«Мобильные операторы готовы конкурировать с банками». Почему платежный ландшафт в Казахстане нуждается в реформировании

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 12.02.2025, 08:53
Сергей Коптик, Kcell

Руководитель направления мобильных цифровых финансовых сервисов в Kcell Сергей Коптик

«Финансовые сервисы, например, платежи с баланса мобильного телефона, появились у мобильных операторов в Казахстане еще 10 лет назад. И это направление демонстрирует рост год к году. По приблизительной оценке, сейчас такими услугами от телеком-компаний ежемесячно пользуются около 2,5 млн жителей нашей страны. Однако потенциал еще не исчерпан. Стимулом к дальнейшему развитию и созданию более острой конкуренции на рынке финуслуг стало бы снятие барьеров со стороны регулятора и банков», – говорит руководитель направления мобильных цифровых финансовых сервисов в Kcell Сергей Коптик.

В эксклюзивном интервью для Digital Business он объяснил, зачем мобильные операторы активно идут в сторону развития финансовых сервисов и какие услуги они уже предлагают абонентам. Также поговорили о том, почему телеком-компании становятся альтернативой банку, существует ли монополия на платежном рынке Казахстана и в каком реформировании он сегодня нуждается.

«У людей есть оправданная боязнь использовать зарплатную карту для небольших платежей в интернете»

– Думаю, у многих может возникнуть вопрос, почему мобильные операторы вообще занимаются финансовыми сервисами? Ведь для этого, например, есть банки, которые, пожалуй, закрывают все потребностей людей в платежах…

– Мы, как и другие большие компании из разных сфер, включая те же банки, тоже строим свою экосистему. Финансовые сервисы ее прекрасно дополняют, а еще хорошо ложатся на построенную инфраструктуру: все операции можно делать в нашем приложении, где имеются необходимые инструменты для идентификации пользователей и другой важный функционал.

Сергей Коптик, Kcell

Еще один момент – удовлетворение спроса. В нашей стране есть люди, которые ищут удобные способы для небольших платежей: например, оплата проезда в общественном транспорте или подписок на различные приложения в Play Market и App Store. По разным причинам они не обращаются за этим в банки. У некоторых может не быть возможности открыть дебетовую карту из-за просрочек по платежам или кредитным обременениям. Также есть оправданная боязнь использовать зарплатную карту для небольших платежей в интернете. Такие абоненты предпочитают безналичную оплату с баланса мобильного телефона. При нахождении в сети мобильного оператора и включенных мобильных данных, Play Market и App Store предложат добавить мобильный баланс как источник средств для платежа.

Но платежам с баланса недоставало выхода на построенную в стране систему офлайн-платежей в POS-терминалах. В 2017 году был опыт выпуска пластиковой карты к балансу мобильного телефона (Beeline и Альфа-банк), но выдача пластика – затратно и неэффективно. Поэтому, когда в Казахстане заработали Google Pay, Apple Pay и Samsung Pay, мы создали виртуальную OGO-карту на платформе MasterCard. Это полноценная банковская карта, с помощью которой можно оплачивать товары и услуги как внутри Казахстана, так и за рубежом.

Кстати, проект OGO-карты, равно как и платежи с баланса телефона показывает, что абоненты, которые пользуются этими сервисами, меньше подвержены оттоку. А еще они начинают чаще задействовать баланс телефона для пополнения карты, потому что это дешевле P2P-перевода из банка.

– А в чем выгода для конечного потребителя?

– Во-первых, предоставляем повышенные кэшбэки за ежедневные и регулярные платежи (например, коммунальные услуги, пополнение транспортных карт для оплаты проезда) при обслуживании на определенном тарифе. Либо  за определенные платежи, которые для нас по доходности намного выше межбанковских комиссий по банковским картам. Еще развиваем партнерство с организациями в различных индустриях. Например, пользуясь определенным сервисом Kcell, абонент может получить подарок от ресторана, кафе, турагентства и так далее.

Сергей Коптик, Kcell

Во-вторых, безналичные платежи с карты или баланса мобильного телефона – это защита прав потребителя и снижение наличного оборота. При покупке, совершенной путем инструмента «Переведи мне на карту» (а такой способ расчета носит массовый характер в стране), покупатель не получит чека, тогда как при оплате с баланса формируется полноценный чек требуемой формы.

– Насколько популярна оплата с баланса мобильного телефона и OGO-картой у ваших абонентов?

– Ежемесячная активная база наших мобильных сервисов уже превысила полмиллиона пользователей – это двукратный рост в сравнении с 2023 годом. Что касается конкретно OGO-карты, то на данный момент эмитировали около 300 тысяч полноценных карт с открытием счета в банке-партнере. Сейчас в среднем на одну карту приходится 8 операций в месяц. В основном она используется для мелких безналичных платежей и переводов.

Если сравнивать наши показатели с банковскими зарплатными картами, то это, конечно, немного. Однако могу сказать, что мы нашли свою аудиторию – люди в возрасте от 28 до 42 лет из категории Digital Geeks и Price Seekers. По типу трат и частоте пополнения, которая довольна высокая, предполагаем, что многие делают OGO-карту для детей. Загружают ее им в смартфон и бросают по 2-3 тысячи тенге, чтобы ребенок мог себе купить что-то в течение дня.

Также хочу отметить, что в OGO Bank абонентам доступна не только платежная карта, но и депозиты, кредиты, инвестиционные счета. По сути, у нас есть необанк в классическом понимании.

Сергей Коптик, Kcell

Но как только вы зашли в раздел с OGO-картой, то, по сути, уже вышли из приложения Kcell и ушли в банк. Ведь сегодня в Казахстане мобильные операторы не могут предлагать ни один из банковских продуктов. Более того, любой такой проект подвержен риску отказа партнеров от развития по разным причинам: изменение стратегии  требования регулятора. И каждая трансформация или закрытие проекта, в первую очередь, бьет по потребителям, особенно когда их сотни тысяч.

«По нынешнему законодательству мы не можем напрямую заниматься платежными операциями»

– Исходя из нашего разговора может сложится впечатление, что Kcell хочет заняться выдачей кредитов и предоставлением различных банковских услуг. Так ли это?

– Да, мы действительно этого хотим и без посредников. Мы можем дать потребителям (как физлицам, так и предпринимателям любой категории) более дешевые продукты и сервисы.

Хотим больше участвовать в прямых платежах и предлагать своим абонентам широкую линейку сервисов и услуг. К примеру, в Беларуси мобильным операторам разрешили самим выдавать кредиты до 3 тысяч белорусских рублей (около 460 тысяч тенге) на определенные цели. Во многих странах, благодаря принятию Европейской платежной директивы PSD2 (Payment Services Directive 2 – директива о платежных услугах, которая нацелена на развитие рынка электронных платежей – прим. Digital Business), мобильные операторы могут напрямую совершать абонентские платежи за коммунальные и транспортные услуги, билеты, игры, а также выпускать платежные карты и многое другое. Нам это тоже необходимо.

Сергей Коптик, Kcell

Наши технологические и процессинговые системы по производительности превосходят банковские. Также у нас есть скоринговые модели, применение которых позволяет предлагать абонентам контрактные телефоны. Сейчас можно взять смартфон в рассрочку с ежемесячной платой от 5 000 до 50 000 тенге в месяц. Способны сами оценивать платежеспособность потенциального заемщика: используем собственную Big Data и look-alike-модели.  Мобильные операторы хотят и готовы конкурировать с банками. Только необходимо разрешение регулятора.

При этом нас интересуют не только кредиты. Хотим, чтобы можно было напрямую проводить с баланса мобильного телефона платежи на маркетплейсах – тех же Temu или Teez, где маленькие суммы. Например, купить набор блесен за 1500 тенге.

Также нужна возможность выпускать карту, привязанную к электронному кошельку. Это позволит охватить больше жителей Казахстана. Особенно тех, кто имеет ограничения с доступом к банковским сервисам.

– Какие конкретно препятствия мешают телеком-операторам развивать сервисы для финансовых услуг?

– Во-первых, лимиты на пополнение баланса мобильного телефона: не больше 50 тысяч тенге в месяц. Например, крупные банки ввели такое ограничение в 2017-м году, когда Beeline и Альфа-банк запустили совместную карту, которая обращалась за деньгами не в банк, а к балансу мобильного телефона.

Сергей Коптик, Kcell

Мы неоднократно писали регулятору письма с просьбой объяснить, почему житель Казахстана может без проблем купить дорогостоящий билет на самолет, но при этом не имеет возможности закинуть 100 тысяч тенге на баланс телефона? Внятного ответа на это так и не получили. Сами банки объясняют подобные ограничения обеспечением безопасности своих клиентов и снижением фродовых рисков. Но, на мой взгляд, все прекрасно понимают, что это инструмент ограничения конкурирующих сервисов.

Во-вторых, по нынешнему законодательству мы не можем напрямую заниматься платежными операциями. Вынуждены все делать через операторов систем электронных денег, которые работают, естественно, не бесплатно. А операции маленькие, комиссии тоже небольшие – 1%, который нужно делить так, чтобы всем было интересно.

В-третьих, особое внимание регулятора к неидентифицированным электронным кошелькам как к инструменту для сомнительных операций. Но это очень спорный момент: мониторинг должен осуществляться бОльшей частью за конечным получателем средств. А если это поставщик услуг, занимающийся законной деятельностью на территории Казахстана или за рубежом, то вопросов вообще не должно возникать. Приведу пример оплаты проезда в общественном транспорте: понятный сервис, прозрачный поставщик, суть операции не может быть классифицирована как противозаконная или подозрительная. То же самое про платежи в Google Play и AppStore.

«Покупку двух билетов в кино за 5000 тенге сложно назвать отмыванием денег или финансированием терроризма»

– Что необходимо изменить для улучшения ситуации?

– Нам лучше, чтобы были прямые платежи с баланса мобильного телефона, а не через сторонние платежные организации, как происходит сейчас. То есть деньги пришли, у меня прямой договор с контрагентом, например, с Kinopark, и я ему перечисляю средства за покупку билетов в кино. Абсолютно несложно, недорого и прозрачно. И так можно проводить оплату коммунальных услуг, налогов и многого другого.

Сергей Коптик, Kcell

Как я уже говорил, в Европе это нормальная практика, которая регулируется PSD2. И там ничего нет про электронные деньги и платежные организации, так как это не тот вид деятельности, где требуется KYC (know your customer – знай своего клиента).

– И тем не менее все равно остается вопрос безопасности, противодействия мошенническим действиям. Сможете ли вы обеспечить законность финансовых операций, происходящих через баланс мобильного телефона?

– Давайте на чистоту: покупку двух билетов в кино за 5000 тенге сложно назвать отмыванием денег или финансированием терроризма. Если другой вид платежей, то можно проводить через систему электронных денег, KYC-процедуры и так далее. Проблемы нет.

Вообще можно посмотреть на опыт других стран, которые реформировали свой платежный ландшафт. Например, Национальный банк Украины в свое время адаптировал PSD2 и на его основе выпустили закон «О платежах и платежных услугах». Тогда ввели понятие поставщик платежных услуг, сделали очень много разных градаций, и выделили телеком-операторов как отдельного поставщика платежных услуг.

Все это регистрируется в Нацбанке, после чего мобильный оператор может делать различные платежи с помощью баланса телефона, а не через электронные деньги как сейчас. Этот опыт можно взять за бенчмарк.

«На бытовом уровне мы понимаем, что многим игрокам банковского и финансового рынка приходится подстраиваться под лидера»

– Каких действий вы ожидаете от регулятора в лице Национального банка Казахстана?

– Добавить телеком-операторов в число поставщиков платежных услуг, чтобы мы могли также открывать карточки и делать переводы, как и банки. Чтобы у нас была возможность вступать в платежные системы, такие как Visa или MasterCard.

Сергей Коптик, Kcell

Очень важно, чтобы нас допустили как прямого участника к системе мгновенных платежей и переводов и единому QR Национального банка РК. Дайте возможность предложить абонентам такие способы оплаты через наше приложение. Так уже оплачивают поездки в транспорте, например. Ничего не мешает это делать в магазине: технически мы готовы. А сможем ли выиграть конкуренцию у банков на последней миле и сложится ли у нас бизнес-кейс – покажет время.

– Зачем регулятору этим заниматься? Ведь в Казахстане достаточно банков, которые предлагают людям тоже самое.

– Надо создавать конкуренцию на рынке, ведь чем больше игроков, тем лучше. Иначе мы придем к тому, что 98% населения будет сконцентрировано в одном-двух банках, что сулит огромные риски. Помните, в декабре у одного банка был кратковременный сбой? Так почти вся страна остановилась, ведь люди ходят со смартфонами и без карточек. И вот тут сервисы единой системы СМП и QR могли бы выручить. Или случаи технических проблем с интернетом: тут помогает оплата смартфоном с токенизированной картой в Google Pay и Apple Pay, которые работают даже без связи. Однако есть одно НО: не у всех казахстанских банков имеется подобный инструмент.

Также важно учитывать и риски монополизации. Явные признаки уже проявляются, и на бытовом уровне мы понимаем, что многим игрокам банковского и финансового рынка приходится подстраиваться под лидера.

Сергей Коптик, Kcell

Поэтому важно предлагать альтернативу. Как с супермаркетами. Есть Magnum, Small, Galmart и магазины у дома – и каждый из нас выбирает, куда ему комфортнее сходить. С платежами все также. Если кому-то удобнее использовать для оплаты баланс мобильного телефона, то нужно предоставить такому человеку возможность пользоваться этой технологий без ограничений.

От редакции. Мы продолжим развивать поднятую собеседником тему и обязательно направим вопросы регулятору.