Beeline, что с интернетом? Оператор ответил на острые вопросы абонентов

Дата публикации: 20.11.2024, 17:00
Обновлено: 20.11.2024, 21:45
2024-11-20T21:45:49+00:00
девушки с телефоном

Фото: Катерина Малама

Digital Business продолжает цикл материалов о качестве мобильного интернета в Казахстане. Мы уже опубликовали ответы Kcell на вопросы, волнующие пользователей. Сегодня делимся обратной связью еще одного оператора – Beeline. В компании рассказали, по каким причинам приходится демонтировать инфраструктуру, почему интернет от Beeline не ловит в горах и как пользователи могут помочь операторам улучшить качество связи.

Про взаимодействие с радиофобами и проблемы при установке базовых станций

«Порой многие люди соглашаются принять позицию радиофобов, только чтобы не выяснять отношения»

– В каких регионах пришлось убрать больше всего базовых станций? Становится ли из года в год больше случаев демонтажа БС?

Beeline: – Чаще всего мы сталкиваемся с требованиями убрать антенны в больших городах: Астане, Алматы, Жезказгане, Шымкенте, Актау и Павлодаре. Именно там, где больше абонентов и выше нагрузка на сотовую сеть.

Каждый год нам необходимо устанавливать все большее количество базовых станций, поскольку растет количество абонентов и объем потребляемого ими интернет-трафика. Поэтому чаще сталкиваемся с радиофобами, которые крайне негативно настроены по отношению к операторскому оборудованию. Такие люди требуют демонтировать существующие станции или не дают согласия на установку новых БС.

Еще одна проблема – слишком высокие цены на аренду мест на крыше для установки БС.

– Из-за чего мобильному оператору обычно приходится убирать инфраструктуру? Как в целом выглядит эта процедура?

Beeline: – По законодательству для установки базовой станции необходимо согласие большинства жителей дома. Однако в реальности противники сотовой связи занимают принципиально оппозиционную позицию. Убеждают соседей не соглашаться, скандалят, угрожают, ложатся под технику, нападают на инженеров, самовольно демонтируют и ломают оборудование. Поэтому порой остальные жильцы соглашаются принять позицию радиофобов, только чтобы не выяснять отношения. При этом речь идет не только о жилых домах, но и объектах малого предпринимательства: магазинах, автомойках и т.д. Негативно настроенные активисты вынуждают хозяина недвижимости разорвать договор.

Beeline

Другая история – не рыночная величина аренды места на крыше. Некоторые собственники повышают цены до 500-700 тысяч тенге в месяц, а это слишком дорого и нерентабельно. Если оператор пойдет на такие условия в одном случае, вскоре придется соглашаться и в остальных. Учитывая десятки тысяч БС по всей стране, расходы вырастут многократно.

В городах с активной застройкой приходится искать место для базовой станции из-за появления новостроек. Появившаяся высотка блокирует радиосигнал, который не может проникнуть сквозь здание по законам физики. Кроме того, застройщики не планируют инфраструктуру под сотовую связь и не предупреждают операторов о планах строительства, поэтому жильцы новых ЖК часто остаются без связи.

«Излучение домашней микроволновой печи выше, чем у базовой станции»

– Принимали ли вы какие-либо меры, чтобы убедить людей сохранить базовую станцию? Почему договориться не удается?

Beeline: – Основное конкурентное преимущество мобильного оператора – это покрытие. Компания прилагает максимум усилий, чтобы договориться с местными жителями. Инженеры рассказывают о безопасности радиоволн, проводят замеры и показывают, что излучение домашней микроволновой печи выше, чем у базовой станции, демонстрируют заключение СЭС, приглашают на переговоры сотрудников акимата и Минцифры. Однако радиофобия – нерациональное явление, и убедить людей не удается, несмотря на очевидные доказательства безопасности технологии. Представители власти также не могут повлиять на исход ситуации.

При этом на складах оператора хранятся сотни комплектов готового к установке оборудования.

– Сколько времени и денег требуется для установки одной базовой станции? Насколько в целом это сложная процедура?

Beeline: – Стоимость базовой станции может достигать 100 млн тенге с учетом оборудования, антенно-мачтового сооружения, высотно-монтажных работ и других расходов. Сам процесс связан со сложностями на разных этапах:

При согласовании участка. Базовые станции располагаются или на антенно-мачтовых сооружениях, или на крышах зданий. В большом городе найти свободный участок сложно, поэтому инженеры ведут переговоры с владельцами БЦ, участков в частном секторе и собственниками квартир в жилых домах. В районах с радиофобией специалисты могут месяцами обходить дома в попытках договориться об установке БС.

При оформлении документов. Помимо согласия жильцов оператор должен получить:

  • заключение СЭС (санэпидемстанции)
  • разрешение на использование радиочастотного спектра
  • архитектурно-планировочное задание
  • разрешение на строительство в управлении градостроительного контроля, если требуется антенно-мачтовое сооружение.

На это уходит от 6 до 9 месяцев. Часто, когда бумаги готовы и оператор начинает установку, жители меняют свое решение. Приходится искать новый участок, а потом заново собирать документы.

Чтобы повысить эффективность работы операторов, необходимо упростить процесс оформления документов. А решить проблему с радиофобами поможет применение опор двойного назначения – это часть городской инфраструктуры со столбами освещения и видеонаблюдения, рассчитанная еще и на базовые станции. Такие конструкции выше и массивнее обычных фонарных столбов.

Опора двойного назначения

«Белые пятна», интернет в горах, на массовых мероприятиях и загородных трассах

«Оператору для поддержания скорости нужно постоянно устанавливать новое оборудование и модернизировать существующее»

– Какое количество базовых станций требуется установить в одном районе Алматы (например, Бостандыкском), чтобы все его жильцы были обеспечены качественной связью?

Beeline: – Точное количество базовых станций в отдельно взятом районе сложно рассчитать, потому что скорость мобильного интернета зависит от нагрузки на сеть. На нее, в свою очередь, влияют количество пользователей и их потребление трафика.

Например, когда в небольшом поселке появляется мобильный интернет, люди начинают использовать его постепенно: сначала мессенджеры, потом социальные сети и онлайн-кинотеатры. Затем пользователи начинают учиться и работать на удаленке, и потребление продолжает расти. Пока цифровые технологии развиваются, будут появляться новые способы времяпровождения в сети. Оператору для поддержания скорости нужно постоянно устанавливать новое оборудование и модернизировать существующее.

– Делаете ли вы замеры скоростей мобильного интернета в Алматы и Астане? Какая средняя скорость интернета, предоставляемого вашим мобильным оператором, сегодня в этих двух городах?

Beeline: – Данные по средней скорости мобильного интернета обновляются ежедневно. Однако, чтобы сделать выводы о качестве услуги, необходимо принимать во внимание и другие показатели. Для этого в компании существуют служба мониторинга сети, которая круглосуточно отслеживает корректную работу всех элементов сети по всей республике. Автоматические сервисы анализируют миллионы событий в сутки: переходы абонентов между базовыми станциями, голосовые звонки, интернет-сессии. Регистрируются объемы трафика и доступность различных интернет-сервисов, работа базовых станций и многое другое. Большая часть ошибок исправляются до того, как абонент успевает что-то заметить. Всего 0,1% инцидентов влияют на сервис.

«Возможности мобильной сети похожи на поток воды из трубы: напор ограничен диаметром, и вода распределяется на всех пользователей»

– Почему интернет от Beeline почти не ловит в горах, а также нередко отсутствует в местах проведения массовых мероприятий?

Beeline: – Информация передается от одного абонента к другому или от сервера с данными к телефону с помощью трансмиссии. Она бывает трех типов: оптоволоконный кабель, радиорелейные связи (РРЛ) и геостационарный спутник (спутник, который находится над экватором и не может обеспечить высокую скорость подключения — прим. Digital Business). Оптоволокно – самый скоростной, но при этом самый дорогой тип трансмиссии. Горная местность за счет каменистой почвы и трудного доступа для техники увеличивает и без того высокие расходы в несколько раз. Особенность РРЛ в том, что базовые станции должны находиться в прямой видимости друг от друга. Из-за горных склонов и ущелий БС пришлось бы устанавливать очень плотно друг к другу. А это вновь сильно повысило бы расходы на покрытие. Спутниковый канал позволяет обеспечить только голосовую связь и поэтому обычно используется в горах и отдаленных населенных пунктах, где нет другого варианта. Поэтому операторы в первую очередь обеспечивают связь там, где большее количество абонентов и подключение необходимо постоянно.

Фото носит иллюстративный характер. Автор: Катерина Малама

Если говорить о массовых мероприятиях, то на связь влияет повышенный уровень нагрузки, которого в обычное время не бывает. Например, в районе базовой станции живет несколько сотен человек, которые пользуются мобильным интернетом только по вечерам. Во время ивентов в этом месте тысячи человек одновременно выгружают свой контент в соцсети и просматривают его у других. Возможности мобильной сети не безграничны и похожи на поток воды из трубы: напор ограничен диаметром, и вода распределяется на всех пользователей. Чем больше абонентов, тем меньше трафика приходится на каждого.

– Насколько реально покрыть полностью 4G и 5G связью Алматы, чтобы здесь не было «белых пятен»?

Beeline: – Операторы постоянно инвестируют в развитие сотовой сети, устанавливают новые базовые станции и модернизируют существующее оборудование. Однако белые пятна будут появляться вновь, и на это есть несколько причин:

  • Эффективность работы операторов зависит от согласия жителей.
  • Застройка города ведется без планирования телеком-инфраструктуры. То есть застройщик не уведомляет оператора о том, что новостройки перекроют видимость базовым станциям и что в новом ЖК необходимо также установить оборудование.
  • Город растет, а значит, будут появляться новые районы, не покрытые связью.

– Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов в конце июля заявил, что «МЦРИАП необходимо ускорить темы покрытиям мобильной связью загородных автодорог», чтобы в случае ДТП пострадавшие могли вызвать экстренную службу. Подскажите, поступали ли к вам запросы со стороны госорганов по этой теме? Какая работа ведется в этом направлении?

Beeline: – Голосовая связь доступна для абонентов Beeline на 90% всех республиканских трасс. Работа над покрытием мобильным интернетом ведется вместе с государством. Это непростой проект, поскольку для того, чтобы на протяжении всего пути был интернет, необходимо не только телекоммуникационное оборудование, а также сотни антенно-мачтовых сооружений и электроснабжение. А оно есть не везде.

Что делать, чтобы связь стала лучше

«Государство может помочь операторам связи, если повлияет на регуляторику отрасли»

– Какие меры может предпринять оператор, чтобы оперативно улучшить качество мобильного интернета?

Beeline: – Операторам связи необходимо строить новую инфраструктуру с той же скоростью, с которой растет потребление интернет-трафика. Но, к сожалению, необходимые для этого процедуры занимают от полугода, и потому позитивные сдвиги происходят медленнее. Однако операторы продолжают работать над улучшением качества связи и каждый год инвестируют десятки миллионов тенге в установку базовых станций, прокладку оптоволоконного кабеля, установку CDN (Content Delivery Network — географически распределенная сетевая инфраструктура — прим. Digital Business), а также внедряют новые технологии, такие как VoLTE, VoWifi, Massive MIMO и др.

Офис службы мониторинга сети Beeline

– Что необходимо делать людям, которые хотят улучшить качество и увеличить скорость мобильного интернета?

Beeline: – Пользователи могут помочь операторам, если начнут разбираться в вопросах связи и занимать активную гражданскую позицию. Например, не позволять радиофобам принимать окончательное решение по вопросам установки базовых станций. Абоненты могут делиться знаниями с близкими людьми и пояснять, что без антенны не будет связи. Ведь пока большинство будет против оборудования, операторы бессильны.

Очень часто негативно на работу телеком-оборудования влияют репитеры (усилители связи, ретрансляторы), которые покупают абоненты. Подобное устройство помогает одному, но мешает всем остальным.

– Каких шагов вы ждете от государства?

Beeline: – Государство может помочь операторам связи, если повлияет на регуляторику отрасли. Например, упростит оформление документов на строительство базовых станций. Или узаконит применение опор двойного назначения.