«В венчурную историю должны приходить системные игроки». Марат Толыбай – о поддержке стартапов со стороны корпораций и государства

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 24.12.2024, 08:50
Марат Толыбай

Основатель венчурной компании Activat VC Марат Толыбай

В цикле «Kazakhstan Venture» вместе с известными экспертами мы обсуждаем события в ИТ-индустрии и пытаемся спрогнозировать, что ее ожидает в ближайшем будущем. Сегодня публикуем интервью с основателем венчурной компании Activat VC Маратом Толыбаем.

Поговорили о том, каким получился 2024 год для нашей стартап-экосистемы и когда на венчурном рынке появится дополнительный капитал, которого сейчас сильно не хватает. Также обсудили участие государства в ИТ-отрасли и важность присутствия стартаперов в составе правительственных делегаций при зарубежных визитах.

«В этом году меня больше всего впечатлили эти 5 проектов»

– Марат, в этом цикле мы традиционно спрашиваем у наших собеседников, какие казахстанские стартапы смогли добиться серьезного прогресса в 2024-м году. Кого бы вы хотели отметить?

– Выделю 5 проектов. Первый – 1Fit. Они в этом году активно масштабировались: вышли на рынок Юго-Восточной Азии, запустились в Мексике, где уже смогли показать трекшен.

Второй – Hero’s Journey. Команда привлекла $6 млн инвестиций для выхода на американский рынок. И с учетом той динамики, которую они демонстрируют в Казахстане, думаю, в США у них все получится

Третий – Cerebra AI, который уже успешно развивается в Штатах. На мой взгляд, этот стартап должен стать для наших ИТ-предпринимателей некой ролевой моделью, которая вдохновляет и мотивирует выходить на большие международные рынки.

Досжан Жусупов

Основатель и CEO CerebraAI Досжан Жусупов

Четвертый – Citix. Они классно растут в Казахстане и при этом выходят на новые рынки. Знаю, что в этом году запустились в Дубае, а оценка компании уже равна $100 млн.

Пятый – CodiPlay. Ребята были в этом году на слуху: получали международные награды и активно заключали контракты со школами в Казахстане и за рубежом, в том числе на довольно конкурентных рынках.

– В этом году Activat VC сделала первый экзит, продав свою долю в таджикистанском стартапе ZYPL.AI. А в какие ИТ-проекты компания инвестировала?

– Вложились в 6 проектов, среди которых есть один казахстанский стартап – BeHype. Не могу назвать точную сумму инвестиций, так как договорились с их фаундером Айгерим Бейсембиной не разглашать эту информацию. Скажу только, что зашли в районе нашего декларируемого чека.

Айгерим Бейсембина

Основатель и CEO BeHype Айгерим Бейсембина

Обычно инвестируем за один раунд не больше $100 тысяч. Ведь мы себя позиционируем как фонд ранней стадии. Так, по итогам 2024-го года в общей сложности профинансировали на сумму около $400 тысяч.

«Нам важно усиливать имидж казахстанских стартапов на международной арене»

– Некоторые венчурные инвесторы, с которыми мы общались ранее, отмечали, что количество сделок в Казахстане за последнее время особо не увеличилось, а может даже уменьшилось. Согласны с таким утверждением?

– Я думаю, что наш венчурный рынок проходит органический процесс становления. Сперва появились евангелисты в лице бизнес-ангелов, которые заходили в стартапы с маленькими чеками. Затем стали создаваться венчурные фонды: MOST Ventures, MyVentures, Tumar Venture Fund и так далее, способные предоставлять по несколько сотен тысяч долларов.

Теперь мы пришли к стадии, когда необходимы серьезные деньги для закрытия больших раундов. Понятно, что у частных инвесторов таких ресурсов нет, поэтому в венчурную историю должны приходить системные игроки. И они постепенно начинают этим заниматься. Например, банки. Тот же Kaspi, вложившийся в свое время в Kolesa Group. Или Freedom Holding, который уже имеет опыт инвестирования в различные ИТ-проекты. Еще один хороший пример корпорации в венчуре – строительная компания BI Group. Насколько мне известно, они очень много денег вкладывают в стартапы через отдельное подразделение. У «Казахтелеком» должен появиться фонд.

Марат Толыбай

Мне кажется, что в следующем году наши корпорации созреют и начнут совершать со стартапами большие сделки на несколько миллионов долларов. Конкуренция между собой будет вынуждать их искать технологичные решения, чтобы занимать новые ниши и укреплять собственные экосистемы.

– Не так давно премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов анонсировал создание фонда фондов венчурных инвестиций и объявил, что уже получены заявки на стартовый капитал размером более $100 млн. Как думаете, это поможет ИТ-экосистеме?

– Безусловно. Считаю, это правильный шаг. Более того, коллеги из IT Park в Узбекистане рассказывали, что в течение 1-2 месяцев в их стране также появится фонд фондов – уже готовятся нормативные акты. Уверен, что создание такой структуры у нас и в Узбекистане придаст импульс венчурной индустрии во всей Центральной Азии.

Однако помимо финансирования нам еще важно усиливать имидж казахстанских стартапов на международной арене. Тут имею в виду более проактивную позицию нашего государства с точки зрения стратегического развития ИТ-движения. Ведь сейчас в правительственных делегациях от Казахстана в другие страны, как правило, компанию президенту или премьер-министру составляют промышленники и аграрии. А вот стартаперов там нет, потому что их не воспринимают как значимый элемент экономики. Возможно, никто не задумывается, что помимо полезных ископаемых можно экспортировать на внешние рынки и технологии.

Марат Толыбай

В результате Казахстан за рубежом воспринимается исключительно как сырьевая страна, ведь за столом вместе с госслужащими сидят представители нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей. А представьте, если бы вместе с ними были стартаперы – Илияс Исатаев, Досжан Жусупов и другие. Это позволило бы нам показать себя как прогрессивную цифровую страну, которой, на самом деле, мы уже являемся. А казахстанские ИТ-предприниматели и их продукты получали бы большую узнаваемость на уровне правительства других стран. Это впоследствии могло бы сильно облегчить решение различных организационных вопросов, вроде открытия представительства или переговоров по работе с местным госсектором.

Возможно, такое развитие событий кому-то кажется сейчас невероятным, но я уверен, что совсем скоро все так и будет.

«Появление региональных ИТ-хабов позволит находить и раскрывать новые таланты, что даст серьезный буст всей индустрии»

– На ваш взгляд, что в следующем году ожидает венчурную экосистему Казахстана и региона в целом? Будет ли стартапам проще привлекать инвестиции, выходить на новые рынки?

– Считаю, продолжится постепенный рост. При этом, уверен, в ближайшие годы точно будут новые кейсы с большими раундами как у Hero’s Journey. Предпосылки для этого есть.

Во-первых, на венчурном рынке появляется больше игроков: пришел фонд BYB Capital, Мурат Абдрахманов создал целую экосистему МА7 Ventures. Корпорации, пускай и не быстро, но все-таки идут в венчурную историю. Плюс в Кремниевой долине и Саудовской Аравии появились специализированные ИТ-хабы, которые помогают стартапам из нашего региона развиваться, в том числе искать финансирование, на рынке этих стран.

Марат Толыбай

Во-вторых, крупные экосистемные игроки, такие как Astana Hub, хорошо драйвят рынок. Мне очень нравится их инициатива с открытием региональных ИТ-хабов в областных центрах Казахстана. Такой шаг позволит находить и раскрывать новые таланты, что даст серьезный буст всей индустрии.

У меня оптимистичный настрой на будущий год. Да, у нашей индустрии есть определенные проблемы, которые нужно решать, но в целом мы движемся в правильном направлении.

– Финальный вопрос: от каких казахстанских стартапов стоит ожидать большого рывка в 2025 году?

– Хочу рассказать о наших портфельных стартапах. Первым делом отмечу Garderob. У этого проекта хороший трекшен в Казахстане, а сейчас ребята масштабируются на европейский рынок. Думаю, у них получится там закрепиться.

Диас Нурланов

Фаундер Garderob Диас Нурланов. Фото: Батыр Аубакиров

Большой потенциал у BeHype. Этот стартап работает в растущей нише продвижения через социальные сети, которая только выходит на пик. Думаю, если они будут действовать грамотно, то смогут снять все сливки с рынка.

Еще возлагаю надежды на проект QazTracker. Они делают электронные ошейники для скота, которые позволяют отслеживать животных на карте. А еще фиксируют различные показатели их здоровья, что помогает предотвращать заболевания. На самом деле, это очень актуальное решение для стран, где развито отгонное животноводство – Австралии, Аргентины и так далее. Поэтому у ребят есть все шансы в следующем году громко заявить о себе.