В Казахстане создали ИТ-систему, которая поможет автоматизировать учет воды в стране

Дата публикации: 24.12.2024, 12:35

В недавней колонке эксперт в сфере управления водными ресурсами Асхат Майлин рассказал, как ИТ-решения могут помочь нашей стране справиться с нарастающей проблемой дефицита пресной воды. Но сам Асхат несколько лет развивает важные digital-проекты, которые помогают Казахстану автоматизировать учет и прививать людям рациональное потребление этого ресурса уже здесь и сейчас. Digital Business поговорил с Асхатом и узнал, как компания подключила к умным счетчикам больше 800 тысяч абонентов и за счет чего планирует почти полностью автоматизировать работу водоканалов.

«Мы автоматизировали учет воды и разгрузили сотрудников водоканалов в Казахстане»

— Асхат, сейчас вы эксперт в области водоснабжения. Но, насколько известно, вы и предприниматель. Расскажите, пожалуйста, подробнее о себе.

— В 2006 году окончил университет в Павлодаре по специальности «Бухгалтерский учет». После пошел работать по профилю на местный завод, затем получил шанс проявить себя в одной из компаний BIG 4 в Алматы. Спустя время понял: хочу попробовать создавать проекты сам.

Первый самостоятельный проект — электролизный завод в Павлодаре. Строили его вместе с моим партнером. Далее — уже по приглашению других инвесторов — вдвоем создавали еще одно производство в Караганде.

В 2014 году, когда за плечами было несколько успешных кейсов в строительстве, мы изменили сферу и возвели первый ЖК. Делали все под ключ — сам комплекс, территорию вокруг него, инженерные коммуникации, в том числе канализацию и водоснабжение. Последний пункт этого списка вызывал у меня наибольший интерес, потому что чистая вода в каждом доме — это то благо, которое делает жизнь людей комфортной. И на тот момент оно было далеко не у всех в Казахстане.

Когда построили и сдали ЖК, я решил сфокусироваться только на инженерном строительстве и заняться вопросами воды, так как эта тема по-настоящему драйвила меня: видел колоссальную перспективу и огромную пользу для людей. Так организовал компанию «Комфортный город».

— Знаю, что вы запускали IoT-систему для водоканалов. Как возникла эта идея?

— Она появилась не сразу. До этого завершили несколько проектов. Например, построили насосную станцию в Астане, которая позволила оптимизировать водоснабжение столицы для 1,2 млн жителей.

Когда начал разбираться в теме, увидел боль многих водоканалов в Астане и в Казахстане в целом. На тот момент, а это был 2016 год, в городе шла интенсивная застройка. Каждое новое здание подключалось к инженерной сети и приносило сотни, если не тысячи новых пользователей для организации.

Чтобы контролировать качество работы сети и следить за платежами, в водоканале есть своя группа учета. В нее входят контролеры, которые ходят по квартирам, офисам и предприятиям, и еще одно подразделение — оно выставляет квитанции и мониторит документооборот.

И как только началась массовая интенсивная застройка, сотрудники водоканалов больше не успевали делать свою работу: снимать показания счетчиков и выставлять те самые счета на оплату. Это плохо и для потребителей. Почему — расскажу на собственном примере: я часто видел, что цифры в квитанции сильно отличаются от реальных, причем как в сторону занижения, так и в сторону завышения показателей. Ты платишь столько, сколько просят, а спустя несколько месяцев оказывается, что был неправильный расчет, — и тебя просят внести еще одну кругленькую сумму.

Устоявшаяся система не справлялась с нагрузкой. Так появилась идея — внедрить систему IoT (интернет вещей — прим. Digital Business) для автоматизированного учета воды и сделать так, чтобы данные о потреблении поступали в водоканал вовремя, корректно и без человеческого участия.

Когда мы с партнером задумались о разработке системы учета, столкнулись с некоторыми особенностями сферы ЖКХ: очень много точек, куда предстояло устанавливать приборы, находятся в труднодоступных местах и со слабым уровнем сигнала интернета. Например, в колодцах на глубине больше 3 метров или в подвалах с бетонными перегородками. Чтобы все работало корректно, решили делать IoT-модемы на технологии NB-Fi с большим покрытием.

«IoT-приборы собираем в Казахстане и уже подключили больше 800 тысяч абонентов»

— В чем суть решения?

— Вместе с компанией Waviot создали систему устройств, которые функционируют в связке со счетчиком. Благодаря технологии NB-Fi они отправляют данные с прибора в водоканал. Информация передается регулярно, ее можно обновлять хоть каждый день. Так организация получает достоверные данные и вовремя выставляет счета, чтобы избегать дебиторских задолженностей, контролеры освобождают массу рабочего времени для других более важных задач, а пользователь всегда видит в квитанциях актуальные цифры.

От идеи до запуска прошло примерно 2,5 года: в 2016 году начинали с концепции, в 2018 уже был первый клиент — водоканал столицы «Астана Су Арнасы». Тестировали систему на 100 тысячах устройств в Астане, сейчас их — больше 800 тысяч. Примерно половина расположена в Астане, остальные — во всех крупных городах Казахстана. И мы точно можем говорить, что стали поставщиком №1 в IoT-сфере для Казахстана по числу подключенных абонентов в отрасли ЖКХ.

— Кажется, что внедрять инновационные решения в такой консервативной сфере как ЖКХ непросто, потому что люди уже привыкли работать в отлаженной системе. Как убеждали руководителей и других людей в водоканалах попробовать что-то новое?

— Самый простой путь — не ломать систему. Мы не делали никаких резких движений и пытались встроиться в уже существующую парадигму. Заходили с главным аргументом и одновременно потенциальным клиентским возражением: стоимостью услуг.

Сами устройства и передача данных не бесплатны. Но перекладывать эти расходы на клиента было бесполезно, потому что подавляющее большинство организаций сразу бы ответило отказом. Поэтому при выстраивании бизнес-модели решили, что ни водоканал, ни его клиенты не будут ни за что платить. Наша компания возьмет все затраты на себя, но взамен попросит выстроить в Казахстане экосистему, где продажа приборов учета будет покрывать все расходы. Так мы убрали главное противоречие и со старта не боролись с представителями сферы, а выступили их союзниками.

— То есть бизнес требовал достаточно больших стартовых вложений. Расскажите, где брали деньги на запуск проекта?

— На самом деле, для теста гипотезы на старте нужны были не такие уж и большие деньги. Насколько помню цифру из 2016-2017 годов, речь идет о 20-30 млн тенге. Главная сложность была не в финансах, а в опыте: мы с партнером только выходили из строительства в IoT, по большому счету.

А деньги в этот проект инвестировали из других направлений.

— Сами устройства собираются в Казахстане — или это импортные решения?

— Изначально привезли эту разработку из Сколково. Но со временем, когда поняли, что проект работает и действительно будет развиваться, перевезли все в Казахстан. Сейчас у нас собственное производство и сборочный цех в Алматы. Все, за исключением микрочипов и самых сложных деталей, которые делаются в нескольких странах мира, создается в Казахстане.

«С ESEP наладим коммуникацию водоканалов с их клиентами»

— Какие проекты развиваете сейчас?

— Основной фокус — экосистема ESEP. По сути, это место, с помощью которого можно наладить быструю коммуникацию водоканалов с их клиентами.
Изначально ESEP планировался как приложение для контролеров, которое автоматизирует вообще всю их работу. Часть со сбором данных со счетчиков покрывает наша IoT-система, но был и еще один огромный фронт работ, который касался документов. Например, акты о поверке приборов (процедуру нужно проводить каждые 6 лет), их опломбировании и снятии показателей. Это много разных бумаг, заполнение которых съедало кучу времени.

С помощью ESEP сделали так, чтобы все эти документы формировались автоматически в специальном приложении на смартфоне контролера, а также передавались в общую базу данных водоканала. Только это решение ускорило работу сотрудников в десятки раз.

Чтобы было где собирать и анализировать эти данные, в компаниях установили независимые сервера. Так сделали единое решение, которое цифровизирует процессы водоканалов.

— Вы говорили, что система полезна и клиентам водоканала. В чем профит от решения для них?

— Для потребителей сделали много полезного. Остановлюсь на двух основных вещах:

  1. С помощью ESEP владелец квартиры или любого другого помещения сможет мгновенно узнавать о протечках и других ЧП. Если случилась авария, человек получит уведомление на телефон об аномальном потреблении воды. Сейчас думаем над тем, что можно устанавливать специальные запирающие клапаны для того, чтобы ESEP автоматически перекрывал подачу воды в таком случае;
  2. Система может анализировать все точки потребления воды. Например, кран, от которого запитана стиральная или посудомоечная машины. Это полезно для того, чтобы рационализировать собственные траты.
Асхат Майлин

Кроме того, ESEP, который уже включает нашу IoT-систему, будет полезен для людей после введения дифференцированного тарифа на воду. Благодаря этому комплексному решению каждый потребитель продолжит получать корректные счета на оплату — а значит, больше не будет ситуаций, когда раз в несколько месяцев тебе придется переплачивать после сверки приборов.

— А что, если водоканал работает с другим поставщиком IoT-систем, а не с вами? Тогда экосистема работать не будет?

— Почему? В ESEP мы сможем объединить все системы передачи данных, а не только те, которые представляем на рынке Казахстана сами. Наша основная задача — дать пользу водоканалам и потребителям, а не захватить рынок IoT-систем. И с помощью нашего продукта, уверен, успешно с ней справимся.

«Для установки серверов в водоканалы получили сертификат безопасности от КНБ»

— Вопрос про команду. Сколько человек участвовало в разработке продукта и как много времени ушло на создание ESEP?

— На разработку и тестирование продукта ушло 1,5 года. Это немного с учетом того, что создавалось сложное ИТ-решение, которое должно быть понятно как водоканалам, так и потребителям.

Инхаус-команда — это 20 человек, половина из них разработчики. Также привлекали специалистов на аутсорсе и аутстафе для решения точечных запросов.

— Также вы говорили про сервера в водоканалах, где хранятся данные. А свой общий ЦОД у вас есть — или это проблема заказчиков?

— Есть собственный ЦОД. И это отдельная очень интересная тема: хранение данных в этой сфере находится под контролем государства, так как объекты водоснабжения считаются важными элементами инфраструктуры страны.

Чтобы устанавливать сервера в водоканалы, нам пришлось получить сертификат информационной безопасности от КНБ. И мы единственная компания в Казахстане в этой сфере, имеющая такой документ.

Асхат Майлин

«Планируем интеграцию с банками второго уровня и eGov»

— За счет чего планируется окупаемость ESEP?

— Здесь такая же ситуация, как и с IoT-системой. Сам ESEP, включая сервера и поддержку ПО, бесплатный как для водоканалов, так и для потребителей.

А зарабатывает проект за счет продаж систем передачи данных и приборов учета. С учетом этого можно сказать про окупаемость стартовых затрат — около 200 млн тенге — и даже небольшую прибыль.

— И заключительный вопрос — про планы по развитию продукта.

— Видим большую перспективу в интеграции с различными серверами, чтобы повышать ценность ESEP как экосистемы. Вот пара вариантов коллабораций, над которыми плотно работаем сейчас:

  • Хотим провести интеграцию с банками второго уровня. Это будет полезно для оплаты услуг, связанных с ЖКХ. Например, когда у человека подойдет срок поверки прибора учета, он сможет оплатить эту услугу внутри нашего приложения. Или вызвать сантехника, когда дома что-то случилось.
  • Важно сделать интеграцию с eGov. Если сделаем это, решим большую проблему в скорости передачи данных между водоканалами и госорганами. Это будет полезно для удобства клиентов. Например, сейчас при смене собственника жилья данные об этом могут кочевать между организациями по полгода. Я с этим столкнулся, когда заезжал в другую квартиру: сам ходил подавать новые данные, прикладывал договор купли-продажи, но еще полгода получал счета на оплату, в которых был указан предыдущий владелец.

Если говорить про более глобальные планы, то хотим сделать ESEP экосистемой для всего Казахстана, которая будет упрощать жизнь водоканалов и их клиентов. Наша цель — через год-полтора вырасти по числу абонентов в два раза. Это примерно 1,5 млн абонентов в стране.