«Мы понимаем, что повышение расходов на интернет — не самое приятное событие». Beeline ответил на острые вопросы об интернете
Digital Business продолжает серию материалов о домашнем интернете. Ранее мы делились мнением абонентов, которые отмечали не самую высокую скорость и жаловались на проблемы с подключением. Позже поговорили с экспертом Олегом Емельяновым и попытались узнать, что не так с интернетом в нашей стране и каким образом можно улучшить ситуацию. Теперь передаем слово тем, кто как раз и предоставляет интернет конечному потребителю – провайдерам. Направили вопросы наших читателей двум лидерам рынка – Beeline и Казахтелекому.
Сегодня публикуем ответы Beeline. Провайдер рассказал, как отслеживает качество связи и почему бывает так сложно подключить тот или иной дом к сети. Также в компании объяснили, что могут сделать жители, если ни один оператор не провел в здании кабельный интернет и какой алгоритм действий, если не устраивает скорость. А еще выяснили, какие технологии вскоре обеспечат скорость до 10 Гбит/с.
«В общей сложности у 2,2 млн домохозяйств есть возможность подключить домашний интернет от Beeline»
— В одном из наших материалов жительница Астаны описывала историю: в новостройке долгое время не было интернета. По ее словам, провайдеры не спешили прокладывать кабель. Почему в новых жилых районах часто возникают проблемы с подключением интернета?
Beeline: Один из важных факторов для любого бизнеса – возвратность инвестиций. Чтобы подключить дом к фиксированному интернету, оператор покупает оптоволокно, телекоммуникационное оборудование, нанимает людей, чтобы они проложили инфраструктуру. После того как часть жителей подключилась, и они оплатили услугу, оператор возвращает потраченные деньги и получает прибыль. На эти вырученные средства он подключает уже два дома. Так компания растет и развивается. Но представьте, что оператор подключил дом, но всего один жилец решил воспользоваться услугами. Деньги заморожены, а нужно подключать новые постройки и оператору приходится придумывать, где найти бюджет.
Подключение новых районов – это всегда сложное уравнение, которое каждый оператор решает по-своему, оценивая риски, размер вложений, возвратность инвестиций и, конечно, спрос. К сожалению, иногда приходится выбирать между многоквартирным блоком в ЖК, в котором уже есть вся инфраструктура, и не полностью заселенным домом на окраине города, где еще ничего не подведено.
Что могут сделать жильцы? Дать понять оператору, что есть спрос. Есть критическая масса людей, готовых подключиться к фиксированному интернету. Тогда оператор сможет рассчитать бизнес-показатели, запланировать расходы и подключить дом к интернету.
В Beeline отчетливо понимают растущий спрос, поэтому за прошлый год возможность подключения фиксированного интернета появилась у 275 тысяч квартир и частных домов. В общей сложности у 2,2 млн домохозяйств есть возможность подключить домашний интернет от Beeline.
Beeline активно идет в недообслуженный сегмент населения – это города-спутники. Например, Каскелен, Шу, Жаноозен, Риддер. А с прошлого года доступ к оптоволокну есть у жителей частного сектора в Алматы, Шымкенте, Кызылорде, Актау и Таразе. Конечно, география подключений год от года будет расширяться. Устранение цифрового разрыва – один из приоритетов компании.
— Согласно данным компании Ookla, средняя скорость фиксированного интернета в Казахстане составляет 74 Мбит/с. Насколько средние показатели скорости у клиентов Beeline соответствуют этим данным?
Beeline: Данные компании Ookla выстраиваются на всех абонентских замерах скорости фиксированного интернета. Важно учитывать, что в нашей стране широко используются как минимум три технологии подключения: ADSL (медный провод), FTTB и GPON (оптоволокно). Разница скоростей между технологиями значительная, поэтому средняя скорость не передает объективно клиентский опыт. Чтобы оценить качество услуги, важно учитывать совокупность факторов: технологию подключения, модель роутера, площадь квартиры или дома, количество пользователей и нагрузку на сеть. Все эти параметры могут настолько разниться и варьироваться, так что для объективности важно рассматривать случаи по отдельности.
— Какую среднюю скорость фиксируют у клиентов Beeline в Алматы и Астане?
Beeline: Поскольку средняя скорость необъективно передает параметр качества услуги, мы иначе измеряем, насколько эффективно работает наше оборудование и команда. В компании существует центр мониторинга сети, который работает круглосуточно и отслеживает огромное количество разных показателей. Например, корректную работу всего оборудования. Что-то вышло из строя – специалист получает сигнал и приступает к устранению неполадки. Или если объем трафика в населенном пункте начинает падать, мы понимаем, что произошел инцидент. Видим, когда отключается электричество, ведь от него запитано все оборудование. Без света не будет и интернета. Большая часть неполадок устраняется до того, как абонент что-то заметил.
«Иногда роутер просто не справляется с нагрузкой и выдает совсем не ту скорость, которую ожидают»
— Делали опрос на улицах Алматы и получили такой отзыв: «Если мобильный интернет ловит неплохо, то с домашним совсем беда. У нас Wi-Fi от Beeline, и иногда скорость подключения составляет всего 0,5 Мбит/с». В чем причина того, что заявленная скорость может отличаться от реальной?
Beeline: Причин множество. Иногда неполадки действительно могут быть на стороне оператора, и тогда вам поможет вызов техника на дом. В этом случае важно собрать как можно больше информации, которая позволит быстрее определить причину. Происходит снижение скорости или разрывы сессий? Случаются ли неполадки в определенное время суток? Или, может быть, плохо ловит только в определенном месте квартиры? Это можно сравнить с приемом у врача. Вы можете сказать, что плохо себя чувствуете, а можете уточнить, где болит, характер боли, когда она сильнее и слабее.
Есть факторы, которые зависят и от абонента. Например, выбор бюджетного роутера в дом или квартиру с большим количеством пользователей. В этом случае роутер просто не справляется с нагрузкой и выдает совсем не ту скорость, которую ожидают. Другой фактор, на который стоит обратить внимание, – расположение роутера. Если ваш телевизор или компьютер в одном конце квартиры, а роутер в другом, и между вами несколько стен, то сигнал ухудшится. Законы физики не обойти.
Киберспортсменам, которым критично важны миллисекунды, лучше подключить интернет по проводу, так и скорость будет выше, и задержки меньше. Когда дома большое количество устройств работает от Wi-Fi: компьютер, телефоны, телевизор, приставка, пылесос, чайник, умная колонка, весы, то часть лучше перевести на диапазон 5 Mгц. Это немножко разгрузит эфир.
Сегодня, подключая новых абонентов, сотрудники Beeline не только заводят кабель в квартиру, но и консультируют по всем вышеупомянутым вопросам. Просто расскажите, для чего вам нужен интернет, и вам дадут несколько советов.
— Что должны сделать абоненты Beeline, чтобы решить проблемы с низкой скоростью интернета? Есть ли инструкции или программа поддержки для таких случаев?
Beeline: Первое, что нужно сделать, – проверить баланс. Иногда часть абонентов звонит, забыв о том, что вчера был день списания.
Второе – запустить автодиагностику с помощью приложения «Мой Beeline». Просто напишите в чат, что у вас неполадки, и следуйте рекомендациям. Теперь сбросить настройки и оперативно устранить часть ошибок абонент может без участия оператора.
Третье — вызовите специалиста. Это тоже можно сделать с помощью приложения «Мой Beeline», выбрав удобный день и время. Подготовьтесь к его приходу: расскажите максимум деталей и информации, что у вас есть. Возможно, понадобится не один вызов, это нормально. Интернет – сложная техническая инфраструктура, в которой огромное количество элементов влияет на качество: роутеры, кабели, серверы, устройства других пользователей, электропитание. Иногда это могут быть даже охотники за медью, которые режут оптоволоконные кабели в поисках металла.
— Сразу несколько читателей написали нам, что получили сообщения о скором повышении тарифов и выражают обеспокоенность ростом стоимости услуг без соответствующего улучшения их качества. Почему цены за интернет растут?
Beeline: Как и в случае с мобильной связью, на стоимость интернета влияют расходы на организацию услуги. Например, тарифы на электроэнергию. Их рост влияет на все услуги, которые связаны энергопотреблением. Влияет ряд экономических факторов: курсовая разница, инфляция. Сейчас активно обсуждают новую ставку НДС. Если она увеличится, значит, оператор, который ввозит новое оборудование на территорию страны, будет платить больше налога, что тоже повлияет на стоимость конечного продукта. Влияют покупка нового оборудования и модернизация старого, а также ценовая политика компаний, производящих это оборудование.
Компания понимает, что повышение расходов на интернет — не самое приятное событие, поэтому объединяет разные услуги в один пакет, чтобы дать возможность сэкономить. Например, мобильная связь и домашний интернет для трех или пяти членов семьи обойдутся дешевле одним пакетом, чем порознь. А цифровое телевидение, музыкальный, финансовый и облачный сервисы будут идти в подарок.
«Заменили бесплатно 70 тысяч устаревших роутеров»
— Что препятствует решению проблем с качеством домашнего интернета?
Beeline: Часто операторы сталкиваются с равнодушием или противодействием жильцов и их представителей. Например, поменялся состав КСК, операторское оборудование отключают, а в помещение сотрудники не могут попасть, пока не договорятся о новых условиях. А на это уходит не один день. Или проводится ремонт крыши, все кабели отрезают, не предупреждая ни оператора, ни абонентов, и не пускают специалистов туда, пока ремонт не будет закончен. Часто операторы сталкиваются с неразумными условиями подключения дома: размер аренды, превышающий рыночную стоимость в 5-10 раз, просьбы заасфальтировать двор, перекрыть крышу. При строительстве новых ЖК и БЦ застройщики не включают в проекты телеком-инфраструктуру, это тоже усложняет процессы подключения. Одни абоненты могут использовать усилители сигнала, не думая о том, что это ухудшает скорость другим.
Кроме того, часть клиентов не замечает, как изменилось потребление интернета. Если раньше дома в зале стоял один компьютер, которым пользовались по очереди, то сегодня каждый член семьи по вечерам потребляет свой контент. Кто-то на телевизоре, кто-то на телефоне, кто-то на компьютере. А значит, это уже не может быть все тот же медный кабель и прежний роутер в коридоре квартиры. Нужно учитывать площадь квартиры, количество пользователей, потребляемого трафика и обновлять оборудование.
— Как компания планирует развивать сегмент домашнего интернета в Казахстане в ближайшие годы?
Beeline: Компания постоянно работает над улучшением услуг и клиентского опыта. Расширили парк роутеров, каждый из которых рассчитан на разные модели потребления. В мае прошлого года у Beeline стартовала программа замены устаревших устройств на более современные: 70 тысяч были заменены бесплатно. Также последние два года новые дома подключаются только по технологии GPON, которая работает стабильнее и быстрее FTTB. При этом для уже подключенных абонентов предусмотрена поэтапная модернизация.
В ноябре прошлого года протестировали и запустили новую технологию XGSPON. С ней абоненты могут попробовать новый уровень скорости – до 10 Гбит/сек.
— Когда казахстанские пользователи смогут получить доступ к гигабитному интернету от Beeline?
Beeline: Когда расходы на организацию гигабитного канала для одного пользователя станут дешевле в сравнении с другими технологиями подключения фиксированного интернета.