Казахстанец запустил мобильную игру и за прошлый год заработал $18 млн. История Grand Mobile

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 17.02.2025, 08:52
Основатель Grand Mobile Роман Линейцев

Роман Линейцев, фото: Павел Ястребов

Роману Линейцеву 26 лет. Он родился в Усть-Каменогорске, учился на финансиста в Абу-Даби, но в итоге выбрал геймдев. Еще со школьных лет увлекался играми, а позже хобби переросло в бизнес. В 2022-м году он запустил Grand Mobile — мобильный симулятор реальной жизни, где пользователи могут строить карьеру, зарабатывать деньги, покупать недвижимость и автомобили, общаться в голосовых и текстовых чатах, объединяться в сообщества и даже создавать семьи. Игра быстро набрала популярность в Казахстане, Узбекистане, Украине, Беларуси и России. Сейчас у приложения в среднем 3,5 млн активных пользователей в месяц.

Digital Business поговорил с Романом о том, что делает Grand Mobile уникальной, сколько денег потребовалось на ее создание и почему проект, заработавший $18 млн за 2024-й год, все еще остается «песчинкой» в индустрии гейминга. Также обсудили планы по покорению западных рынков и почему Grand Mobile — это не просто игра, а способ познакомить мир с казахстанской культурой.

«На первых порах вложил в игру более 100 млн тенге»

— Откуда у вас интерес к играм и почему вы решили заняться геймдевом?

— Всегда увлекался играми, особенно GTA: San Andreas. Позже поступил в филиал Университета Сорбонны в Абу-Даби на факультет экономики и финансов. После учебы решил попробовать себя в геймдеве. Занял денег у родственников и купил успешно работающий сервер Grand RolePlay — один из крупнейших ролевых проектов на базе GTA V.

Grand RolePlay — частный онлайн-сервер, где игроки могли не просто выполнять миссии, а вживаться в роли и строить свою виртуальную жизнь внутри GTA. Они устраивались на работу, покупали машины и недвижимость, вступали в банды, открывали бизнесы и взаимодействовали друг с другом по определенным ролевым правилам. Если обычная GTA Online — стандартный город, куда заходят все игроки, то Grand RolePlay — частный клуб в этом городе: с собственными правилами, закрытым входом, новыми возможностями и кастомным контентом.

Роман Линейцев Grand Mobile

Фото: Павел Ястребов

Сервер уже имел свою аудиторию. Но, чтобы проект развивался, нужна была постоянная поддержка и доработка контента. Поэтому сформировали команду администраторов, разработчиков и комьюнити-менеджеров.

Количество пользователей онлайн достигало 5000 человек в день, а монетизация через внутриигровые покупки — продажу игровых валют, премиум-аккаунтов и эксклюзивного контента — обеспечивала стабильный доход.

— Почему вы решили уйти от GTA и создать собственную игру?

— Понимали, что сервер GTA — ограниченная платформа: ты зависишь от чужой игры, ее правил и обновлений. Тогда осознал, что можно адаптировать эту концепцию под полностью независимый мобильный продукт, который не будет привязан к франшизе GTA. Вложил в разработку деньги, заработанные на Grand RolePlay (более 100 млн тенге), и запустил приложение Grand Mobile в декабре 2022 года вместе с той же командой, с которой работал над сервером. Тут стоит добавить, что сам я не разработчик, хотя участвовал в процессе создания игры как геймдизайнер.

«Сразу после запуска активно использовали инфлюенс-маркетинг, на который выделили рекордные бюджеты»

— В чем особенность игры?

— Grand Mobile — это симулятор реальной жизни, где игроки могут создавать своих персонажей, устраиваться на работу, зарабатывать деньги, покупать машины и недвижимость, вступать в сообщества, участвовать в соревнованиях и даже строить отношения. Действие происходит в вымышленном городе, который объединяет черты крупных мегаполисов СНГ и Восточной Европы.

Роман Линейцев Grand Mobile

Фото: из личного архива Романа Линейцева

В игре можно выбрать карьерный путь: стать полицейским и патрулировать улицы, врачом и спасать жизни, бизнесменом и открыть собственное кафе, таксистом и возить пассажиров.

Игроки могут общаться в голосовых и текстовых чатах, объединяться в банды, клубы или корпорации, покупать дома, тюнинговать автомобили и участвовать в гонках. А еще можно ходить в бары, казино, на вечеринки, организовывать свадьбы и даже устраивать уличные драки.

Это виртуальный город, где можно жить так, как хочется, взаимодействовать с тысячами реальных людей и строить свою историю — но без ограничений реального мира. Например, в жизни сложно резко сменить карьеру или попробовать себя в разных профессиях. В игре же можно в любой момент стать полицейским, врачом, бизнесменом, таксистом или даже бандитом — и посмотреть, какая жизнь интереснее.

При этом следим, чтобы не было кибербуллинга и агрессии: работают 2000 модераторов.

— Насколько знаю, у Grand Mobile 3,5 млн уникальных пользователей в месяц. Как вы привлекли аудиторию?

— В первый год после запуска активно использовали инфлюенс-маркетинг и вложили в него рекордные бюджеты. У нас не было достаточного опыта в продвижении мобильных игр, поэтому основной акцент был на блогерах и коллаборациях. Это работало до определенного момента, но затем стало менее рентабельным, и мы начали искать более эффективные способы продвижения.

Сначала инфлюенс-маркетинг приносил хороший результат, но к концу 2023-го года его доля в бюджете сократилась до 20%. Ключевым моментом стал приход сильного специалиста, который сейчас занимает позицию CMO. С его помощью мы перешли к перформанс-маркетингу с понятными метриками и прогнозируемым результатом.

«Никогда не ставили четких финансовых KPI»

— Как проект зарабатывает?

— Основной источник дохода — внутриигровые покупки. Пользователи могут приобретать визуальные улучшения (скины, одежду, аксессуары), транспорт (редкие и уникальные автомобили), возможность ускоренного прогресса.

Платные элементы дают преимущество в скорости получения контента, но не делают геймплей закрытым для тех, кто не хочет тратить деньги. К слову, более 80% игроков играют полностью бесплатно и не донатят в игру.

Grand Mobile

Фото: из личного архива Романа Линейцева

Кроме того, недавно начали продавать интеграции для крупных брендов. Например, в игре есть банковское приложение, которым игроки регулярно пользуются. Представьте, что оно брендировано под реальный банк. Это органичная интеграция, которая не выглядит как прямая реклама.

Компании платят за такую рекламу по CPM-модели (за показы), но мы продаем не просто показы, а глубокую вовлеченность пользователей в коммуникацию с брендом.

— Grand Mobile уже приносит прибыль?

— Компания генерирует прибыль. Сейчас маржинальность составляет 60–70%. Хотя мы долгое время не зарабатывали на Grand Mobile, а, наоборот, продолжали в инвестировать в проект. На старте полностью финансировали игру за счет первого нашего продукта — Grand RolePlay.

У Grand Mobile никогда не было больших бюджетов. Например, в первый месяц после запуска вложения составили около 15 млн тенге (примерно $30 тыс.). Из них примерно половина ушла на рекламу, остальное — на зарплаты и другие операционные расходы.

— Как вам удалось выйти в плюс?

— С самого начала наша стратегия заключалась в том, чтобы расти постепенно и максимально эффективно расходовать бюджет. Особенность мобильных игр в том, что после выпуска затраты растут медленнее, чем доходы. Мы не тратим больше на производство новых единиц контента, а привлечение игроков становится дешевле благодаря эффекту масштаба. Например, если проект зарабатывает $1 млн, то $600–700 тысяч остаются чистыми.

Роман Линейцев Grand Mobile

Фото: Павел Ястребов

Звучит неожиданно, но четких финансовых KPI у нас никогда не было. Фокусировались на развитии продукта и продвижении, понимая, что рост качества автоматически приведет к росту выручки. И все получилось. Выручка за 2024 год — около $18 млн. Операционная прибыль — более $10 млн.

«Хотим, чтобы за границей Казахстан ассоциировали не с “Боратом”, а с Grand Mobile»

— В СНГ вы уже значимый игрок, а как ощущаете себя на глобальном рынке?

— На рынке СНГ по некоторым метрикам мы превосходим даже известные международные проекты. Однако глобально наш регион приносит всего 3–5% выручки для крупных мировых компаний. Сейчас мы все еще ощущаем себя маленькой компанией — песчинкой на глобальном рынке геймдева.

В этом году будем активно выходить на зарубежные рынки. В ближайшие месяцы планируем поэтапно запускать игру в разных регионах — сначала в Европе, затем в Турции и Индии, а после — в Южной Америке. Для этого ищем стратегических партнеров — финансовые и инвестиционные институты с широким нетворком и опытом в геймдеве, которые упростят и ускорят масштабирование. Дело даже не в деньгах. Нам нужны экспертиза и связи. Уже ведем переговоры и скоро ожидаем их завершения.

— Что, помимо поиска партнеров, предпринимаете, чтобы получилось завоевать рынок?

— Во-первых, тестируем гипотезы. В конце 2024-го года запустили два европейских сервера с поддержкой английского языка. Не инвестировали крупные бюджеты в трафик или рекламу. Это был тестовый запуск с небольшими объемами трафика.
Результаты приятно удивили: в Польше и Румынии наш продукт быстро занял топовые позиции в категории бесплатных игр в Google Play. Мы предположили, что игра окажется интуитивно понятной и близкой для игроков из Восточной Европы — и это подтвердилось.

Роман Линейцев Grand Mobile

Фото: из личного архива Романа Линейцева

Во-вторых, идет активная работа над новой версией игры. Мы обновляем визуал, механику, графику, анимацию и оптимизацию, чтобы создать продукт, который будет соответствовать уровню крупных международных проектов. Нам важно не просто адаптировать игру для других рынков, но и сделать ее значительно лучше по всем параметрам.

— Насколько сильно изменится игра для выхода на другие рынки?

— Изначально сеттинг (мир, в котором происходят игровые события) был ориентирован на аудиторию СНГ: например, можно проехать мимо зданий в стиле сталинской архитектуры. Внутри команды до сих пор идут дискуссии по этому поводу — сохранять или нет наши локальные особенности. На западном рынке, условно говоря, привычнее видеть пейзажи с пальмами, как в GTA.

Также нам важно сохранить свою идентичность как казахстанского продукта. Планируем интегрировать наш культурный код в игру, например, познакомить игроков с Наурызом. Мы хотим, чтобы за границей Казахстан ассоциировали не с «Боратом», а с Grand Mobile.

Наша игра доказывает, что Казахстан способен не только экспортировать сырье, но и создавать инновационные цифровые продукты, успешно выходящие на мировой рынок. Мы хотим, чтобы ИТ-индустрия ассоциировалась с собственными глобальными проектами. Наш успех — это не просто цифры, а сигнал молодым разработчикам: у нас есть все, чтобы создавать хорошие игры.