«Цифровизация ломала сложившиеся устои». Как в Казахстане создавали электронное правительство

Kaz
О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 31.10.2024, 08:51
Асет Турысов

«Когда внедряли цифровые документы, столкнулись с серьезным сопротивлением. Многие не понимали, как все будет работать. Например, сотрудники аэропорта в Астане были категорически против пропускать по электронному удостоверению пассажиров на рейс. Мы их убеждали, что так проще проводить идентификацию: достаточно отсканировать QR-код и система подтвердит подлинность личности. В результате только титаническая работа сотрудников МЦРИАП и технарей помогла продвинуть использование цифровых документов», – вспоминает сегодня вице-министр финансов РК Асет Турысов.

В начале 2010-х годов он, будучи экспертом в Министерстве связи и информации, активно участвовал в создании основ электронного правительства. Позже уже в качестве председателя правления АО «НИТ» и вице-министра цифрового развития занимался цифровизацией различных государственных услуг и сервисов, а также такими проектами, как eGov mobile. Для совместного проекта Digital Business и Yandex Qazaqstan «IT-история Казахстана» Асет Турысов рассказал, с чего началось построение eGov и почему многие представители госорганов сопротивлялись цифровизации. Также поговорили о первых госуслугах онлайн, мобильном приложении и внедрении искусственного интеллекта.

Информационные системы, базы данных и электронное лицензирование. С чего начинался eGov?

Официальным днем рождения электронного правительства в Казахстане считается 2006 год. Именно тогда заработал eGov.kz. Поначалу он представлял собой своеобразную онлайн-справочную. На портале можно было посмотреть список необходимых документов для получения определенной госуслуги, узнать организацию или ведомство, отвечающее за ее предоставление. Благодаря этому люди получили четкие правила для взаимодействия с государственными органами.

Асет Турысов

– Вообще цифровизация началась с ЦОН-ов. Ранее госуслуги предоставляли разные ведомства в бумажном виде. Человеку приходилось ходить по множеству инстанций. С появлением ЦОН-ов получилось реализовать принцип «единого окна»: все процессы оказались в одном месте, что помогло их стандартизировать и сделать анализ, какие госуслуги нужно переводить в онлайн, – рассказывает собеседник.

Для предоставления услуг в электронном формате необходимо было создать соответствующую техническую инфраструктуру. Именно в это время к управлению развития и защиты электронного правительства при Министерстве связи и информации в качестве эксперта присоединился Асет Турысов:

– Это был 2011-й год. Тогда на стадии разработки или развития находились основные каркасные проекты для построения электронного правительства. Во-первых, отраслевые информационные системы. Одной из первых, как пример, стал «Е-нотариат», с помощью которого уже тогда можно было оперативно найти нотариуса и заверить у него необходимый документ онлайн. Уже позже у сервиса появились другие возможности, такие, как проверка регистрации имущества, доверенности и так далее. Сейчас «Е-нотариат» интегрирован с 22 различными системами и банками.

Во-вторых, оцифровка государственных баз данных: физических и юридических лиц, регистры недвижимости, адресные регистры и т.д. Это нужно, чтобы выстроить грамотные процессы взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.

Асет Турысов

Фото из личного архива Асета Турысова

В-третьих, появление фронтовых систем самого eGov и электронного лицензирования. В первую очередь речь идет о системе «Е-лицензирование», которая автоматизировала процессы получения разрешительных документов. Так появился механизм прозрачного взаимодействия между государственными органами и бизнес-сообществом. Теперь можно было увидеть, не запросили ли у предпринимателя лишних документов, обосновано ли ему отказали в регистрации, например, ИП или ТОО. Кстати, в 2011 году уравняли статус цифровой и бумажной лицензий, а спустя год появилось законодательное требование о выдаче лицензий исключительно в электронном виде.

В-четвертых, создание шлюза электронного правительства, предназначенного для интеграции государственных и негосударственных информационных систем.

В-пятых, инфраструктура ЭЦП, чтобы человек мог подписывать документы. Все эти решения, конечно же, подкреплялись законодательно.

Реализация этих 5 компонентов позволила eGov серьезно продвинуться: появилась возможность запрашивать и получать справки из разных государственных учреждений в онлайн-формате.

«На первых порах было большое сопротивление цифровизации со стороны госорганов»

Среди первых автоматизированных государственных услуг, по воспоминаниям Асета Турысова, стали выдачи адресных справок и справок о состоянии/несостоянии на учете в психоневрологической организации:

– При выборе цифровизации той или иной услуги руководствовались тем, насколько она востребована у людей. Если граждане часто обращались за получением определенных документов, то в первую очередь переводили их получение в электронный формат.

Асет Турысов

Тоже самое касается и создания информационных отраслевых платформ. Представители каждого государственного органа, которые хотели оцифровать определенные процессы, приходили и защищали свой проект. Рассказывали, что сейчас весь учет ведется на бумаге, поэтому для более оперативного взаимодействия с населением и бизнесом нужна электронная система.

Однако, отмечает Асет Турысов, далеко не все ведомства торопились переводить взаимодействие с населением и бизнесом в цифровой формат:

– Было большое сопротивление со стороны госорганов. Здесь несколько причин. Безусловно, цифровизация несла с собой серьезную трансформацию рабочих процессов. Людям нужно было перестраиваться, что некоторым давалось, нужно признать, сложно.

Асет Турысов

Еще один момент – цифровизация ломала сложившиеся устои, снижала коррупционную составляющую. Ведь когда все процедуры на бумаге, их гораздо сложнее отслеживать. Это создавало почву для коррупции, подмены документов. А в цифровом пространстве все фиксируется, что сильно усложняет противозаконные действия.

Конечно, случались и технические неполадки. Это нормально при внедрении новой системы. Когда ты первопроходец, сложно сразу рассчитать правильную нагрузку. Дорабатывали все в процессе, что тоже вызывало недовольство. Многие говорили: «Ваша система не работает, верните все как было – мы страдаем».

Опыт Южной Кореи, походы в ЦОН и 2 млрд тенге экономии

Но несмотря на все трудности и сопротивление, цифровизация продвигалась. В первую очередь за счет поддержки со стороны высшего руководства страны, отмечает Асет Турысов:

Асет Турысов

– В правительстве было много людей, которые осознавали важность технологического прогресса. Было немало чиновников и экспертов, которые ездили в Южную Корею, где уже действовало электронное правительство. Они видели, как этот инструмент помогает оперативно и эффективно решать различные вопросы. Хотя, скрывать не буду, были и те, кто говорил: «Цифровизация – вещь нужная, но давайте займемся ей когда-нибудь потом».

Мы не сдавались и постоянно работали с возражениями. Например, после запуска определенной госуслуги в электронном формате, приглашали скептично настроенных представителей отраслевого министерства в ЦОН и показывали, как все работает на практике. Кстати, там они еще могли пообщаться с людьми – главными пользователями. А народ был в восторге от цифровизации, ведь теперь не нужно было бегать по разным учреждениям – все в одном месте. Это служило для нас отличным аргументом, чтобы продолжать развитие электронного правительства.

После построения каркасной инфраструктуры и преодоления скептицизма, необходимо было реализовывать новые проекты, чтобы достигнуть 90% автоматизации госуслуг. К таким можно отнести Smart Data Ukimet – проект по созданию Big Data. Он тогда объединил около 40 баз данных, что заложило основу для развития проактивных госуслуг.

Асет Турысов

Фото из личного архива Асета Турысова

Немаловажным был вопрос взаимодействия государства с гражданами. Так реализовали проект единого сайта для всех госорганов – Gov.kz. Дело в том, что раньше у каждого ведомства имелся собственный веб-портал. На их обслуживание тратились огромные деньги. Однако после появления Gov.kz у людей появилась возможность найти всю актуальную информацию о работе госорганов в одном месте, а бюджет сэкономил около 2 млрд тенге ежегодных расходов.

«При разработке eGov mobile хотели, чтобы человек в 2 клика мог получить любую услугу через приложение»

Еще одним важным этапом развития электронного правительства, с учетом проникновения смартфонов в жизнь людей, стал запуск eGov mobile. Правда, отмечает Асет Турысов, первая версия приложения вышла не очень удачной:

– Оно получилось немного отсталым в технологическом плане, из-за чего люди им особо не пользовались. Решили серьезно все перестроить – так родился современный eGov mobile. При его разработке хотели, чтобы человек в 2 клика мог получить любую услугу через приложение. Из-за этого очень много внимания уделили UI/UX – нужно было сделать понятный и удобный интерфейс.

Улучшилось и техническое наполнение. К примеру, внедрили в eGov mobile ЭЦП, что решило многие вопросы. Люди часто забывали пароли от ЭЦП или теряли флешку с ней, что создавало проблемы с точки зрения информационной безопасности. С приложением такой риск минимизировался, так как ЭЦП хранится в специальном контейнере.

Асет Турысов

Вскоре госуслуги появились еще и в банковских приложениях. Решили интегрироваться с ними, так как это серьезно упрощало жизнь гражданам. Люди практически каждый день используют банковские сервисы: оплачивают продукты в магазине, покупают билеты на самолет или поезд. Плюс часть государственных услуг тесно связана с банковскими. К примеру, получение пособия на ребенка. Также банки могут похвастаться хорошей инфраструктурой, прошедшей все проверки на информационную безопасность, и к ним предъявляются жесткие законодательные требования по хранению персональных данных.

В результате вместе с банками удалось оцифровать несколько услуг. К примеру, регистрацию автомобиля. Это сильно снизило нагрузку на СпецЦОНы, где постоянно были огромные очередь. А бонусом – помогло избавиться от разного рода «помогаек», которые караулили автовладельцев у учреждений и предлагали решить все вопросы за определенную сумму.

Все это стало возможным благодаря проекту Smart Bridge, который упростил и ускорил интеграции госсистем. Раньше для этого необходимо было пройти через большую бюрократическую процедуру. После появления Smart Bridge интеграция, в том числе с банками, стала в разы проще и быстрее.

Пандемия, проактивный подход и искусственный интеллект

Серьезно на развитие электронного правительства повлияла пандемия коронавируса. С учетом различных ограничительных мер в обществе резко стал расти спрос на онлайн-услуги. Это, говорит собеседник, привело к возникновению новых сервисов на eGov:

Асет Турысов

Фото из личного архива Асета Турысова

– Мы тогда запустили пилотные проекты по облачной биометрии и документообороту внутри госорганов, внедрили видеоЦОН, когда можно было связаться с оператором по видеосвязи и решить все свои вопросы.

Одно из главных наших достижений во время коронавируса – удаленная выдача ЭЦП. До пандемии многие были против, так как переживали за информационную безопасность. Но когда случился карантин, люди не могли попасть в ЦОН, чтобы сделать ЭЦП. Поэтому нам удалось реализовать эту историю. И она оказалась удачной. Люди каждый день запрашивали ЭЦП для решения определенных вопросов, так как что-то сделать можно было только онлайн.

Кстати, в период пандемии стало понятно, какие услуги необходимо оцифровать в первую очередь. У нас появилось большое количество данных, анализ которых позволял грамотно оценить ситуацию. Это сильно должно помочь нам в будущем.

Если рассуждать о дальнейшем развитии электронного правительства, то я считаю, что, благодаря проекту Smart Data Ukimet, мы должны двигаться в сторону оказания услуг в проактивном формате. Это когда, опираясь на data, система сама понимает, что и в какой момент положено конкретному гражданину, и услуга оказывается без каких-либо действий с его стороны. К примеру, рождается ребенок и в eGov автоматически появляются все необходимые документы, а матери начисляется пособие. Человеку остается только вписать имя малыша.

Асет Турысов

Фото из личного архива Асета Турысова

Сейчас в проактивном формате оказывается около 20 госуслуг. Но думаю, что с развитием ИИ и его внедрением в электронное правительство, их будет больше. В идеале eGov должен сопровождать человека на протяжении всего жизненного цикла: садик, школа, университет, работа или открытие бизнеса и так далее. Для этого нужно переходить на платформенные решения. На мой взгляд, главная задача GovTech – унифицировать технологии и консолидировать проекты (особенно в отраслях, где нет цифровизации) со сбором BigData.