Парень из Павлодара создает мобильные приложения для ведущих банков Центральной Азии. Вот его история

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 23.01.2025, 11:40
Толеген

Толеген Тулепбергенов

Толеген Тулепбергенов приехал из Павлодара, чтобы учиться в Алматы. Старания привели его сначала в магистратуру в Великобритании, а потом – в крупные банки Центральной Азии, где специалист разрабатывал мобильные приложения. Сейчас Толеген руководит платформенной командой разработки BCC-HUB (дочерняя компания Банка ЦентрКредит). 

Толеген рассказал Digital Business, как созрел для запуска своего бизнеса, а потом вернулся в найм. Также поговорили о том, можно ли создать в банке атмосферу ИТ-компании и какой фильм стоит посмотреть каждому айтишнику.

В этом материале:

«Выбирал между ИТ и строительной сферой, а оказался в крупном банке»

— Расскажите о своем пути в ИТ: как вы выбрали эту сферу и где учились?

— В 2007 году приехал из Павлодара в Алматы поступать в университет имени Сулеймана Демиреля. Когда пришло время выбирать профессию, колебался между строительной инженерией и ИТ. Поступил на программу «Информационные системы» и не пожалел. 

Учиться было сложно из-за высокой конкуренции – многие однокурсники имели опыт в ИТ и были победителями олимпиад. Но именно эта среда помогла вырасти профессионально и понять, к чему лежит душа. В итоге учился достаточно хорошо – средний балл и другие показатели позволили подать документы в магистратуру в Великобритании.

Поступил в Манчестерский университет, который входит в топ-30 лучших вузов мира. Тогда уже четко понимал, что буду строить карьеру именно в ИТ.

Толеген Тулепбергенов

— Сложно было найти первую работу в ИТ?

— Помогла ярмарка вакансий в университете. Банки предлагали свои проекты, а студенты могли выбрать один из них для реализации. После успешной презентации меня пригласили на стажировку, и уже через три недели предложили должность разработчика. Это была отличная возможность для студента третьего курса. Когда поступил в магистратуру, работодатель отпустил меня на год. Потом я вернулся и продолжил работать там же.

В следующие несколько лет удалось поработать в разных банках, в том числе в Банк ЦентрКредит. В 2020 году ушел из найма и открыл свое дело.

Толеген Тулепбергенов

— Как вы пришли к решению открыть собственную компанию?

— К тому времени накопил опыт работы над международными проектами и крупными банковскими приложениями. Собрал команду профессионалов, с которыми работал на разных этапах карьеры, в основном это выходцы из банковского сектора. 

Один из самых успешных наших кейсов – приложение для MBANK в Кыргызстане. Когда мы начинали работать, их мобильный банк входил только в топ-10 страны, а в 2023 году приложение MBusiness заняло первое место по версии SME Banking Club. 

Я управлял своей компанией по мобильной разработке до 2023 года, сейчас остался только учредителем и не участвую в проектах напрямую. Но с 2020 года успел посотрудничать с разными банками, в том числе судьба снова свела с БЦК. В 2023 году меня позвали в их команду в новой роли.

Решение вернуться в корпоративный мир принял по нескольким причинам. Во-первых, вице-президент банка лично предложил мне возглавить полный перезапуск одного из проектов. Во-вторых, у меня появилась возможность привести в банк команду, с которой успешно завершал несколько предыдущих проектов.

Толеген Тулепбергенов

«Предстояло убедить десятки человек в необходимости изменений»

— Какую роль предложили в БЦК?

— Банк готовился к открытию «нефинансовой дочки» – BCC-HUB. Я пришел на позицию руководителя мобильной разработки. На старте команда состояла из 25-30 человек, сейчас в штате почти 50 человек. Наша первая и главная задача заключалась в перезапуске мобильного приложения. Это был не просто редизайн – мы полностью переработали технологический стек, по сути создавая продукт заново.

— Давайте поговорим про «внутреннюю кухню» приложения: почему пришлось все существенно менять и как команда это сделала?

— Монолитная архитектура с обособленной базой данных уже не справлялась с растущими потребностями. Опираясь на мой опыт и стратегию банка, приняли решение о переходе на микросервисную архитектуру. Уже функционируют тысячи независимых и устойчивых микросервисов. Это довольно редко встречается в таких масштабах в банковской сфере.

Также внедрили кроссплатформенную разработку – теперь вместо отдельных команд для iOS и Android у нас единая кодовая база, что существенно ускорило выход новых версий.

Команда bcc.kz

— Как ваша команда участвует в развитии BCC-HUB?

— У нас несколько платформенных команд, которые создают технологический фундамент для развития бизнеса как в офлайне, так и в онлайне. Конкретно наша занимается платформой bcc.kz. Продуктовые команды развивают свои направления – депозиты, кредиты, платежи, переводы и так далее. 

Мы создаем четкие стандарты разработки, объясняем методологию, даем рекомендации. От архитектуры приложения до конкретных реализаций – все это поддерживается и контролируется платформенными командами. Закладываем базу, на основе которой уже строятся все сервисы и приложения.

— С какими вызовами вы столкнулись за это время?

— На этот вопрос есть два ответа: про команду и про меня лично. С точки зрения проекта, сейчас работаем как подрядчик для банка: унифицируем методологию и налаживаем коммуникацию. На следующем этапе будут другие вызовы. Планируем предлагать решения внешним игрокам, что потребует новых подходов к работе с данными, оценке эффективности и созданию бизнес-моделей.

Мне поначалу было сложно – хотя раньше работал в Банк ЦентрКредит, познакомился с совершенно новой командой. Нужно было доказать необходимость новых подходов множеству продуктовых команд, объяснить причины таких масштабных технологических изменений. К счастью, было много единомышленников, которые помогли наладить коммуникацию между бизнесом и ИТ.

Команда bcc.kz

— А что стало главным технологическим вызовом для команды?

—Команда одновременно поддерживала существующее приложение и разрабатывала совершенно новую платформу. Полностью переписали технологическую начинку, усилили защиту данных. Добавили много новых функций: можно делать переводы за границу, анализировать свои финансы через Personal Finance Management. 

Сделали из обычного интернет-банка полноценное цифровое отделение – практически все услуги доступны онлайн. Еще появился онлайн-торговый центр прямо в приложении.

— Какие подходы используете в работе?

— Идет трансформация в ИТ-компанию. Бюрократии все меньше, процессы демократичнее. Теперь работаем по Agile. Параллельно многим пришлось осваивать новый технологический стек, было определенное сопротивление изменениям. Внедряем автоматизацию, CI/CD-процессы. 

У нас есть собственные облачные решения для развертывания программных продуктов. Это помогает быстро масштабировать нагруженные сервисы, эффективно управлять ими и отслеживать их работу. Клиенты получают более стабильные сервисы, а мы можем предотвращать проблемы благодаря постоянному мониторингу.

Команда bcc.kz

С учетом всех изменений в сентябре 2024 года запустили новое мобильное приложение и через несколько недель провели исследование, чтобы оценить удобство его использования. Оказалось, что удовлетворенность пользователей выросла на 10% по сравнению с предыдущей версией. Так мы увидели, что старались не зря. Планируем и дальше растить этот показатель.

Банально прозвучит, но мы стали настоящей командой. Атмосфера в коллективе окрепла, и теперь все чувствуют себя частью чего-то большего.

— В чем это выражается?

— Во-первых, это заметно в общении. Мы стали больше взаимодействовать, делиться опытом, советоваться. Даже в неформальной обстановке – можем собраться вместе, провести время вне работы.

Начали устраивать мероприятия для внутреннего комьюнити. Например, недавно был митап по фронтенд-разработке. На встрече участвовали мобильные и веб-разработчики. Они делились результатами, идеями, обсуждали задачи. Получилась живая дискуссия, мы даже раздавали мерч BCC-HUB активным участникам обсуждений. 

Надеюсь, таких событий будет все больше. Это не только про обмен опытом, но и про культуру ИТ-компании, которую мы стараемся создавать.

Толеген Тулепбергенов

«В 2019 году сделал ставку на технологии, которые популярны сейчас»

— Как работа помогает вам расти в профессиональном плане?

— Атмосфера располагает. Здесь ты постоянно развиваешься, общаешься с коллегами, черпаешь вдохновение и учишься новому каждый день. Это то, что меня мотивирует.

Вот сейчас мы завершили очередной проект, подняли планку. Молодые ребята в команде вдохновляют – иногда поражаешься, на что они способны. Подрастает поколение ИТ-специалистов, которые, я уверен, смогут вывести индустрию на новый уровень.

Я тоже стараюсь развиваться, читаю много материалов по своей теме. Основной источник знаний – официальные ресурсы, техническая документация. Слежу за обновлениями и будущими релизами технологий.

— Как вы подходите к обучению, и какую роль в этом играет компания?

— Подбираю курсы по конкретным темам, чтобы точечно обогатить знания. В основном использую платные платформы, такие как Udemy. Компания поддерживает обучение: у нас есть бюджет, который покрывает курсы, участие в конференциях и внутренние воркшопы. 

Последний раз ездил на конференцию по Flutter в Берлин. Это наша основная технология, которую пришлось изучать самостоятельно. В Казахстане Flutter пока только развивается, но уже становится популярным. 

Мы также обучаем специалистов внутри компании: проводим воркшопы и тренинги через Центр компетенции. Мне удалось приложить руку к развитию Центра: еще в 2019 году я участвовал в исследовании технологий, чтобы определить, какие решения и инструменты подойдут для наших проектов. Многое с тех пор внедрили.

Толеген Тулепбергенов

Посмотреть фильм о Джобсе и Гейтсе – и еще 5 советов ИТ-специалистам в финтехе

— А как вы балансируете работу и отдых?

— Учусь больше делегировать. В команде профессионалы, и я доверяю им. Как в любой ИТ-компании, у нас есть проджект-менеджеры и другие специалисты, которые занимаются управлением проектами.

Стараюсь придерживаться расписания. Планирую день заранее, календарь у меня всегда расписан по часам. Но пока не могу сказать, что идеально освоил тайм-менеджмент. Личная жизнь и работа, особенно в период запуска проектов, сильно переплетаются.

Мы с женой любим путешествовать. В свободное время смотрю биографические фильмы. Например, мне нравится картина 1999 года «Пираты Силиконовой долины» – история покорения мира компьютерными гениями Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом. 

Толеген Тулепбергенов

— Что еще вы бы посоветовали айтишникам, особенно тем, кто хочет развиваться в финтехе?

Важно понимать специфику банковской сферы. Это стабильная отрасль, но с динамичным ритмом и сложными задачами, которые требуют гибкости и готовности постоянно учиться. Банковская сфера отличается от стартапов: здесь вы не начинаете проект с нуля, а работаете с уже готовыми решениями. 

Кроме того, пройдя путь от разработчика до CTO, сделал для себя топ-5 выводов. Делюсь ими:

  1. Команда – основа успеха. Технические решения важны, но без сплоченной и мотивированной команды даже лучшие идеи не будут реализованы.
  2. Не бойтесь ошибок. Ошибки неизбежны, особенно в инновационных проектах. Главное – учиться на них и не повторять.
  3. Коммуникация должна быть четкой. Без ясного и понятного донесения целей и задач команда может теряться или работать вразнобой.
  4. Ищите баланс между бизнесом и ИТ. Технические решения должны быть понятны бизнесу и поддерживать его цели.
  5. Гибкость и саморазвитие. Технологии быстро меняются, и важно не только быть в курсе трендов, но и уметь адаптироваться к изменениям.