Вот почему регулируемые цены на бензин и дизель очень вредны. Мнение известного экономиста

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 22.01.2025, 09:17
Алмас Чукин

Алмас Чукин

Экономист Алмас Чукин убежден, что регулируемые цены на бензин и дизельное топливо наносят серьезный ущерб экономике Казахстана. В качестве примера он приводит соседние Кыргызстан и Узбекистан, где цены на топливо выше, несмотря на более низкий уровень жизни. Однако там население понимает, что стоимость топлива должна соответствовать рыночным условиям.

– Ну вот, допустим, Кыргызстан, Узбекистан живут со свободными ценами, и они у них выше, при том что уровень жизни там ниже, чем у нас. Тем не менее, никто не требует и не возмущается, поскольку понимает, что не на кого повесить эту нагрузку, – поделился мнение Алмас Чукин во время интервью для digitalbusiness.kz

Почему регулирование вредно?

Алмас Чукин выделяет три основных проблемы, возникающих из-за регулируемых цен:

  1. Искажение цены. Во-первых, необъективно, во-вторых, это порождает спекуляцию с соседними странами, – подчеркнул эксперт.
  2. Создание стимулов для спекуляции. Низкие цены внутри страны провоцируют экспорт топлива в соседние государства, где оно стоит дороже.
  3. Отпадают всякие стимулы производить этот продукт, потому что он невыгоден производителям. Гораздо выгоднее продать сырую нефть на экспорт за рубеж, чем поставлять ее отечественным НПЗ, – добавляет Чукин.

Ситуация в Казахстане

Чукин акцентирует внимание на том, что регулирование цен создает системные проблемы для нефтяной отрасли страны. Отечественные НПЗ вынуждены работать в сложных условиях, что замедляет их модернизацию.

– Почему у нас три основных НПЗ, которые существуют в стране, толком не модернизировались? Может, тяжело было финансировать, кое-что делали, но так, чуть-чуть и не принципиально. У нас до сих пор сохраняется дефицит по авиатопливу, – говорит наш собеседник.

Валютный фактор

Экономист также выделяет влияние курса тенге на стоимость нефти и работу НПЗ.

– Нефть – это валютный товар, она прайсится в долларах. А когда у нас курс в среднем с 460 уходит на 520, это тоже минус для НПЗ — минус производительность, потому что они покупают сырую нефть по привязке к мировым ценам в долларах, а не в тенге. Это двойной удар, – пояснил Чукин.

Проще говоря

Регулирование цен на топливо, по мнению Чукина, разрушает экономику, лишая производителей стимулов и создавая дефицит продукции.

– Цены отпускать надо, это очевидно. Вопрос теперь, как это отпускать, и что из этого получится, — подытожил Алмас Чукин.

Может быть интересно:

Бензин и дизель подорожают в Казахстане. Остался один день до принятия решения