Как оформить ЭЦП в Казахстане не выходя из дома
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) давно стала привычным инструментом среди бизнес-сообщества и простых жителей Казахстана. С ее помощью каждый из нас может, например, сдать налоговую отчетность, обратиться в государственный орган или даже подать заявление в суд. В тексте мы подробно расскажем, что такое ЭЦП, как ее можно получить удаленно и какой срок действия виртуального росчерка.
В чем преимущества электронной цифровой подписи?
Если провести аналогию, то электронная цифровая подпись полностью заменяет аналогичный формат на обычной бумаге. Проще говоря, имеет ту же силу, что и рукописный росчерк.
Пожалуй, самым важным преимуществом ЭЦП является то, что ее ни при каких обстоятельствах невозможно подделать или сымитировать. Согласитесь, в современном мире почти каждый человек или бизнес-руководитель нуждается в таком защищенном инструменте.
Что можно сделать в Казахстане с помощью электронной цифровой подписи?
Возможностей практического использования ЭЦП очень много. Сегодня в Казахстане благодаря цифровизации онлайн доступно около 90% государственных услуг. Держатель ЭЦП сможет совершить огромный спектр действий. В том числе, создать ИП или ТОО, участвовать в электронных торгах, тендерах, закупках, подать заявления или получить лицензию, разрешение на сайте электронного лицензирования. Кроме прочего, электронная цифровая подпись дает возможность удаленно обратиться в судебные органы, а еще воспользоваться поиском интересующих дел на сайте Верховного Суда Казахстана.
Наличие ЭЦП позволит обратиться в государственные органы или онлайн-приемные, получить нужные справки или документы (это можно сделать в любое время суток), а еще предоставить налоговые отчеты и статистические отчеты в компетентные органы. Речь о системах «Электронная статистическая отчетность», «Государственные закупки», «Казначейство-Клиент» и многих других.
С помощью электронной цифровой подписи можно получить массу полезной утилитарной информации: узнать о очередях в детский садик, узнать о нюансах медицинского страхования, уточнить очередь на получение квадратных метров. И, что самое важное, все это можно сделать, не выходя из дома.
Как и кто может получить электронную цифровую подпись в Казахстане?
Получить ЭЦП в Казахстане может фактически каждый. Речь как о физических и юридических лицах, так и о резидентах и нерезидентах страны. В случае последних необходимо оформить ИНН и зарегистрировать номер мобильного телефона (для частных лиц) или бизнес-идентификационного номера (БИН) – для юридических лиц.
Получить ЭЦП несложно: существует всего два варианта. В первом случае физическое лицо должно обратиться в ЦОН. С собой, кроме удостоверения личности, нужно взять смартфон. Будучи в ЦОНе, возьмите талончик в электронную очередь. Далее сотрудник центра удостоверит вашу личность. А на номер телефона поступит сообщение с уникальным кодом. Венчает оформление ЭЦП подписанное заявление.
В случае, если вы хотите получить ЭЦП как юридическое лицо, то порядок схожий. За исключением того, что оформить виртуальную подпись должен либо непосредственно руководитель фирмы или же сотрудник, который обладает соответствующей доверенностью. А если тратить драгоценное время на визит в ЦОН не хочется, то получить ЭЦП можно онлайн.
Как в Казахстане удаленно оформить электронную цифровую подпись?
Скажем сразу: нужно действующее удостоверение личности или паспорт гражданина РК,
В таком случае список манипуляций немного длиннее. Зайдите на страничку электронного правительства. К началу регистрации у вас должно быть при себе удостоверение личности, мобильный телефон, персональный компьютер с веб-камерой, а также ПО NCALayer. У вас его нет? Не переживайте: система предложит установить софт. После перейдите на вкладку «Получение ЭЦП удаленно», выберите вид подписи. Следующий шаг – указать лицо (физическое или юридическое), которое будет использовать ЭЦП. После необходимо ввести установочные данные и отправить электронную форму.
Важный момент. При регистрации ЭЦП ваши данные должны находиться в Базе Мобильных Граждан (БМГ). Если вы это сделали ранее, то система подтвердит ваши данные через видеопроверку. В противном случае с помощью виртуального ассистента (в процессе получения ЭЦП вы найдете такую функцию) можно исправить этот пробел. Все прошло успешно? Теперь необходимо пройти идентификацию (для этого также нужна камера) через Digital ID, после чего система перебросит вас на страничку Национального удостоверяющего центра (НУЦ) Республики Казахстан.
На портале проходим проверку номера мобильного телефона и удостоверения личности. После подписываем соглашение на обработку персональных данных. Потом система попросит вас указать e-mail и выбрать место хранения ключей ЭЦП и путь к нему. Конечной манипуляцией станет итоговая подача заявки и обновление ее статуса. Как правило, на это уходит около 10 минут. Теперь вам остается лишь скачать сертификаты электронной цифровой подписи.
Инструкция в видеоформате:
Сколько действует электронная цифровая подпись и как ее продлить?
ЭЦП, выпущенная на файловой системе, в Казахстане действует один год. Впрочем, если ключи ЭЦП выпущены с помощью защищенных носителей информации (удостоверение личности, eToken PRO 72K, JaCarta, Kaztoken, Akey), то подпись остается валидной в течении 3 лет.
С окончанием срока встанет вопрос о продлении ЭЦП. Забыть про это событие вряд ли получится. После каждого использования подписи отображается срок ее действия вплоть до секунд. А еще за месяц, 15 дней и неделю до дня «Х» вас оповестят с помощью уведомления либо SMS-сообщения.
Перевыпустить ЭЦП несложно. Зайдите на портал Национального удостоверяющего центра, заполните форму и нажимаем на меню «Обновить список ключей». Далее заходим на вкладку «Мои ключи ЭЦП» и переходим на контекстное меню «Перевыпуск ключей ЭЦП», где заполняем анкету, после чего нажимаем «Подать заявку» – готово.
Выводы
- ЭЦП значительно упрощает доступ к множеству государственных услуг, а также способствует более удобному ведению бизнеса.
- С помощью ЭЦП можно быстро и эффективно решать повседневные задачи (получение справок, информация об очередях в детский садик), так и, например, открыть ИП, ТОО, быстро подписывать контракты и соглашения.
- Электронную цифровую подпись можно быстро оформить в Центре обслуживания населения или сделать это дистанционно. Самое весомое преимущество ЭЦП заключается в том, что все услуги можно получить не выходя из дома и в любое время суток.