Известный экономист рассказал, как бизнесмены с президентом Токаевым НДС обсуждали

Экономист Алмас Чукин, побывавший на встрече президента Казахстана с крупным бизнесом, рассказал о своем впечатлении от мероприятия и поделился анализом ситуации в экономике страны, акцентировав внимание на необходимости реформирования налоговой системы. В своих комментариях Чукин отметил, что мероприятие оставило двоякое впечатление, и, несмотря на наличие важных сигналов, многое осталось неясным, пишет digitalbusiness.kz
Signal-to-noise ratio
«Прозвучало 3-4 очень важных сигнала по срочным и стратегическим проблемам, но их, как мне кажется, надо расшифровать, потому что в эфирном пространстве ничего внятного по итогам не услышал», — отметил Чукин, сравнив встречу с радиотехническим термином signal-to-noise ratio — соотношение сигнала и шума. По его мнению, большая часть обсуждения не затрагивала ключевых вопросов, и лишь в финальной части выступления президента были затронуты важнейшие моменты.
Что же важно было услышать от президента?
Ставка НДС и дифференциация налогов
Президент Казахстана подчеркнул необходимость внимательного пересчета верхнего уровня ставки НДС. «Насчет верхнего уровня ставки НДС надо внимательно посчитать правительству. Вроде понятно, что может и надо 20%, но наверняка есть возможности и пониже», — заявил Токаев. Чукин отметил, что это заявление отразило желание правительства гибко подходить к этому вопросу и прислушиваться к мнению общественности и парламента.
Реформа системы НДС
Президент также акцентировал внимание на необходимости создания дифференцированных ставок НДС для различных отраслей и товаров. «Четко прозвучало указание обеспечить дифференцированные уровни НДС. Здесь имеется в виду, что по ряду отраслей и товаров можно иметь более низкие ставки, даже чем теперь. Я думаю, вероятен и ноль процентов в сельском хозяйстве, и 5-10% для медпрепаратов или учебников», — добавил Чукин, отметив важность налоговых послаблений для отдельных ключевых отраслей.
Новые подходы к управлению государственными структурами
Президент также затронул тему изменений в управлении государственными структурами. Он подчеркнул необходимость обновления подходов в связи с развитием новых технологий, таких как искусственный интеллект, а также с учетом изменений в экономике, таких как платформенная и гиг-экономика. Чукин выделил важность этого посыла: «Интересный посыл правительству прозвучал посмотреть на все по-новому в плане работы. Не улучшить или просто модернизировать, а в свете всех историй с искусственным интеллектом, новыми вещами в экономике типа платформенной, гиг и shared экономикой, и взрывными явлениями типа Маска, который переносит бизнесовые подходы на госмашину – действительно решить что и как дальше делать».
Возврат активов
Одним из важных обсуждаемых вопросов был возврат активов. Президент дал поручение ускорить работу по завершению процесса возврата активов, подчеркивая, что неопределенность в этом вопросе тормозит инвестиционные процессы. «Прошло два года, состояние неопределенности в отношении крупных бизнесменов тормозит инвестиционные процессы, так как висят риски», — отметил Чукин, поддержав этот посыл и подчеркивая необходимость завершения этого процесса.
Налоговая реформа
Экономист подчеркивает, что наибольшую тревогу вызывает налоговая реформа. Он отметил, что решение проблемы налоговой справедливости не сводится только к изменению ставки НДС.
«На самом деле самый проблемный, ключевой вопрос — не в ставке НДС. Она, конечно, важна, и прежде всего для потребителя. Ведь, по сути, это налог на потребление, чувствительный и вдобавок он носит регрессивный характер», — отметил Чукин. Он также подчеркнул, что повышенные ставки НДС, без решения основного вопроса — справедливости налогообложения, могут привести к еще большему экономическому неравенству.
Экономист рассказал о том, как система налогообложения в Казахстане в настоящее время способствует экономическим перекосам. «Мы не только не сможем повышать пенсии, зарплаты бюджетникам, строить школы и больницы, мы завалим исполнение уже взятых обязательств», — заявил он, призывая к решению проблем с госфинансами, как основного условия для дальнейшего развития страны.
Сейчас важнейшей проблемой, по мнению Чукина, является низкая эффективность существующей налоговой модели.
«Сегодня Казахстан имеет неэффективную модель налогообложения. У нас низкие ставки КПН, ИПН и НДС, но высокие ставки и большое число налогов на зарплату», — отметил Чукин, подчеркивая необходимость реформы системы налогообложения, которая затронет весь бизнес-сектор.
Крупный и малый бизнес
Чукин также привел конкретный пример, который хорошо иллюстрирует разницу между крупным бизнесом и малым. «Предположим, есть два простых бизнеса. Две пекарни производят булочки. Одна работает по упрощенной системе. Купила муку на базаре с рук без счета-фактуры НДС за 100 тенге и произвела булочку. Продает булочку за 200 тенге плюс 3% (на налоги) итого цена = 206 тенге. Другая крупная, покупает муку по 100, но ей выставляют еще НДС, итого получается 112 тенге за сырье. Потом они делают булку, получается 200 плюс 12% = 224 тенге», — объяснил экономист, показав, как большие различия в налоговой нагрузке могут привести к экономическому неравенству между бизнесами.
Чукин также рассказал о том, как крупный бизнес может адаптироваться к этим условиям, в то время как малые предприятия сталкиваются с большими трудностями, вынуждены работать в «серой» зоне, избегая уплаты налогов.
«Реформа налоговой системы давно назрела, и дело тут не в 12, 16 или 20%. Налоги и система налогов – сердцевина бизнес-расчетов, и популистским наскоком эту проблему не решить», — резюмировал Чукин, подчеркивая, что любые изменения в налогообложении должны быть комплексными и учитывать все отраслевые особенности.
В заключение Чукин отметил, что времени для принятия решений в области налоговой реформы остается все меньше. «Времени мало, решать придется быстро», — отметил он, акцентируя внимание на срочности реформирования налоговой системы, чтобы обеспечить долгосрочную экономическую стабильность и справедливость.
Может быть интересно:
Казахстан придет к отмене налога на транспорт. Экономист уверен, что применят модель Кыргызстана
Ставка по НДС должна быть дифференцированной. Президент отреагировал на обращения бизнеса