Совладелец «Меломана» рассказал, как компания едва не сделала фатальную ошибку

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 15.02.2025, 09:00

Контент сильно изменился — и по форме, и по содержанию. За 37 лет «Меломан» пережил невероятный поток трансформаций рынка — кассеты, компакт-диски, DVD и кинотеатры, потом расцвет телевизионного контента и следом интернета, где можно найти все, что угодно. Сооснователь «Меломана» Александр Дериглазов рассказал digitalbusiness.kz, как компания справилась с этими вызовами.

— В этом пути большую роль сыграл Игорь (брат Александра, сооснователь — ред.). Когда он окончил школу в ВКО — уехал в Россию и поступил в Московский институт электронной техники. Оброс там огромным количеством знакомств и полезных контактов, что и помогло в итоге с контентом на начальном этапе. Казахстан тогда значительно отставал в этом смысле, в Москве все появлялось значительно быстрее, конечно. Игорь стал проводником и с места событий мог наблюдать за новыми веяниями и трендами. Это стало нашим конкурентным преимуществом.

Переход от DVD вообще стал для нас значимой историей. Мы только-только купили завод в Швеции по производству дисков, поставили процессы, вышли на какие-то объемы. Я, воодушевленный, говорю брату: «Надо брать второй завод!». А он отвечает, что эта тема уже заканчивается. Я весь на эмоциях, заряженный — у нас как раз был удачный период.

Мы вложили много нервов и денег в заключение контрактов с голливудскими компаниями, где была жесточайшая конкуренция. И в один миг случилось так, что все голливудские мейджоры были в наших руках — это редкая ситуация. В мире такое редко практикуют: как правило, предпочитают, чтобы в стране был отдельный представитель по каждой компании, который фильмами конкурента не занимается. Но мы умудрились подписать контракты со всеми лидерами. Жизнь удалась, мы счастливы, партнеры довольны нами. И на волне вот этого успеха я и залетел к Игорю с идеей про второй завод.

А брат более критичен и прагматичен в бизнесе. И он мне безрадостным голосом говорит: «Знаешь, похоже, теперь эти DVD никому будут не нужны». А мы подписали контракты, запустили завод в Алматинской области, открыли 70 магазинов, закупили дорогущее программное обеспечение. И он меня этой новостью про закат DVD шокировал. Я же еще и коллекционер, мне важно на полочке это все собирать. До сих пор, кстати, у меня стоит коллекция виниловых дисков и CD — половина запечатаны, но греют душу.

Но нам, конечно, повезло, что Игорь вовремя эту тенденцию поймал. Решили перенастраиваться — и вдруг появляется компания Disney, с которой у нас уже был контракт. Они говорят, мол, вы молодцы, что столько лет продавали, а сейчас можем вам предложить кинодистрибуцию. А мы жили с четким пониманием, что кинотеатров никаких не будет. Кто придет в кинотеатр? Дома поставил диск и смотри. Но в итоге так вышло, что мы открыли «Арсенал», и какое-то время еще параллельно прекрасно работали и кинотеатры, и DVD-диски. Кстати, тренд на кинотеатры тоже Игорь подхватил в Москве — увидел, что их начинают возрождать, сказал нам срочно искать здесь помещение. В итоге «Арсенал» был первым 3D-кинотеатром, а успех этого бизнеса сильно шагнул вперед с фильмом «9 рота», — рассказал Александр Дериглазов.

Кстати, завод удалось продать.

В тему:

Большое интервью с сооснователем «Меломана» Александром Дериглазовым — о бизнесе в девяностые, пути от аудиокассет к интернету, кризисах и казахстанской литературе