«Сотни человек объединились в дата-комьюнити». Как Halyk внедряет культуру работы с данными

Рустем Муратбеков, Даурен Тлешпаев, Андрей Заварзин
С 2020 года Halyk начал по-новому работать с данными. Банк делает это в том числе для того, чтобы сотрудники разных департаментов анализировали информацию без привлечения ИТ-специалистов и могли быстро принимать бизнес-решения. Задача оказалось сложной: у большинства работников была сформирована консервативная привычка обращаться за аналитикой в ИТ-подразделения.
Digital Business рассказывает о совместном кейсе Halyk и Datanomix.pro. Узнали, как банк смог выстроить эффективную систему обучения и вовлечения и сформировал сообщество, заинтересованное в Self-Service BI.
Зачем банку новые подходы к аналитике
Проект по трансформации работы с данными начался в 2020 году. Halyk запустил этот процесс для прозрачности данных, сделав их доступными для уполномоченных сотрудников. Для этого в компании используют современные SaaS-решения – они позволяют сотрудникам бизнес-департаментов банка самостоятельно исследовать и визуализировать данные в реальном времени, не дожидаясь помощи ИТ-специалистов. Это особенно важно в условиях, когда бизнесу необходимо быстро принимать решения на основе актуальной информации.

Chief Data Officer Halyk Рустем Муратбеков, директор департамента технологичных платформ данных Halyk Даурен Тлешпаев, главный управляющий директор по экосистеме и ИТ Halyk Андрей Заварзин
Трансформацию решили проводить в несколько шагов. Банк не сразу начал внедрять BI-инструменты. На первом этапе создали новое централизованное хранилище данных – источник информации для бизнес-пользователей.
«Построение централизованного хранилища данных заняло около двух лет. Нужно было не просто собрать данные, а правильно выстроить их потоки, обеспечить качество, наладить управление. И это непрерывный процесс – постоянно появляются новые системы, растут потребности в данных, хранилище обогащается свежей информацией», — рассказал Chief Data Officer Halyk Рустем Муратбеков.

Chief Data Officer Halyk Рустем Муратбеков
Qlik начали внедрять в 2021 году после тщательного сравнения нескольких инструментов, и банк успешно пользуется им уже около 3,5 лет.
«Это естественная эволюция технологий и бизнес-процессов. Раньше вся аналитика шла через Excel, ИТ-подразделения загружали данные, писали макросы на Visual Basic. Если оставить аналитику полностью на ИТ-департаменте, он станет «бутылочным горлышком». Представьте: бизнес-пользователь находит несоответствия или понимает, что упустил что-то важное. Ему приходится заново формулировать задачу, объяснять потребности, отправлять ТЗ. Все участники процесса становятся заложниками постоянных очередей из запросов», — пояснил Рустем Муратбеков.
Главный управляющий директор по экосистеме и ИТ Halyk Андрей Заварзин прокомментировал кейс по просьбе Digital Business и объяснил стратегическую важность нововведений:
«Постоянная цифровая трансформация – компаний и нас самих – наша новая реальность. Работа с данными – это базовый уровень, за которым идут более продвинутые. Например, построение алгоритмических бизнесов. Поэтому формирование data-community важно как для самих сотрудников, так и для экосистемы Halyk».

Главный управляющий директор по экосистеме и ИТ Halyk Андрей Заварзин
Это соотносится с позицией поставщика BI-решений – Datanomix.pro. По словам сооснователя компании Александра Полоротова, данные сами по себе не имеют никакой ценности.
«Если мы не извлекаем из них конкретную выгоду, все разговоры о “цифровой, AI трансформации” остаются на уровне модного слогана. Важно не просто стать “AI/data-driven”, а связать инвестиции в данные и AI с финансовыми, бизнес-результатами. Это требует активного вовлечения бизнес-пользователей», — объясняет Александр Полоротов.

Сооснователь Datanomix.pro Александр Полоротов
Преодоление сопротивления: как обучали сотрудников
Одна из главных сложностей внедрения Self-Service BI – вовлечение сотрудников. Ранее бизнес-пользователи передавали задачи в ИТ-департамент, но теперь им пришлось осваивать новые навыки и создавать отчеты самостоятельно.
Банк действовал итерационно и сначала подготовил лидеров процесса – в ключевых подразделениях розничного, корпоративного бизнеса, МСБ и отделов. Сотрудники, ответственные за отчетность, стали внутренними амбассадорами.

Даурен Тлешпаев и Рустем Муратбеков
«Банк непрерывно инвестирует в развитие сотрудников. Проводим занятия так, чтобы минимально влиять на операционную деятельность. После обучения сотрудникам значительно легче работать с инструментами BI-аналитики. Некоторые подразделения полностью самостоятельны в работе с данными и не обращаются к ИТ за отчетами», — рассказал Рустем Муратбеков.
В обучении используют soft power – подход, направленный на вовлечение сотрудников через мотивацию и интерес, а не жесткие требования.
«Стараемся не подавать идею как единственно верную, а делать ее привлекательной. Принуждение вызывает больше отторжения и негативных ассоциаций. В этом случае нужно было донести до сотрудников, какие выгоды и удобства дает подход Self-Service BI», — добавил Рустем Муратбеков.

Зачем проводить марафон данных?
Банк применял разные инструменты, чтобы вовлекать сотрудников в работу с данными. Одним из них стал месячный марафон данных, проведенный осенью 2024 года совместно с Datanomix.pro. Вот, что в него входило:
- Аналитики и руководители участвовали в воркшопах от экспертов в сфере BI-аналитики и управления данными — Александра Полоротова, Романа Бунина.
- Все получили доступ к лендингам с интересными кейсами из опыта коллег.
- В специальном чате в Telegram опубликовали десятки полезных постов про данные. Участники брали оттуда информацию и выполняли практические задания.
- Сотрудники получили персональные отчеты по развитию навыков работы с данными и сравнили себя с 1000 респондентов по Казахстану.

Воркшоп в рамках марафона данных
Воркшопы были направлены на две группы сотрудников: руководителей и аналитиков.
1. Руководители узнали все о преимуществах подхода Self Service BI. Брейнштормили, какие препятствия бывают на пути к нему, и как вообще можно монетизировать данные.
Digital Business узнал у сооснователя Datanomix.pro Александра Полоротова подробности:
«Такой формат позволяет людям увидеть, что BI и AI — это не абстрактные технологии, а инструменты для ускорения принятия решений и реального роста бизнеса. Приглашаем экспертов мирового уровня и выстраиваем программы так, чтобы каждая сессия давала конкретный результат: от выявления препятствий до готовых планов внедрения.
Так, в Halyk организовали оффлайн-воркшоп Романа Бунина (Head of Data в Nebius Group), где он показал, как по методике Dashboard Canvas собирать требования для дашбордов. Аналитики из бизнес-подразделений банка разделились на группы и во время воркшопа попробовали спроектировать макеты дашбордов для решения своих реальных бизнес-задач».

Воркшоп в рамках марафона данных
2. Аналитикам и специалистам по данным организовали практические занятия: как готовить требования, визуализировать и анализировать данные. Разбирали реальные кейсы.
«При этом мы не ограничивались обучением кнопкам в BI-системе. Показывали реальные кейсы, где аналитика ускоряет принятие решений, влияет на доходы и дает конкурентное преимущество. Сотрудники увидели, что Qlik — это не абстрактная идея, а офис управления данными, союзник и проводник», — комментирует Александр Полоротов.

Всего провели по 4–5 мероприятий для каждой группы. Посещаемость помог обеспечить гибридный формат: часть сотрудников участвовала офлайн, остальные подключались онлайн.
Чтобы сотрудники активнее участвовали в марафоне данных, предусмотрели систему поощрений. За выполнение заданий, посещение воркшопов и общение в чате участники получали сертификаты, а наиболее вовлеченные награждались грантами на обучение Qlik Sense в Datanomix Academy.
«Рассчитывали, что в марафоне примет участие около 10% сотрудников, но реальность превзошла наши ожидания. Количество просмотров, участие в воркшопах и брейнштормах, оценка информационной грамотности – все это иллюстрирует достаточно хороший уровень вовлеченности. По нашим подсчетам он составил 30–40%», — рассказал директор департамента технологичных платформ данных Halyk Даурен Тлешпаев.

Директор департамента технологичных платформ данных Halyk Даурен Тлешпаев
В конце марафона большинство участников прошли тест Data Literacy и оценили уровень своих навыков по работе с данными по 6 составляющим:
1. Основы данных. Знание форматов и типов данных, понимание структуры и баз данных.
2. Статистика. Статистические знания и техники анализа данных.
3. Навыки использования SQL.
4. Интерпретация. Умение делать правильные выводы из данных.
5. Коммуникация. Использование верных методов презентации данных.
6. Инструменты аналитики: Qlik Sense.

Фрагмент отчета Data Literacy Report. Обезличенные данные
Руководство получило итоги отдельно по каждому подразделению, общую картину по компании и возможность сравнить ее с другими игроками в Казахстане.

Фрагмент отчета Data Literacy Report. Обезличенные данные
По итогам марафона был организован бизнес-завтрак с главным управляющим директором по экосистеме и ИТ Halyk Андреем Заварзиным, командой CDO и будущими дата-лидерами, которые приняли активное участие в марафоне и показали наиболее высокие результаты в тесте информационной грамотности.

Бизнес-завтрак с активными участниками марафона данных
Читайте также: Работа по профессии приносит больше денег – исследование
«Исследование Data Literacy показало, что банк сейчас на зрелом уровне работы с данными. Значит, стратегия работает», — отметил Даурен Тлешпаев.
Результаты: больше вовлеченности и эффективности
«Марафон данных не только повысил интерес сотрудников к BI-инструментам, но и показал конкретные результаты. Наши сотрудники стали активнее учиться работе с данными: вдвое больше заявок на курсы по BI и SQL. В компании появилось большое сообщество по работе с данными – сотни человек. Проверили, как тысяча наших сотрудников умеет работать с информацией. Это те люди, которые могут использовать анализ данных в своей ежедневной работе», — поделился Даурен Тлешпаев.

Руководство Halyk пришло к выводу, что использование BI-инструментов напрямую влияет на эффективность бизнес-процессов. Многие подразделения уже полностью перешли на data-driven подход. Благодаря этому решения принимаются быстрее, а доходы банка растут.
Дата-офис Halyk постепенно передает задачи по отчетности бизнес-подразделениям, сосредотачиваясь на технологической части: оптимизации хранилищ, подключении новых источников данных и поддержании их качества. В то же время продолжается обучение сотрудников, чтобы сделать работу с данными еще более доступной.
«В Datanomix.pro мы помогаем компаниям создавать “дата-сообщества”, оцениваем навыки персонала, чтобы люди понимали, как работа с данными влияет на их ежедневную работу. При этом обращаем особое внимание на совокупную стоимость владения (TCO). Часто именно Qlik оказывается выгоднее, чем тот же Power BI, Tableau, если учесть все скрытые затраты на ИТ-поддержку и обучение.
В итоге бизнес быстрее окупает вложения в аналитику и видит реальный рост прибыли, сокращение затрат, а не просто красивую приписку data-driven в своих отчетах. Собираем такие кейсы и наработанный опыт в телеграм-канале», — прокомментировал Александр Полоротов.