Казахтелеком могут вывести из сектора B2C? Узнали мнение эксперта о возможных последствиях

Олег Емельянов
На прошлой неделе АЗРК опубликовало заключение Департамента транспорта и связи по анализу состояния конкуренции на рынке услуг проводного доступа к интернету в Казахстане. В документе прозвучало предложение: рассмотреть вариант ограничения в работе крупнейшего оператора связи — АО «Казахтелеком» — в сегменте B2C (услуги для физических лиц). Почему? Из-за высокой концентрации рынка и ограничения конкуренции. За комментарием Digital Business обратился к Олегу Емельянову, президенту Казахстанской ассоциации операторов связи.
— «Казахтелеком» контролирует 61,8% рынка фиксированного интернета, что делает его крупнейшим оператором, с которым практически невозможно конкурировать другим игрокам, — отметил эксперт.
Он объяснил, что высокая рыночная концентрация создает барьеры для новых игроков, поскольку «Казахтелеком» имеет доступ к ключевой инфраструктуре, такой как магистральные сети и кабельные канализации. Эта ситуация, по мнению Емельянова, сдерживает развитие рынка и оставляет абонентов без реального выбора операторов.
Конкуренцию «исказили»
Кроме того, как подчеркивает АЗРК, «участие государства в качестве оператора может искажать рыночную конкуренцию». В международной практике такие ситуации часто решаются путем выделения инфраструктуры в независимую компанию с равным доступом для всех игроков или продажи государственных активов частным компаниям.
«В Сингапуре, Великобритании, Швеции и других странах аналогичные ситуации решались путем выделения инфраструктуры в независимую компанию с равным доступом для всех игроков; продажи государственных активов частным компаниям для снижения монополизации рынка», — подчеркнул Олег Емельянов.
Как это может выглядеть?
Емельянов подчеркивает, что предлагаются два возможных пути ограничения «Казахтелекома» на рынке B2C:
- Принудительное разделение компании. В этом случае «Казахтелеком» будет разделен на два отдельных бизнеса — магистральный оператор (государственный) и оператор розничных услуг (частный). Это позволит частным провайдерам получить равный доступ к инфраструктуре.
- Приватизация розничного сегмента. Этот вариант предполагает поэтапную продажу розничного бизнеса «Казахтелекома» частным инвесторам. Такой процесс уже реализован на рынке мобильной связи, когда Казахтелеком продал Tele2/Altel катарской компании.
Ознакомиться с заключением АЗРК полностью можно по этой ссылке.
— Примером может послужить Великобритания. Там компания BT Group вынужденно отделила свое подразделение Openreach, которое теперь управляет инфраструктурой, но не оказывает B2C-услуги. Это позволило частным операторам получить равный доступ к сетям, — отметил Емельянов.
Ожидаемые последствия
Прогнозируемые последствия возможного вывода «Казахтелекома» с рынка B2C (подчеркнем, что решение еще не принято) будут позитивными для рынка и абонентов, считает Емельянов. Пользователи увидят рост конкуренции, снижение цен и улучшение качества услуг.
— Сейчас у частных провайдеров нет реальных шансов конкурировать с «Казахтелекомом» из-за его монопольного положения. После вывода B2C-направления: на рынке появятся новые игроки; услуги станут разнообразнее и качественнее. Также абоненты получат реальный выбор между разными операторами. После реформ в Нидерландах цены на интернет упали более чем на 30% за 5 лет, и качество услуг значительно улучшилось, — рассказал президент Казахстанской ассоциации операторов связи.
Проще говоря
— Вывод «Казахтелекома» из рынка B2C – это ключевой шаг к созданию конкурентного рынка фиксированного интернета в Казахстане. С учетом международного опыта, наиболее эффективным решением, на мой взгляд, станет разделение «Казахтелекома» на инфраструктурного оператора и частного розничного провайдера. Это создаст конкурентный рынок, выгодный для всех абонентов Казахстана, — заключил Олег Емельянов.
В тему:
Предложено ограничить «Казахтелеком» в предоставлении услуг домашнего интернета. Узнали подробности