В 17 запустил стартап, но отказал инвесторам. История продакт-менеджера из Жезказгана
Баглану Жаркенову 21 год. В 17 лет парень выиграл свой первый хакатон и стал студентом Назарбаев Университета, а в 18 попал на стажировку в национальное космическое агентство США — NASA в Хьюстоне. Параллельно с учебой изучал маркетинг и развивал свой еdtech-стартап – приложение, которое хранит оцифрованные версии школьных учебников, а также рассказывает о предстоящих олимпиадах и стажировках. Несмотря на привлечение инвестиций, проект пришлось закрыть, а Баглан сосредоточился на карьере продакт-менеджера: успел поработать в стартапе и Банке ЦентрКредит.
Узнали у парня, чем он занимался в NASA, почему отказался от инвестиций для стартапа и решил закрыть проект. Также он рассказал, как развивалась его карьера в сфере маркетинга, благодаря чему он получил оффер от большой ИТ-компании, и о планах по запуску нового стартапа.
«Стажировался в NASA, находясь в Жезказгане»
– До середины десятого класса думал поступать в казахстанский вуз, ведь почти ничего не знал о возможностях учебы за границей. Однако благодаря олимпиадам и исследовательским проектам много ездил по стране, знакомился с учениками НИШ, Spectrum и других школ. Вскоре понял, что поступить на грант за рубеж — реально.
Особенно вдохновился институтами Лиги Плюща. Начал подготовку и к концу 11 класса смог поступить в три казахстанских и шесть зарубежных вузов еще до сдачи ЕНТ. По личным причинам остался в Казахстане и стал студентом Назарбаев Университета. Учился на факультете Computer Science в Школе инженерии и цифровых наук. Считаю НУ одним из лучших учебных заведений не только в Центральной Азии, но и в СНГ.
Еще была стажировка в NASA. О такой возможности узнал от студента РФМШ Жалына Кабыкена. Решил попробовать силы, когда мне было 16 лет, но с первой попытки не получилось. Год спустя вновь подал заявку и прошел. Программа должна была проходить в Хьюстоне, и я даже получил финансирование. Однако из-за пандемии пришлось пройти стажировку дистанционно. Находился в Жезказгане, но работал по времени Хьюстона.
Основной задачей было изучение и разработка миссии по добыче полезных ископаемых на астероиде 16 Psyche. Я возглавлял команду и продумывал многие аспекты миссии, включая методы добычи, системы жизнеобеспечения экипажа и планирование графика на основе орбитальной механики.
В 2021 году также участвовал в программе по астрофизике Summer Science Program (SSP) от Калифорнийского технологического института (Caltech). Вместе с командой и ментором мы проводили исследования в области определения орбиты околоземных астероидов, для этого изучали астрономию, физику, математику и программирование на Python. Я стал одним из первых студентов из Центральной Азии, который смог поступить на программу и получить полный грант в размере $3900. Эти деньги должны были покрыть все расходы на обучение, однако из-за пандемии и эту стажировку пришлось проходить дистанционно.
«Отказался от инвестиций, так как не был готов отдать 30-40% доли в проекте»
– В 11 классе вместе с другом начал разрабатывать свой pet-проект — мобильное приложение Qadam. Началось все с того, что я потерял школьный учебник: пришлось купить новый, чтобы вернуть в библиотеку. Мой друг Самат столкнулся с такой же проблемой, поэтому стали думать, как ее решить. Поняли, что бумажные книги создают ряд неудобств: требуют значительных государственных затрат на переиздание, а за их утерю приходится дополнительно платить. Самат предложил оцифровать пособия и создать сервис, где они будут храниться.
Стали думать, какие дополнительные функции можно включить в приложение. Ориентируясь на проблемы школьников, решили добавить раздел с уведомлениями о различных олимпиадах, стажировках и т.д. Также вдохновились американским сервисом Common App (некоммерческая организация, включающая более 1000 колледжей и университетов, которая упрощает, информирует и поддерживает процесс подачи заявлений на колледжи – прим. Digital Business) и решили сделать из Qadam его казахстанский аналог. Таким образом, проект из B2C постепенно перешел сначала в B2B, а затем и в B2G формат. Вместе с проектом участвовали в инкубационных программах и даже получили приглашение на Web Summit в 2022 году.
Для Qadam впервые решил искать финансирование. Подготовил питч и обратился примерно к двадцати потенциальным инвесторам. Тогда мало что знал о венчурном капитале, в основном обращался к традиционным предпринимателям, которые заинтересованы в быстром доходе, а не в долгосрочном росте капитализации. Приглашал их на кофе, проводил презентации, рассказывал о проекте и обсуждал условия. Порой казалось, что этот процесс повторяется бесконечно, и каждая встреча становилась более напряженной. Но постоянно получал новый опыт и становился увереннее в своем проекте.
В итоге удалось привлечь внимание двух потенциальных инвесторов, которые в сумме предложили около $49 тысяч. Однако решил отказаться. Предприниматели хотели около 30-40% доли в проекте, что невыгодно на таком этапе. У меня уже был партнер с половиной доли, плюс планировали расширить команду, а значит, дополнительно распределять доли. Отдать почти половину проекта на этапе pre-seed, еще до того, как он обрел стабильную базу, было слишком рискованно.
Из личных средств почти ничего не вкладывал. Иногда тратился на таргет, но суммы были скромными: в 17-18 лет у меня не было значительных накоплений. Пытался зарабатывать и откладывать деньги, чтобы поддерживать проект, но значительная часть средств уходила на текущие нужды.
«Казалось, что идеальный продукт — залог успешных продаж»
– В то же время фокус тогда был не на монетизации, а на создании полезного сервиса и привлечении пользователей. Клиентов не было, однако провели тестовый запуск в своей школе в Жезказгане: наблюдали, как ученики используют приложение, и собирали обратную связь для улучшения. Изначально планировал доработать Qadam до совершенства, а уже потом выйти на рынок. Тогда казалось, что идеальный продукт — залог успешных продаж. Теперь согласен с известной цитатой основателя LinkedIn Рида Хоффмана: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно».
Несмотря на определенные успехи, решили закрыть проект. На это было несколько причин. Во-первых, нам не удалось найти устойчивый Product Market Fit. Продукт превратился в бесполезный суперапп: функций много, но часть из них бесполезные. Во-вторых, работа с государственными заказчиками оказалась сложной и требовала намного больше времени и ресурсов, чем мы ожидали. В-третьих, у нас с партнером был сильный расфокус — учеба в университете и основная работа отнимала много сил, на стартап времени почти не оставалось.
«Сейчас основная цель — протестировать несколько своих гипотез»
– Еще в старших классах начал изучать маркетинг в социальных сетях и брал клиентов как фрилансер. Например, во время стажировки в NASA через одного приятеля познакомился с предпринимателем, который занимался дропшиппингом в США. За месяц смог привлечь в его инстаграм-аккаунт около 120 тысяч подписчиков и набрать более 75 млн органических просмотров. Зимой 2022 года продвигал NFT-проект, где за две недели набрали 15 тысяч подписчиков в Twitter и Discord. Таким образом для личного заработка старался параллельно заниматься маркетингом.
После того, как окончательно закрыл свой стартап, решил набраться опыта и постепенно перешел в продакт-менеджмент. Начал свою карьеру в этом направлении с позиции product marketing manager в образовательной платформе FocusED Бакытжана Жакажанова. Чуть больше года проработал продактом в Банке ЦентрКредит, а летом 2024-го окончил Школу Менеджеров Яндекса: стал одним из 50 лучших специалистов среди 3600 middle/senior кандидатов по СНГ. В рамках обучения жил в Москве и вместе с командой разработки создавал продукт для компании. После этого получил оффер от Яндекса, однако не был готов к релокации и отказался.
Сейчас основная цель — протестировать несколько своих гипотез. Если они подтвердятся, то займусь новым стартапом. Обычно, даже работая над чем-то одним, параллельно проверяю приходящие идеи. Считаю, это хороший подход. Он помогает избежать главной ошибки начинающих стартаперов — запуск проекта без анализа и проверки гипотез.