АИ-92 в Казахстане может подорожать почти до 400 тенге. И вот почему

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 22.01.2025, 09:42
АЗС

В Казахстане намерены отпустить цены на ГСМ в свободное плавание. Совершенно точно — топливо начнет дорожать, но в минэнерго обещают, что повышение будет плавным. Известный экономист Алмас Чукин уверен, что процесс будет не только плавным, но и ощутимым в перспективе. Во время интервью для digitalbusiness.kz он выразил уверенность, что топливо в стране будет расти до цен в Кыргызстане и Узбекистане. Напомним, что АИ-92 там стоит 385 и 489 тенге соответственно.

– Рыночная логика и примеры соседних стран подсказывают, что к этому нужно быть готовыми. Как расти будут цены, я не знаю наверняка, но если посмотреть на уровень относительно свободных цен у соседей, наверное, в эту сторону и будет двигаться, – отметил Чукин.

Россия — это низкие цены за счет субсидий

Экономист обратил внимание на ситуацию в России, где стоимость топлива на заправках выглядит привлекательно лишь на первый взгляд (учитывая условно свободное плавание). Чукин уверен, что наша история не будет развиваться по этому сценарию:

– Там государство доплачивает бензинопроизводителям. Они несколько лет назад провели налоговый маневр, переключив на мировое ценообразование. Чтобы внутренний рынок субсидировать, они занимаются этим в скрытом виде, – пояснил Чукин.

Из-за таких субсидий российские цены, по мнению экономиста, не являются объективными и не могут служить ориентиром для Казахстана.

– К цене, которая на бензоправках в России, надо прибавлять субсидию, которую получают НПЗ. Получается, у нас должна цена должна быть выше, чем в России, если совсем рыночно считать, – подчеркнул Чукин.

Алмас Чукин

А вот как будет

По мнению эксперта, более реалистичными ориентирами для Казахстана могут быть цены в Кыргызстане и Узбекистане. Эти страны живут с относительно свободным рынком топлива.

– Наверное, цены Кыргызстана и Узбекистана – это больше на правду похоже. Бенчмарк похож на реальный уровень цен, который есть, – добавил Чукин.

Отменить регулирование придется

Рыночное ценообразование на топливо позволяет стране избежать дефицита, создать условия для развития нефтеперерабатывающих заводов и минимизировать негативное влияние на экономику. Однако для Казахстана переход к свободным ценам потребует значительных усилий, включая объяснение населению необходимости таких изменений.

В тему:

Вот почему регулируемые цены на бензин и дизель очень вредны. Мнение известного экономиста