«Научим 30% сотрудников пользоваться ИИ». Как в EFES Kazakhstan развивают цифровые компетенции

Freedom Broker О редакции
Дата публикации: 17.03.2025, 11:00
Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

В прошлом году рассказывали, как в EFES Казахстан происходит диджитал-трансформация. Ключевую роль в этом процессе играют цифровые компетенции – о них поговорили с директором информационных цифровых бизнес-решений Оксаной Тимофеевой.

Узнали, какие навыки востребованы в компании, почему их развитие становится приоритетом, как сотрудники осваивают новые инструменты и с какими вызовами сталкиваются на этом пути — читайте об этом в статье Digital Business.

«Цифровые навыки делают компанию конкурентоспособной»

— Давайте для начала разберемся с понятиями. Что для вас значит «цифровая компетенция»?

— Это умение с помощью конкретных технологий решать рабочие задачи. За последние годы инструменты, которыми нужно владеть, изменились. Если раньше офисному сотруднику достаточно было уметь работать в Excel и PowerPoint, то сейчас этого мало – нужно осваивать новые, более продвинутые сервисы.

— Например?

— Наш первый фокус – внедрить Power BI в дополнение к Excel. Эта программа помогает создавать более развернутые и подробные отчеты, а еще собирать данные из разных источников.

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

Второй приоритет – научить сотрудников пользоваться ИИ. На развитие обоих навыков за 2024 год мы потратили более 1000 часов рабочего времени сотрудников — планируем удержать этот темп и нарастить его.

— Почему выбрали именно эти компетенции?

— Мы проанализировали, с чем люди работают каждый день, и какие у них есть сложности. Например, многие вручную готовят отчеты, хотя это можно автоматизировать. Или некоторые специалисты знают про ИИ, но не понимают, как его использовать в своей работе.

Если помочь сотрудникам делать рутинные вещи быстрее, у них появится больше времени на стратегические задачи и развитие себя как специалиста. В итоге компания становится более конкурентоспособной – это нам и нужно.

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

Сейчас мы проводим большое исследование – просим людей оценить, как они владеют этими цифровыми навыками, и рассказать, чему еще хотят научиться. Возможно, по результатам опроса расширим список компетенций.

«Хотим увеличить количество пользователей Power BI до 15% от общего числа сотрудников»

— Вы сказали, что хотите внедрить Power BI в дополнение к Excel. Что в нем есть такого, чего нет в Excel?

— Excel – это хороший инструмент, но когда данных становится слишком много, решать задачи только с его помощью трудно. Например, чтобы создать отчет, нужно сначала выгрузить данные из разных систем, вручную свести их в таблицы, проверить, чтобы все было в нужном формате. Это занимает много времени.

С Power BI процесс совсем другой. Можно один раз прописать алгоритм, как системе нужно собирать данные, связать источники – и дальше отчет будет формироваться автоматически. Причем можно сделать так, что PowerBI не просто соберет отчет, но и через интеграции с другими сервисами отправит его в нужное время руководителю.

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

— Как устроен процесс настройки Power BI? Кажется, чтобы прописать алгоритм, нужны специальные знания.

— Есть два варианта. Если речь идет о простых отчетах, сотрудник может сам загрузить Excel-файл в Power BI и система быстро и понятно визуализирует данные. Но когда нужны сложные отчеты с данными из разных систем, подключается ИТ-команда в головном офисе – они все настраивают, и после отчеты создаются автоматически.

— Как люди осваивают этот инструмент? Не возникает сопротивления?

— Те, кто привык к Excel, не сразу видят смысл в переходе. Но когда мы показываем, что теперь не нужно каждый месяц тратить дни на один отчет, отношение меняется. Тем более, мы не просто говорим: «Вот новый инструмент, разбирайтесь». Идем в разные департаменты, разбираем отчеты сотрудников, показываем, как можно упростить работу.

— Есть ли у вас конкретные цели по внедрению Power BI?

— В этом году хотим увеличить количество пользователей Power BI до 15% от общего числа сотрудников. Так мы уже сэкономим много времени на рутинных задачах и сможем потратить его на стратегические вопросы.

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

Условно говоря, сейчас 80% времени уходит на создание отчета, а 20% – на анализ и принятие решения. Если сократим время на подготовку, сможем быстрее определять план действий и воплощать его в жизнь.

«Цель на год — чтобы 30% сотрудников регулярно использовали ИИ»

— Какие нейросети вы применяете для работы?

— Пользуемся продуктами Microsoft, поэтому в качестве ИИ-помощника у нас Copilot – он автоматически установлен на все компьютеры. С технической точки зрения, он работает на основе тех же моделей, что и нейросеть от OpenAI – GPT-4 и GPT-4 Turbo. Поэтому нам доступны все возможности, которые есть в ChatGPT.

Кроме этого, Copilot соответствует требованиям безопасности – он работает в закрытой корпоративной среде Microsoft. Это гарантирует, что информация, которую мы даем инструменту, не выйдет в открытый доступ.

— Какие задачи решаете с помощью ИИ?

— Ищем информацию, пишем и переводим тексты, создаем презентации. Это рутина для офисного сотрудника, ею нельзя не заниматься – но можно доверить ИИ и делать это быстрее.

Конечно, ИИ не работает идеально – ему нужно правильно давать запросы, обучать. Поэтому многим сотрудникам сложно пользоваться инструментом регулярно. Они видят, что получилось не то, что хотели, и решают сделать сами – потому что так легче.

Директор информационных цифровых бизнес-решений EFES Казахстан Оксана Тимофеева

Но работа с ИИ – это игра в долгую. Чем больше ты вкладываешься в его обучение, тем более качественный результат он дает. Мы постоянно доносим эту мысль до сотрудников и помогаем им освоить инструмент – создаем онлайн-курсы, проводим мастер-классы по промтингу.

Уже видим результат: сейчас Copilot активно используют около 10% сотрудников, цель на этот год – довести показатель до 30%.