«Вложили 500 млн тенге и половину сожгли на ошибках». Как казахстанец строит отечественный фастфуд

Фото: архив Кайрат Какимжан
Первые свои деньги Кайрат Какимжан вложил в открытие мексиканского фастфуда в Алматы, но через несколько лет вынужден был закрыть бизнес. Второй проект — сеть сэндвичных «6 Inch» — тоже не принес ожидаемого успеха. Но предприниматель не опустил руки. В 2021 году он тихо открыл первую точку «Kiki’s Chicken», и сегодня сеть насчитывает 11 заведений, а ее выручка за прошлый год превысила 1,5 млрд тенге.
Digital Business Finance рассказывает, почему предприниматель отказался от буррито в пользу курицы, как команда «Ирины Кайратовны» помогла бизнесу и почему рынок донерных растет, а бургерные закрываются.
«В США буррито — как у нас донер»
Кайрат Какимжан родился в городе Семей. Там же окончил школу, а затем уехал учиться в США по программе «Болашак». В 2013 году, после получения диплома экономиста, он вернулся в Казахстан. Прежде чем открыть свой первый бизнес, Кайрат успел набраться опыта в таких компаниях, как Ernst & Young, Procter & Gamble и госхолдинг «Самрук-Казына».
Через три года Кайрат уходит из найма с решением открыть кафе мексиканской кухни, к которой пристрастился в Штатах. Выбор на латиноамериканскую гастрономию пал не только из-за любви к буррито и начос, но и потому, что его супруга, живя в США, научилась отменно готовить иностранные блюда.
— Как-то раз мы устроили вечеринку в стиле Mexican Night. От приготовленных женой буррито все были в восторге. Бешбармак и плов она мне никогда не готовила, зато заморские блюда готовит вкусно. А в Америке очень популярен мексиканский фастфуд, в США буррито — как у нас донер. И тогда я подумал: почему бы не открыть кафе с мексиканской кухней? К тому же я был разочарован работой в госсекторе, — рассказывает предприниматель.

Фото: the-village-kz
В первую точку «BurritoGo», которая открылась в конце 2016 года, Кайрат инвестировал небольшую сумму накоплений. Соучредителем стал его бывший коллега из Ernst & Young. В новом заведении готовили буррито, тако и начос.
«Вход в общепит тогда был довольно легким и не требовал больших вложений. Мы с другом инвестировали по 7 миллионов тенге. Ну и, конечно, это романтика — многие мечтают открыть кафе или кофейню», — говорит Кайрат.
Несмотря на то, что в то время мексиканская кухня была в новинку для казахстанцев, бизнес постепенно развивался. В 2018 году предприниматели смогли открыть вторую, более просторную точку на реконструированной улице Панфилова. Если первое заведение занимало всего 50 кв. м и было скорее тестовым, то кафе на Панфилова стало полноценным рестораном в формате fast casual (быстрый, повседневный) в 220 кв. м. Уже в первый месяц его оборот достиг 20 млн тенге.
«Так как бизнесу мы учились на ходу, то и ошибок совершили немало. Но тогда, наверное, мы сделали самый крутой fast-casual ресторан в Казахстане. BurritoGo был креативным проектом с необычным дизайном и подачей, когда гость сам собирал себе блюдо из ингредиентов. Мы мечтали сделать кафе на Панфилова народным брендом», — с улыбкой вспоминает Кайрат.
«Мы все сделали, как в американском фастфуде»
Точка на Панфилова быстро набирала обороты. О фастфуде рассказывали по ТВ и в блогах. Начали поступать первые запросы на покупку франшизы, в том числе из-за рубежа. Однако спустя полтора года BurritoGo закрылось. Продвигать новый необычный продукт для регулярного потребления оказалось тяжело. Для создания привычки у клиентов нужно было время и «толщина» финансовой подушки, которой у предпринимателей не было. Соответственно оборачиваемость бизнеса была низкой. Кроме того, пользовательское поведение казахстанцев отличалось от американского.
«Мы все сделали, как в американском фастфуде, когда клиенты сами накладывали в тортилью мясо, рис и другие ингредиенты. Но наши люди накладывали больше. По стандартам нужно было класть 70 граммов мяса, а клали по 110. В итоге себестоимость блюд выходила гораздо выше запланированного», — вспоминает Кайрат.

Фото: weproject.media
К тому же скоропостижная смерть знаменитого казахстанского фигуриста Дениса Тена (Денис Тен погиб в результате нападения в 2018 году), который начинал входить в бизнес как соучредитель, сильно повлияла на партнеров.
«Денис Тен был близким другом детства моего партнера Санжара Тлегена. Денис планировал закончить спортивную карьеру через год и постепенно начинал заходить в наш бизнес. Трагедия выбила нас из всех бизнес-процессов на полгода», — говорит Кайрат.
На первом бизнесе Кайрат и Санжар потеряли около 110–120 млн тенге, основную часть суммы взяли в кредит через фонд развития предпринимательства «ДАМУ». Партнеры лишились залоговой недвижимости.
«Было много сложных моментов. Долго ждали кредит в фонде „ДАМУ“. Копились долги за аренду помещения. А для бизнеса, которому нужна быстрая оборачиваемость, это было критично», — говорит Кайрат.
«Я понял, что нужно выбрать один проект и сфокусироваться только на нем»
После закрытия BurritoGo в 2020 году Кайрат вместе с популярным тогда блогером Биржаном Ашимом стал соучредителем казахстанского аналога ресторанов быстрого обслуживания Subway — «6 inch». На пике в казахстанской сети работали восемь точек (три в Астане, пять в Алматы).
«Я зашел с минимальным капиталом. В основном занимался маркетингом, инвестициями и развитием. Благодаря ажиотажу, который создал Биржан Ашим, на первой точке очереди не заканчивались почти 2 месяца. Мы начали получать сотни запросов на франшизу, но не спешили. Дали пробную франшизу своему маркетологу на город Караганду. Но спустя время поняли, что в регионах не готовы дорого платить за относительно новый продукт», — продолжает Кайрат.

Фото: архив Кайрата Какимжана
Как и в BurritoGo, у продукта стала расти себестоимость. А значит, и цены для клиентов.
«К тому же из проекта вышел мой партнер Шумахо, с которым мы уже начали готовить новый проект Kiki’s Chicken. Тогда я понял, что нужно выбрать один проект и сфокусироваться только на нем. Выбор пал на более распространенный продукт — жареную курицу», — говорит Кайрат.
«Мы наблюдали, анализировали и пытались понять операционку»
В 2021 году Кайрат арендовал в Алматы помещение и открыл первую точку сети куриных фастфудов «Kiki’s Chicken», бренд-амбассадорами и соучредителями которой стала казахстанская группа Ирина Кайратовна.
«Деньги на открытие я взял у старшего товарища. Мы договорились: если все пойдет хорошо, то у него будет доля в проекте, а если нет, то я буду должен. Первая точка на улице Сейфуллина работала в тестовом режиме, абсолютно без рекламы. Мы наблюдали, анализировали и пытались понять операционку. Через несколько месяцев запустили еще две точки и провели официальное открытие, которое „запушили“ ребята из Ирины Кайратовны. Мы сделали продакт плейсмент в нашумевшом клипе Ирины Кайратовны „MVP“. Так запустился мой третий бизнес — Kiki’s Chicken», — рассказывает предприниматель.
В первые три точки вложили 110 млн тенге. Хотя куриный фастфуд начал быстро развиваться, Кайрат не спешил с масшабированием.

Фото: Яндекс
«К нам поступало больше запросов по франшизе, чем в „6 Inch“. Но для начала нам нужно было разобраться в операционных процессах: понять, кто наша аудитория, какие локации и площади нам подходят, какое меню и оборудование нужны, что за продукт мы вообще создаем. Я боялся, что мы продадим „сырую“ франшизу и прогорим. Для меня было важным моя репутация и репутация моих партнеров, включая Ирину Кайратовну», — говорит Кайрат.
Какие бизнес-показатели у фастфуда сегодня
За четыре года из небольшого кафе компания «Kiki’s Chicken» развилась до сети из 11 заведений. В Алматы две точки расположены в ТРЦ, две — с посадочными местами и еще шесть работают в формате киосков. В Астане единственное заведение находится в ТРЦ MEGA SILK WAY. Все помещения в аренде. Из 11 точек — четыре партнерские, но управление в них ведет команда Kiki’s Chicken.
В команде работают 70 человек: 50 сотрудников линейного персонала, 10 человек в цеху и 10 в бэк-офисе. За прошлый год выручка компании составила 1,5 млрд тенге, рентабельность бизнеса — 15%. Средний чек — 4,5 тыс. тенге.
«У нас хорошие обороты, адекватная себестоимость продукта, а также большая доля доставки через агрегаторы. Примечательно, что средний чек на доставке выше, что хорошо, но при этом мы вынуждены платить около 30% комиссии агрегаторам», — говорит Кайрат.
Учредителями сети являются Кайрат и двое его друзей. Участники группы «Ирина Кайратовна» вышли из проекта.
Что происходит на рынке общепита?
По словам Кайрата Какимжана, 80% бургерных, открывшихся в 2018–2019 годах, закрылись, потому что платежеспособность населения в последние годы снижается.

Фото: Яндекс
«Если вы обращаете внимание, то сейчас открывается много донерных, а те, кто начал с бургеров, переходят на курицу. Почему? Потому что себестоимость мясных бургеров растет высокими темпами. Как экономист, я вывел для себя такой фаст-фудный индикатор: если в стране много новых донерных и куриных брендов, значит, экономическая ситуация ухудшается. Потому что себестоимость и конечная цена донерных и куриных концептов ощутимо дешевле бургерных», — делится наблюдениями Кайрат.
Сегодня у крупных бургерных сетей себестоимость продукта составляет 50–55%, тогда как у куриных сетей — 25–30%.
«Я откладывал начало продаж франшизы, потому что видел, насколько тяжело вести бизнес даже нам»
«К сожалению, из-за того, что у нас франшизный рынок еще не развит, многие люди покупают франшизу только из-за громкого маркетинга. В 2021 году и после я прекрасно понимал, что мы еще не разобрались в бизнесе и не понимаем его. И откладывал начало продаж, потому что видел, насколько тяжело даже нам. Было важно убедиться, что продукт действительно нужен рынку, что все операционные процессы четко прописаны», — рассказывает Кайрат.
За пять лет основатели Kiki’s Chicken потеряли на ошибках половину вложений.
«Мы вложили более 500 млн тенге, из них половину сожгли на ошибках. Но я уже девять лет в бизнесе. За это время я набрался опыта, в том числе негативного, и понимаю, как выстраивать организационную структуру в управлении фастфуд-компанией, как именно нужно развиваться, в каких локациях открываться, какое оборудование закупать, в какие каналы запускать маркетинг. Считаю, что теперь мы готовы к продаже франшизы. Хотим довести количество собственных точек до 20–25, а остальные заведения пойдут под франшизу», — делится планами Кайрат.

Фото: архив Кайрата Какимжана
«Одно плохо прожаренное крыло может повлиять на репутацию всей сети»
«Мы будем проводить жесткий отбор франчайзи-партнеров. Идеальный портрет — это люди, работающие в найме, которые, условно, накопили 30–40 млн тенге и хотят заниматься предпринимательством. Будем их обучать, а после помогать с запуском, затем сопровождать, проводить аудиты и совместно отрабатывать ошибки. Одно плохо прожаренное крыло может повлиять на репутацию всей сети», — отмечает предприниматель.
Франчайзи, которые зарабатывают деньги на других проектах и для которых франшиза будет временной игрушкой, говорит предприниматель, ему не подходят.
«Со временем у них переключится фокус, потеряется качество продукта. Сейчас мы готовим платформу, куда будем загружать видеоролики и другой контент. Но основная подготовка — обучение на наших точках как минимум 2–3 недели, чтобы франчайзи поняли всю „внутрянку“. Потом они откроют свои точки, и дальше будем работать вместе», — резюмирует Кайрат Какимжан.
В тему
«Хватит работать на кого-то»: ребята открыли в Алматы «секретное» кафе и попали в мировой рейтинг