продукта, а также большая доля доставки через агрегаторы. Примечательно, что средний чек на доставке выше, что хорошо, но при этом мы вынуждены платить около 30% комиссии агрегаторам», — говорит Кайрат.
По обоюдному решению перед январскими событиями в 2022 году участники группы «Ирина Кайратовна» вышли из проекта. Сегодня учредителями сети являются Кайрат и двое его друзей.
Что происходит на рынке общепита?
По словам Кайрата Какимжана, 80% бургерных, открывшихся в 2018–2019 годах, закрылись, потому что платежеспособность населения в последние годы снижается.

Фото: архив Кайрата Какимжана
«Сейчас открывается много донерных, а те, кто начал с бургеров, переходят на курицу. Почему? Потому что себестоимость мясных бургеров растет высокими темпами. Как экономист, я вывел для себя такой фастфудный индикатор: если в стране много новых донерных и куриных брендов, значит, экономическая ситуация ухудшается. Потому что себестоимость и конечная цена донерных и куриных концептов ощутимо дешевле бургерных», — делится наблюдениями Кайрат.
Сегодня у крупных бургерных сетей себестоимость продукта составляет 50–55%, тогда как у куриных сетей — 25–30%.
«Я откладывал начало продаж франшизы, потому что видел, насколько тяжело вести бизнес даже нам»
«К сожалению из-за того что у нас франшизный рынок еще не развит многие люди покупают ее только из-за громкого маркетинга. В 2021 году и после я прекрасно понимал что мы еще не разобрались в бизнесе и не понимаем его. И я откладывал начало продаж франшизы, потому что видел насколько тяжело вести бизнес даже нам. Для меня всегда важно было убедиться, что продукт действительно нужен рынку и что все операционные процессы прописаны», — рассказывает Кайрат.
За пять лет основатели Kikis chicken потеряли на ошибках около 250 млн тенге.
«Мы вложили в Kikis chicken более 500 млн тенге, из них половину „сожгли“ на ошибках вместе с моими партнерами. Но я уже девять лет в бизнесе. За это время набрался опыта, в том числе негативного, и понимаю как выстраивать организационную структуру в управлении фаст-фуд компанией. Как нужно развиваться, в каких локациях открываться, какое оборудование закупать, в какие каналы запускать маркетинг. Считаю, что теперь мы готовы к продаже франшизы. Количество собственных точек мы хотим довести до 20-25 точек, а остальные заведения пойдут под франшизу. Вообще, хочу создать локального конкурента KFC. Я верю, что мы с моими партнерами выдержим все испытания, переживем ошибки и разочарования, и однажды вкусим плоды нашего огромного труда — те самые, ради которых мы не сдавались т продолжали идти вперед», — делится планами Кайрат.

Фото: архив Кайрата Какимжана
«Одно плохо прожаренное крыло может повлиять на репутацию всей сети»
К основателям Kikis chicken продолжают поступать запросы о продаже франшизы. В первую очередь из-за того, что люди помнят мощный маркетинг от бренд-амбассадоров группы «Ирина Кайратовна».
Самое важное в продаже франшизы будет подбор партнеров.
«Мы будем проводить жесткий отбор франчайзи-партнеров. Идеальный портрет это люди, работающие в найме, которые условно накопили 30-40 млн тенге, и хотят заниматься предпринимательством. Мы будем их обучать, а после помогать с запуском. Затем сопровождать их, проводить аудиты и совместно отрабатывать ошибки. Одно плохо прожаренное крыло может повлиять на репутацию всей сети», — отмечает предприниматель.
Однако франчайзи, которые зарабатывают деньги на других проектах и для которых франшиза будет временной игрушкой, не подходят предпринимателю.
«Со временем у них переключится фокус и потеряется качество продукта. Сейчас мы готовим платформу, куда будем загружать видеоролики и другой контент. Но основная подготовка будет обучение на наших точках как минимум 2-3 недели, чтобы франчайзи поняли всю „внутрянку“. Потом они откроют свои точки и дальше будем работать вместе. Сейчас мы начинаем поиск достойных партнеров, с которыми мы построим конкурента KFC и докажем, что можно делать реальный бизнес и зарабатывать на нем не хуже иностранных брендов. Ведь иностранные игроки вывозят чистую прибыль из страны, что плохо влияет на экономику. А мы будем держать эти деньги внутри страны и крутить их во благо нашей экономики», — резюмирует Кайрат Какимжан.
В тему
«Хватит работать на кого-то»: ребята открыли в Алматы «секретное» кафе и попали в мировой рейтинг