Вот почему регулируемые цены на бензин и дизель очень вредны. Мнение известного экономиста
Экономист Алмас Чукин убежден, что регулируемые цены на бензин и дизельное топливо наносят серьезный ущерб экономике Казахстана. В качестве примера он приводит соседние Кыргызстан и Узбекистан, где цены на топливо выше, несмотря на более низкий уровень жизни. Однако там население понимает, что стоимость топлива должна соответствовать рыночным условиям.
– Ну вот, допустим, Кыргызстан, Узбекистан живут со свободными ценами, и они у них выше, при том что уровень жизни там ниже, чем у нас. Тем не менее, никто не требует и не возмущается, поскольку понимает, что не на кого повесить эту нагрузку, – поделился мнение Алмас Чукин во время интервью для digitalbusiness.kz
Почему регулирование вредно?
Алмас Чукин выделяет три основных проблемы, возникающих из-за регулируемых цен:
- Искажение цены. Во-первых, необъективно, во-вторых, это порождает спекуляцию с соседними странами, – подчеркнул эксперт.
- Создание стимулов для спекуляции. Низкие цены внутри страны провоцируют экспорт топлива в соседние государства, где оно стоит дороже.
- Отпадают всякие стимулы производить этот продукт, потому что он невыгоден производителям. Гораздо выгоднее продать сырую нефть на экспорт за рубеж, чем поставлять ее отечественным НПЗ, – добавляет Чукин.
Ситуация в Казахстане
Чукин акцентирует внимание на том, что регулирование цен создает системные проблемы для нефтяной отрасли страны. Отечественные НПЗ вынуждены работать в сложных условиях, что замедляет их модернизацию.
– Почему у нас три основных НПЗ, которые существуют в стране, толком не модернизировались? Может, тяжело было финансировать, кое-что делали, но так, чуть-чуть и не принципиально. У нас до сих пор сохраняется дефицит по авиатопливу, – говорит наш собеседник.
Валютный фактор
Экономист также выделяет влияние курса тенге на стоимость нефти и работу НПЗ.
– Нефть – это валютный товар, она прайсится в долларах. А когда у нас курс в среднем с 460 уходит на 520, это тоже минус для НПЗ — минус производительность, потому что они покупают сырую нефть по привязке к мировым ценам в долларах, а не в тенге. Это двойной удар, – пояснил Чукин.
Проще говоря
Регулирование цен на топливо, по мнению Чукина, разрушает экономику, лишая производителей стимулов и создавая дефицит продукции.
– Цены отпускать надо, это очевидно. Вопрос теперь, как это отпускать, и что из этого получится, — подытожил Алмас Чукин.
Может быть интересно:
Бензин и дизель подорожают в Казахстане. Остался один день до принятия решения