Все заинтересованы в стабильном тенге. Досым Сатпаев о девальвации
Почти все девальвации в Казахстане происходили под воздействием внешних факторов, на которые ни президент, ни правительство, ни Нацбанк повлиять не могут: таким мнением в эксклюзивном комментарии digitalbusiness.kz поделился известный политолог Досым Сатпаев.
— Любимым инструментом имитации контроля над ситуацией были только валютные интервенции, которые всегда имели лишь временный эффект. Но, в отличие от прошлых лет, действующая власть оказывается в более сложной ситуации, так как после январских событий 2022 года она очень сильно опасается роста социальной напряженности, а резкое падение курса нацвалюты нанесет серьезный удар по благосостоянию многих казахстанцев и приведет к новому витку инфляции, которая, как известно, является налогом на бедность, — считает Досым Сатпаев.
По словам нашего собеседника, резкое падение курса нацвалюты — это сейчас не только финансово-экономический вопрос, но также имиджевый.
— Например, недавно, еще до девальвации, аналитики Halyk Finance подсчитали, что около 50% жителей Казахстана имеют среднемесячный доход ниже минимальной зарплаты. Также большинство казахстанских семей на продукты питания уже тратят более 60% своего дохода. А согласно коэффициенту Энгеля* — это уже признак бедности. Экономист Рахимбек Абдрахманов также недавно привел цифры что по данным Нацбанка 61% казахстанцев не имеют сбережений. И сейчас это количество увеличится. Также, по его данным, 7 миллионов из 9 миллионов экономически активных казахстанцев находятся в черных списках банков как должники по кредитам, — отмечает Сатпаев, подчеркивая, что власть заинтересована в том, чтобы курс тенге был стабильным.
Коэффициент Энгеля
Измеряет удельный вес расходов населения на продукты питания в общих потребительских расходах. Вслед за увеличением заработных плат семей постоянно уменьшается доля средств, идущих на покупку продуктов питания.