Казахстан придет к отмене налога на транспорт. Экономист уверен, что применят модель Кыргызстана
Экономист Алмас Чукин считает, что Казахстан может отказаться от существующего налога на транспорт в пользу более рациональной системы, аналогичной той, что внедрена в Кыргызстане. По его мнению, новая модель будет выгоднее как для граждан, так и для бюджета страны. Таким мнением специалист поделился во время эксклюзивного интервью с digitalbusiness.kz
Существующий налог — устаревшая и неэффективная система
Чукин критикует действующий подход к транспортному налогу в Казахстане, который основан на фиксированных суммах, привязанных к объему двигателя.
– Этот налог совершенно бессмысленный. Можно купить 6-литровый Мерседес 15-летней давности, который на рынке уже мало чего стоит, а можно приобрести современный роскошный автомобиль с объемом двигателя 1,5 литра. Привязка к литражу — это то же самое, что устанавливать налог в зависимости от размера костюма, – заявил он.
Экономист убежден, что существующая система не только несправедлива, но и нецелесообразна, поскольку не учитывает реальное использование транспорта и нагрузку на дороги.
Кыргызский опыт
В качестве примера Чукин привел Кыргызстан, где налог на транспорт заменили акцизом на топливо. Теперь с каждого литра бензина добавляется один сом, который направляется в дорожный фонд.
– Это экономически оправданно и разумно. Кто больше ездит, тот больше потребляет топлива и разрушает дороги, соответственно, больше платит налогов. А если человек, например, пенсионер, который редко использует машину — он платит меньше. Это справедливо и прозрачно, – объяснил эксперт.
Кроме того, средства от нового налога направляются строго на развитие и содержание дорожной инфраструктуры, т.е становятся целевыми.
– В Кыргызстане они видят, куда идут деньги: с заправок в специальный фонд для дорог. Это логично. Вместо фиксированного налога, который где-то растворяется, появляется прямая связь между налогом и его целью, – добавил Чукин.
Выгода для государства в Казахстане
Экономист считает, что Казахстан рано или поздно примет эту модель.
– Я думаю, это вполне вероятно, потому что это экономически целесообразно. Более того, государство сможет собрать чуть больше средств. Например, если умножить количество проданного бензина на небольшой налог, получится значительная сумма в дорожный фонд, причем без лишней бюрократии и сложностей в администрировании, – отметил Чукин.
По его словам, новая система также облегчит жизнь для сельскохозяйственных и транспортных компаний, которые сейчас сталкиваются с высокой налоговой нагрузкой на специализированную технику.
В тему:
АИ-92 в Казахстане может подорожать почти до 400 тенге. И вот почему