Казахстан обошел Канаду по развитию e-comm. Рассказываем, как сфера будет развиваться в 2025 году
Высокий уровень цифровизации и формирование у потребителей привычки совершать покупки онлайн вывели Казахстан в топ-10 стран по уровню проникновения электронной коммерции в стране. Согласно статистике MobiLoud, Казахстан уже обогнал Канаду, подчеркивает CEO компании МойСклад Аскар Рахимберидиев.
Главные тренды потребительского поведения на рынке Казахстана
- Уменьшение среднего чека на фоне роста количество покупок. Число транзакций за 2023 год выросло на 84%, а средний чек снизился на 2,6%, составив 26,8 тыс. тенге, и эта тенденция продолжится;
- Повышение требовательности покупателей: им нужна более быстрая доставка, в течение 1-2 часов, и бесплатно;
- Для людей важно наличие возможности купить товары в кредит или рассрочку;
- Потребителям нужно, чтобы товар был качественно представлен: фотографии, видео и описание должны быть профессионального уровня.
Тренды развития маркетплейсов
- Главный драйвер роста e-commerce в стране – маркетплейсы. За прошлый год они увеличили свою долю на рынке еще на 6%, до 89% (данные PwC Kazakhstan). За счет этого наблюдается сокращение доли интернет-магазинов;
- Лидер среди маркетплейсов – Kaspi. Он превалирует по количеству покупателей, транзакций и селлеров;
- У Ozon больше всего ПВЗ – в Казахстане работает 1300 пунктов. У Wildberries в середине 2024 года было около 1000 ПВЗ;
- Международные маркетплейсы наращивают свое присутствие в Казахстане, инвестируя большие средства в логистическую и транспортную инфраструктуры, а также субсидируя своих франчайзи;
- Самые быстрорастущие товары на маркетплейсах: электроника, товары для дома и ремонта, а также косметика и одежда.
Каждый лидирует в своей нише
- Kaspi – электроника, ювелирные украшения, одежда;
- Wildberries – товары для дома, одежда, косметика;
- Ozon – бытовая техника, автозапчасти, бакалея.
Прогноз
- Количество онлайн-покупок на маркетплейсах будет расти, пиковые значения пока не достигнуты;
- Средний чек на маркетплейсах будет снижаться, а частота покупок – увеличиваться;
- В онлайне появятся новые категории товаров, включая крупные: например, автомобили, строительная техника.