Казахстанец создал новостной агрегатор, который кратно увеличивает число посетителей. Вот как он работает

Алексей Тян
Алексей Тян родом из Караганды. Более 12 лет он занимается SEO-оптимизацией сайтов. В 2021 году вместе с партнером создал SMI24.kz – новостной агрегатор, который помогает интернет-порталам набирать трафик за счет изданий-партнеров и в 2 раза увеличивает число посетителей. В 2023-м SMI24.kz набрал 128 млн просмотров за год.
Узнали у Алексея, как появилась идея SMI24.kz и сколько времени ушло на создание тестовой версии. Также SEO-специалист рассказал, каким образом им удается кратно увеличивать число посетителей и за счет чего проект вышел на самоокупаемость.
«Идея создать агрегатор пришла к нам в одной из алматинских донерок»
– За несколько лет до появления SMI24.kz вместе с партнером Сергеем Демидовым открыли веб-студию Orange Media. Она существует до сих пор и оказывает широкий спектр услуг: от создания и продвижения мобильных и веб-приложений до производства наружной рекламы и проведения ивентов. Однако в 2021 году мы занимались лишь разработкой сайтов и их SEO-оптимизацией.
Идея SMI24.kz пришла к нам во время обеда. Вместе с партнером сидели в одной из алматинских донерок и думали, как увеличить количество трафика и уникальных пользователей, ведь это главный запрос всех клиентов.
В 2021 году большинство казахстанских новостных порталов сотрудничали с украинским новостным агрегатором Lentainform. Однако мы поняли, что можем создать не просто агрегатор, а также систему обмена трафика между новостными и нишевыми изданиями. Еще один плюс – это будет отечественный продукт. Идея заключалась в том, что на сайте в конце любой статьи будет блок и нескольких новостей партнеров. При переходе на одну из них человек попадает на страницу другого медиа, и тем самым становится его уникальным посетителем.

Буквально за 2 дня «на коленке» создали первую версию подобного новостного блока и начали ее тестировать. Как работает система? Она устроена так, что за каждого привлеченного посетителя мы отдаем партнерам двух, то есть кратно увеличиваем посещаемость их сайтов. Это возможно благодаря нашей уникальной и запатентованной математической формуле: весь входящий трафик мы равномерно распределяем между всеми партнерами. Если вдруг не хватает реальных посетителей, мы самостоятельно докупаем клики. Правда, такие случаи происходили лишь на старте, когда система только запускалась.
«Пришлось выступать в суде вместе с партнером»
– После того, как отработали работу формулы отдачи трафика, запустили собственный сайт. Примерно в это же время Lentainform ушли с казахстанского рынка, и на данный момент у нас нет конкурентов в Казахстане.
Вначале нашими партнерами стали уже существующие клиенты – различные медиа-издания: Tengrinews.kz, Forbes.kz и Informburo.kz. Однако новых тоже искать не приходилось – работало сарафанное радио. Сейчас с нами сотрудничает более 90 изданий страны различной направленности, а в день на сайте СМИ24.kz выходит более 1 100 материалов. При этом новостные блоки подбираются под интересы конкретного пользователя. Также мы можем индивидуально настроить подборку на сайте партнера. Например, исключить из нее статьи о политике или тексты прямых конкурентов.

Статистика SMI24.kz за 2023 год
Новости о самых ярких событиях выходят практически во всех изданиях страны. Наша система анализирует их и формирует подборки с материалами на разные темы. Однако повторы все равно случаются. Чтобы избежать их, начали в тестовом формате использовать искусственный интеллект. Хотим, чтобы ИИ читал похожие новости и сортировал их в единые сюжеты – это позволит избежать дублирования.
Дублирование новостей – не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться. Согласно нашему публичному договору, портал не несет ответственности за то, какие новости попадают в подборку. Однако жалобы все равно периодически поступают. Однажды нам даже пришлось выступать ответчиками в суде вместе с одним из партнеров по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации. Также иногда нам предъявляют претензии, потому что партнеры использовали чужие фото и видео, нарушая авторские права.
Каждый месяц на наш сайт совершают DDos-атаки (хакерская атака, при которой большое количество запросов перегружает сервер или сеть и делает их недоступными – прим. Digital Business). А когда в стране случаются резонансные события, такие как суд над Куандыком Бишимбаевым, происходит резкий наплыв посетителей. Например, в прошлом году мы получили 1 млрд показов блока в месяц, что в моменте нас поставило рядом с TikTok, Instagram и YouTube. Сервера иногда не выдерживают таких нагрузок.

Статистика SMI24.kz за 2024 год
Однако главная проблема – поиск талантливых специалистов. Сейчас в команде 8 человек: проджект-менеджер, два дизайнера, верстальщик, программист и менеджер по работе с клиентами и партнерами, а также я и мой кофаундер. Все работаем на удаленке и находимся в разных странах. У нас нет еженедельных планерок: все важные решения принимаем вдвоем с Сергеем за чашкой кофе. Это позволяет быстро внедрять изменения, однако мы понимаем, что в случае расширения придется менять данный подход.
«Инвесторам из ОАЭ мы отказали»
– Инвестиций не привлекали – на начальном этапе вложили 2 млн тенге личных средств. Большая часть денег ушла на покупку серверов (сейчас у нас их 3). Зарплата сотрудникам на тот момент выплачивалась из бюджета веб-студии. А как только SMI24.kz вышел в публичный доступ, то проект почти сразу окупился.
Партнеры нам не платят, зарабатываем исключительно с контекстной рекламы. Ее на сайте агрегатора много, порой на это жалуются пользователи. Пока что не придумали, как уменьшить ее количество и при этом не потерять в прибыли.

Главная цель на этот год – увеличение числа партнеров в Казахстане. Мы также думали над масштабированием в Узбекистан, однако пока оставили эту идею. В стране низкая скорость интернета, а большинство людей читают новости в телеграм-каналах. Эти факторы обесценивают наш проект там.
Также встречались с инвесторами из ОАЭ, которые хотели внедрить нашу систему в своей стране. Однако отказали им: в Эмиратах слишком большую долю рынка занимает новостной канал «Al Jazeera». Чтобы выходить в другие страны, важно учитывать менталитет населения и культуру потребления контента. Если медиарынок не диверсифицирован, нам не выгодно там развивать свой проект.