Как меняется финансовый рынок Казахстана: проблемы и тренды

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 24.01.2025, 21:55
Fincult.kz

Финансовые компании Казахстана быстро адаптируются к текущим трудностям, укрепляя тем самым свои позиции на рынке. Переломным этапом для отрасли стала пандемия, вследствие которой субъекты вынуждены были внедрять новые технологии для дистанционного обслуживания клиентов. 

Архитектура финансового рынка Казахстана продолжает меняться и сегодня. При этом главными двигателями процесса являются потребности клиентов финансовых учреждений и растущая конкуренция. 

Препятствия развитию финансовых инноваций

Согласно информации, полученной от аналитиков Ассоциации финансистов Казахстана, перед финансовыми организациями стоит ряд препятствий на пути развития цифровых технологий:

  • Недостаточное государственное регулирование области. 
  • Неоптимальная защита личных данных в сочетании с кибератаками. 
  • Низкий уровень заинтересованности зарубежных инвесторов во вложениях средств в финансовые технологии Республики Казахстан. 

Также важно понимать, что географический и возрастной факторы значительно влияют на трансформацию финансовых учреждений. Больше 60% общего объема транзакций посредством карт производятся в трех самых крупных городах (Алматы, Астане и Шымкенте), что обусловлено высокой концентрацией как пользователей, разбирающихся в технологиях, так и компаний с инновационными финансовыми продуктами. Неравномерное распределение доходов и высокий показатель граждан с низкими зарплатами сдерживают спрос на цифровизацию. 

Активное развитие онлайн-кредитования

Сегодня наблюдается активное развитие сферы дистанционных займов. При переходе на сайт онлайн-займов отображается все больше микрофинансовых организаций. Количество МФО в Казахстане увеличивается, а особенно крупные компании вкладывают огромные средства в отлаженный процесс выдачи кредита.

Для заемщиков внедрение финансовыми организациями новых технологий означает автоматизацию взаимодействия с системой, сокращение срока получения суммы и доступ к услугам вне зависимости от местоположения. Самому же бизнесу в сфере кредитования цифровизация дает возможность заполучить новых заемщиков, использующих современные технологии. 

Тенденции цифровизации финансовых услуг

Банки и МФО находятся в процессе неустанной цифровой трансформации финансового сектора Казахстана. Доступность интернета и привлечение опытных ИТ-специалистов позволяет компаниям совершенствовать платежную инфраструктуру. 

Также внедрение новейших технологий дает возможность расширить спектр предложений для клиентов, улучшить пользовательский опыт и мгновенно выполнять анализ кредитной истории. Прослеживаются следующие тенденции цифровизации финансовых услуг:

  1. Повышение уровня безопасности клиентских данных, в том числе с использованием блокчейн-технологий (усовершенствованных механизмов базы данных).
  2. Быстрое внедрение передовых технологий, улучшение финансовых продуктов и сервиса в целом. Стоит отметить активное применение возможностей искусственного интеллекта для автоматизации и повышения точности финансовых процессов, а также обработки большого числа транзакций.
  3. Применение облачных сервисов, позволяющих снизить затраты. 

Цифровизация всегда связана с рисками. Это означает необходимость дополнительных инвестиций, в частности, в специалистов и программы, способные обеспечить защиту информации и развитие платежной инфраструктуры.